Мотоцикл — это не автомобиль. Приобретение его, в большей степени стремление души, чем голый практицизм. Хотя часто именно двухколесный транспорт бывает практичнее — хотя бы в пробках. Все же, атмосферные осадки, необходимость специальной экипировки, ограниченная грузоподъемность делают его менее приспособленным к повседневной жизни.
Присмотритесь к себе. Станет ли байк вашим продолжением? Вы уверены, что это вам действительно нужно? Кстати, вы мужчина или женщина? Мотоцикл для девушки -- отдельная тема.
Совет No1. Определитесь с моделью
Если сомнения отброшены, и намечены первые, пространные ориентиры, тогда... не спешите. Даже в той нише, которую вы определили, перед вами огромный выбор. Разновидностей аппаратов масса, но среди них нет четкой классификации. Кроме классических, кроссовых, туристических моделей, вам предстоит познакомиться еще с множеством непонятных слов. Скремблеры, бобберы чопперы и эндуро — далеко не полный их список. Все следует изучить, хорошенько погрузиться в тему.
Вне зависимости от того, какой тип байка вы выбираете, желательно, чтобы он был:
- Не самый дорогой — ну, потому что мало ли что;
- не самый мощный. Нормальным считается вариант до 300 см3. Но это еще зависит от типа мотоцикла;
- удобный в управлении. Все рычаги, ручки и переключатели должны быть доступны, эргономичны;
- подходящий по высоте. Новичку предпочтительнее при надобности уверенно стоять ногами на земле;
- считается, что оптимальный вес мотоцикла превышает вес водителя втрое.
Можно сказать, что первый двухколесник должен быть скромным и с усредненными характеристиками. Покатавшись сезон - другой, можно уже уточнить модификацию, добавлять в свой выбор свежих идей.
«Как скучно» - скажет кто-то. Но поверьте, на первых парах ярких впечатлений хватит и от 300 кубиков. А вот кое в чем молодому байкеру выделяться не возбраняется. Если ваш байк будет ярким и заметным на дороге, это пойдет во благо имиджу и безопасности. То же самое относится к надежной и броской экипировке. Она, скорее всего, подойдет и для другого мотоцикла, который вы купите после первого. Дело в том, что вероятность того, что в первенце вам что-то не понравится, велика. Вполне возможно, что вам захочется оставить комфортный чоппер, ради романтики бездорожья, или наоборот. И еще об экипировке. Продавец может предложить вам шлем. Старый шлем брать не стоит. Оценить его состояние вы не сможете, даже если он выглядит, как новый. Внутри у него есть слой пористого полистирола. Он сжимается при ударе, а после утрачивает амортизационные свойства. Не следует рисковать.
Выбрав модель, узнайте о ней все: технические характеристики, отзывы, смежные модификации, регламент сервиса. Вы должны знать о машине больше, чем продавец. В частности нужно представлять где располагаются, как выглядят номера рамы и кузова, чтобы сразу грамотно определить возможное несоответствие.
Совет No2. Общайтесь с продавцом
В предварительную беседу с продавцом проводите по телефону, или вживую, а не переписывайтесь. Важно ведь не только, что он ответил, «а как». Обсуждайте все те же моменты, которые предстоит проверять при осмотре. Иногда сразу становится понятно, что и ехать не придется — например чувствуется какая-то ерунда с регистрацией.
Итак, сначала попросите подтвердить юридическую чистоту транспортного средства. Затем вопрос о пробеге, и потом следует перейти к техническому состоянию. Здесь все по списку — нужно заранее подготовиться.
После выяснения состояния хотя бы основных узлов, поинтересуйтесь авариями, выходом из строя деталей, характерных болячками. Спросите, как он с этим боролся, какие запчасти устанавливал. Не беда, если что-то сломалось и было отремонтировано. Плохо, если окажется что он недобросовестно ухаживал за машиной.
Поинтересуйтесь, когда менялось масло и фильтр.
Были ли переделки, тюнинг. Иногда последним занимаются не для души, а чтобы скрыть следы аварии.
Совет No3. Проведите дотошный техосмотр. На что смотреть в первую очередь.
Перед встречей с продавцом попросите его не заводить двигатель до вашего посещения. Удачный запуск «на холодную» — один из показателей хорошего состояния мотора.
- Окиньте взглядом аппарат. Тот ли это байк, что вы видели в объявлении — и такое бывает. Не бросается ли в глаза какой-то дефект, перекос. Разный крепеж, там где он должен быть стандартным, деформированные головки болтов говорят о не очень ответственном подходе к ремонту. Поврежденные выступающие части байка, либо явно поменянные на более дешевые говорят о падении и экономии средств при ремонте. Посмотрите на транспорт строго спереди и сзади. Непараллельность колес свидетельство деформированной рамы. От такого варианта разумно отказаться.
- Тщательно осмотрите раму. Настораживают любые дефекты, а также следы не заводской сварки, покраски.
- При обнаружении следов ремонта любых узлов пообщайтесь с продавцом. Если он охотно рассказывает о подробностях, это несколько успокаивает, если уходит от ответа — тревожит. Рама — очень ответственный прочностной элемент мотоцикла, который испытывает большие нагрузки.
