Оригинальный перевод можно почитать в статье на сайте revzilla.com - "The 10 most common mistakes street riders make". Автор оригинального текста Greg Widmar.
Причиной смерти или увечий мотоциклиста могут стать даже не откровенный идиотизм и опасная езда ради хайпа, а простые, вполне обычные для большинства начинающих райдеров действия или привычки. Цель моего рассказа – передача «коллективного опыта», накопленного мной лично, моими друзьями и знакомыми байкерами – тем, кто пока еще не успел достаточно наездить, но уже задумался о сохранности собственной «шкурки». Итак, чего нельзя делать, если хочешь выжить на двух колесах.
1. Пренебрегать экипировкой
Да, да, я знаю все типичные аргументы «против» ношения экипа – от: «Нормальных пацанов Боженька бережет», «Жарко, неудобно», до: « Я за хлебом, недалеко», или «не собираюсь гонять». Жаль только – об этом не знал слепой водитель автомобиля весом в две тонны, которую он начал перестраивать из крайнего правого ряда в левый, прямо перед вашим носом… или «не знал» внезапный утренний заморозок, превративший полосу асфальта в каток… или собака, решившая перебежать дорогу. Самые нелепые и неприятные ситуации – происходят на ровном месте и всегда без предупреждения, поэтому – обязательно надевайте экип, даже если проехать надо всего пару километров.
Если вам «жарко или неудобно» – значит вы носите не то, и это – даже опасно! Подберите себе нормальную мотоэкипировку – она легкая, не давит, не трет, защищает как положено.
Если вам «дорого» – оцените, во сколько обойдется лечение (как минимум), разбитых пальцев, коленей, перелома ключицы, челюсти? Даже самая легкая, но обидная травма – содранные (в отсутствие нормальных кевларовых штанов) «булки» или внешняя часть бедра – будут заживать около трех недель, не давая нормально жить и кататься. Не хватило денег на хороший шлем или мотоодежду? Тогда на полноценное лечение – тем более не хватит, и есть риск остаться калекой… В общем, друзья, носите полный экип, пожалуйста!
2. Забивать на изучение правильной техники вождения
Когда видишь, как много мотоциклистов выкатываются на дорогу, не имея базовых навыков контраварийного вождения – это пугает. В своей инструкторской практике я всегда рекомендую наработки английских и американских экспертов по контраварийному вождению. Изучая такие полезные Ютуб-каналы, как MotoJitsu, вы поймете механику контролируемого заноса, узнаете несколько техник свешивания, контрруления, секреты правильной посадки.
Многие из следующих восьми типичных ошибок – косвенно связаны с тем, что райдер поспешил «в город», не проработав нормально базовые приемы, не научившись чувствовать и контролировать свой мотоцикл. Специальная целенаправленная отработка навыков – это то, что спасет вас в сложных условиях. Дождь, ночь, слепящие фары встречных, злые «шашечники», резкое открытие двери в междурядье, выскакивающие пешеходы – все ситуации можно смоделировать, заранее отработав реакцию на них.
3. Проявлять небрежность на перекрестках
Я еду прямо, на разрешающий сигнал светофора – что может пойти не так? Руководствуясь этой установкой, многие мотоциклисты «получают» в бок машину, водитель которой решил успеть проскочить на мигающий.
Динамика мотоцикла превосходит автомобильную, поэтому принимая решение, водитель – скорее всего, еще не видел байк, быстро выкатившийся наперерез. А когда увидел – уже не успел затормозить. Безусловно, виноват он, но мотоциклисту от этого – не легче. Подъезжая к перекрестку, всегда убеждайтесь, что слева-справа – «чисто».
4. Нейтраль, зеркала и положение за впередиидущим
Разберем целый комплекс ошибок, который «вертится» вокруг одной ситуации. При подъезде к светофору, у которого на красный свет уже кто-то остановился, неопытный мотоциклист издалека включает нейтральную передачу, не спеша подкатывается вплотную к стоящему авто, прямо посередине его колеи, и смотрит вверх, ожидая «зеленый». Опытный – здесь не воспользуется нейтралкой, и не встанет по центру полосы. Он выберет зону за левым или правым колесом передней машины (смотря, где есть место для объезда), заранее «воткнет» передачу, с которой ему легко стартовать, и будет смотреть в зеркала на приближающийся позади поток.
Вы не знаете, как перед перекрестком поступит водитель пристроившейся за вами машины, но можете предположить, что он вас не видит, если:
- авто приближается без явного замедления;
- вам не видно лица водителя;
- машина не смещается чуть влево для дальнейшего обгона.
Возможно, тот, кто за рулем – наклонился посмотреть под руль или отвлекся, а значит – способен «приехать» вам в заднее колесо.
Перед торможением или перестроением – обязательно нужно проконтролировать ситуацию позади мотоцикла, даже если вы смотрели в зеркало только что, особенно – подъезжая к меняющемуся сигналу светофора. Не ленитесь настраивать их перед каждой поездкой, тогда контрольный взгляд отнимает всего четверть секунды.
Чтобы избежать наезда стоя на нейтрали – нужно выжать сцепление, воткнуть передачу, отпустить сцепление, тронуться вперед и вбок. Это долго, вы просто можете не успеть убраться, поэтому, пока поток не остановился – держите мотоцикл на передаче и прикидывайте, куда, в случае чего, сманеврировать.
5. Игнорировать поворотники
Признайтесь, вас ведь тоже раздражает, когда встречный – резко поворачивает наперерез без поворотников? Обязательно пользуйтесь указателями поворота, а если на вашем байке таковых не предусмотрено – подавайте универсальные сигналы рукой. Так вы будете предсказуемы для других водителей, и заметны, что многократно повысит вашу пассивную безопасность.
То же самое – относится и к одежде. В сумерки, в дождь, в туман – мотоциклиста очень плохо видно, поэтому нужно стать ярче, заметнее, именно для этого в мотоэкипировке присутствуют световозвращающие элементы.
6. Сужать «фокус внимания»
Смотреть в основном «перед собой», изучая дорогу всего на 20–30 метров вперед – типичная ошибка начинающего мотоциклиста. Допустим, в 100 метрах столкнулись две машины, окружающие – вяло начали их объезжать, образовался приближающийся затор. Не видя опасности заранее, водитель начинает реагировать только тогда, когда уже вкатывается в аварийную ситуацию. Меньше времени на реакцию – меньше возможностей ее избежать, а чем выше скорость байка – тем короче время на принятие решения.
Взгляд водителя – должен, как маятник, постоянно колебаться между ситуацией впереди, на расстоянии 50–60 метров (и дальше), а также – в непосредственной близости (те самые «20 метров»). Дорогу рекомендуется все время «крестить» взглядом: вдаль – поближе – левое зеркало и левая сторона – правое зеркало и правая сторона – вновь вдаль. Решающую роль в нашей безопасности играет периферийный обзор, поэтому шлем должен быть с широким визором.
Проходя закрытый поворот – всегда заглядывайте в него как можно дальше, чтобы как можно раньше заметить выезжающую машину или препятствие. Поднимите подбородок, чуть выдвиньте его вперед, поворачивая голову в том направлении, куда хотите ехать. Взгляд должен скользить впереди, по периферии, сразу же «выхватывая» открывающиеся ему детали. Пока не выйдете из поворота – за своей полосой (перед колесами) нужно следить только боковым зрением.
7. Игнорировать слепые зоны автомобилей
При определенных условиях, «невидимым» на дороге становится даже КАМАЗ – что уж говорить о такой маленькой величине как байк или скутер? Обзор из машины – сильно ограничен в определенных зонах: там, где попутный двухколесный транспорт «еще», и «уже» не видно в зеркалах или окнах. Не все автомобилисты подрезают вас целенаправленно. Большинство – вас не видит.
Кроме стоек, обзор водителю авто будут загораживать пассажиры, или перевозимый груз, поэтому – просто помните:
- Правая сторона автомобиля – смертельно опасна для мотоциклиста, убирайтесь из-под нее как можно быстрее!
- Прижиматься к машине сзади – нельзя. По центру – вам некуда будет свернуть, при необходимости, с боков – вас не видно за стойкой.
- Если вы видите в зеркале впереди идущего авто лицо водителя – он тоже вас видит. Если нет – будьте бдительны!
«Слепые» или «мертвые» зоны – для каждой машины разные, но, в среднем, начинаются по бокам, от середины передних дверей и отстоят от бортов как раз на ширину транспортного средства. Сзади, прямо за бампером, на протяжении полутора-двух метров – тоже образуется «островок», наблюдаемый только в салонное зеркало (на легковой машине), или просто «слепой».
8. Рискованно входить в повороты
Тот момент, когда встречные машины, не рассчитав взаимную траекторию поворота, разбивают друг другу боковые зеркала – называют «звон бокалов». Несмотря на отсутствие романтичного названия, момент, когда на месте зеркала одного из авто в левом повороте оказывается шлем мотоциклиста, к сожалению, тоже – не редкость. Еще чаще «встреча на разделительной» случается при одновременном обгоне со встречным.
Укладывая байк в левый поворот, рассчитывайте траекторию колес так, чтобы в наклоне проекция ни одной части вашего тела – не «выглядывала» за пределы разделительной на чужую полосу. Входить в поворот (при отсутствии встречных) – допускается как можно шире, держитесь в метре от прерывистой разметки. Выходя из поворота, особенно закрытого, двигайтесь в центре своей полосы – так у вас будет пространство для ухода вправо-влево, если на пути кто-то резко «возникнет».
9. Гнаться, или разгонять – в группе
Путешествовать вместе интересно, удобно, более безопасно, чем в одиночку, но только если уровень мастерства вождения и категория техники примерно одинаковы у всех участников. Две «крайних» ошибки мотоциклиста, не имеющего опыта езды в группе, это – обязательно, любым способом, держать скорость наравне с лидером, и (если кажется, что группа едет недостаточно динамично) играть в «шашки», постоянно обгоняя и пропуская участников – от скуки. Гнать быстрее, чем привык ездить – значит потенциально не успеть оттормозиться или войти в поворот. Беспричинно перестраиваться, ускоряться, тормозить – значит злить, заставлять нервничать или ошибаться остальных участников группы.
Чтобы поездка прошла комфортно, безопасно, а по итогу – никто не обижался на товарищей, маршрут заранее делят на отрезки и точки сбора (например – заправки), предоставляя участникам выбирать скоростной режим самостоятельно. Байки с большой разницей в характеристиках проще «растянуть» по маршруту, давая возможность другим участникам движения нормально их обгонять. «Моторам» примерно одной кубатуры и мощности (если набралось 4 мотоцикла или больше) – безопаснее всего ехать в шахматном порядке, где ведущий и замыкающий – по очереди занимают левый край полосы.
10. Ездить быстрее, чем думаешь
Наверное, этот пункт стоило бы разместить первым, но, к счастью, сейчас все больше байкеров проявляют в этом вопросе адекватность. Можно было бы просто сказать: «Не гони, быстро едешь – тихо понесут», однако ошибку часто совершают, как раз-таки, не «летчики».
Скорость реакции – у каждого человека разная, кроме того, она зависит от физического состояния: усталость, высокая температура или плохое настроение – значительно снижают нашу концентрацию. После интенсивной тренировки, или сильно эмоционального разговора или вчерашнего «пива» – нужно катать медленнее, давая себе дополнительное время на реакцию (в процесс которой входят: восприятие, оценка и команда мышцам к действию).
Некоторых мотоциклистов, любителей не спать по двое суток – спасает «автопилот»: не успел испугаться, а уже перестроился или оттормозился, но для такого «прикола» реакция на ситуацию должна быть отточена практикой. Годами, километрами, сознательной отработкой поведения в той или другой дорожной обстановке.
Говорят, «знания – не купишь». Не могу с этим полностью согласиться. Можно купить хороший мотоцикл, можно купить хороший экип, можно купить время на специально подготовленной площадке в мотошколе, взять мотоинструктора, а уже с помощью этого «комплекта» – приобрести за неделю такие знания, которые не каждый способен усвоить за год езды в городском трафике. Хороший водитель – учится всю жизнь, поэтому читайте статьи, смотрите видео-гайды, почаще практикуйтесь, и берегите себя!