- Сердце любой машины это двигатель, которому уделяется пристальное внимание. Лучше делать это со специалистом.
- При осмотре мотора проверяют уровень масла и охлаждающей жидкости. Работа с недостатком последних приводит к перегреву и масляному голоданию, что чревато стремительным износом цилиндро-поршневой группы и шеек коленчатого вала. Если не хватает ни масла ни антифриза, то понятно, что для владельца это в порядке вещей, и скорее всего активный износ уже начался.
- Желательно померить компрессию в цилиндрах после прогрева двигателя. Для этого нужно снять свечу зажигания и установить в отверстие компрессометр. Мотор проворачивают стартером. Дроссельная заслонка при этом должна быть открыта, а воздушный фильтр чист, или удален. Стартер создает пусковые обороты. Значение давления, при котором показания прибора перестанут расти, и будет компрессией. Ее допустимая величина указана в руководящей документации. Низкий показатель — еще не приговор двигателю. Возможно клапаны газораспределения никогда не регулировали, а может быть двигатель закоксован, и поршневые кольца залегли.
- О многом расскажет снятая свеча. Ее электроды должны быть сухими, светло-коричневого цвета. Белый налет указывает на бедную смесь, а черные хлопья на излишек бензина или недостаток воздуха. Богатая смесь свойственна низкооборотным двигателям тяжелых мотоциклов. Звук этого мотора низкий, сочный. Говорят, что он «бубнит в выхлопную трубу». Один и тот же звук характерен для одного двигателя, и ненормален для другого. Цвет свечи при этом должен быть светло-коричневым. Черные и белые электроды — за пределом допуска.
- Посмотреть внутреннее состояние цилиндра поможет эндоскоп. Прибор представляет собой жесткий или гибкий зонд, который погружают в камеру сгорания через свечное отверстие. Изображение выводится на экран. Смотрят и нагар на клапанах, поршне, и состояние хонинговки. Это мельчайшие канавки, нанесенные на поверхности гильзы цилиндра в перекрестных направлениях. Насечка, глубиной около 0.02- 0.03 мм. удерживает необходимое количество масла и помогает поршневым кольцам постоянно вращаться, обеспечивая равномерный износ. Наличие хонинговки говорит о хорошем состоянии стенок цилиндра.
- Черный выхлоп говорит о переобогащении безвоздушной смеси. Беловатый — смесь бедная, или мотор еще не прогрет.
Сизый дым — выгорание масла. Для четырехтактного мотора это неисправность, а вот для двухтактного не факт. У таких ДВС смазку добавляют в топливо, и сизоватый дымок бывает обычным делом.
- Мотоциклетный мотор часто работает в режиме изменения оборотов. Поэтому люфт цепи может прогрессировать быстро, приводя в негодность компоненты ГРМ. Болтанка цепи проявляется звоном при сбросе оборотов.
- Бензобак проверяется на предмет ржавчины. В его полость можно посветить фонариком.
- Скоростная машина нуждается в хороших тормозах. Оцените надежность системы осмотром и в движении. Подтекание тормозной жидкости, провалы при нажатии на рычаг тормоза недопустимы. Истонченные тормозные диски — показатель солидного пробега, интенсивной эксплуатации. Зная заранее допуск по остаточной толщине, замерьте диск штангенциркулем. Не забудьте про колодки.
- Вывешенное колесо должно иметь ровный обод и вращаться без биения, не должно иметь люфта. Биение (восьмерка) говорит об искривлении обода, а люфт об износе подшипников.
- Рулевое управление проверяйте на люфт, легкость поворота, надежность крепления.
- Обратите внимание на состояние резины. Измерьте глубину рисунка протектора.
- Работу трансмиссии следует оценить во время пробной поездки. Скорости должны переключаться легко и фиксироваться надежно. Передачи не должно выбивать при высоких оборотах. Замерьте провисание цепи, сравните с допустимым.
- Амортизаторы проверьте на предмет подтекания, провалов, стуков, плавности хода. Покачать машину нужно на стоянке, а потом проверить на ходу.
- Проверьте работу всех электрических приборов, а также состояние электропроводки на предмет ветхости, надежности электрических контактов и креплений. Для проверки генератора понадобится тестер.
Совет No4. Место и время сделки менять можно
Езда на мотоцикле предпочтительнее в теплое время года, а для покупки плохой погоды нет. Всякий сезон благодатен по-своему.
Весной и летом совершить апробацию двухколесного ТС и затем покупку, проводить куда комфортнее. Однако, вряд ли в сезон мотоциклы подешевеют — разве что к концу.
Зимой - же продавцы хватаются за потенциального покупателя, и возможно пойдут на уступки в цене. Еще зимой хорошо проверить холодный пуск мотоцикла, конечно, если быть уверенным, что его действительно не заводили, и он честно промерз в гараже. Удача покажет не только исправность самого ДВС, но и потенциал аккумулятора, и стойкость электропроводки к отсыреванию.
Осень — прекрасное время для покупки машины над которой нужно основательно поработать в гараже. Можно ощутимо сэкономить на покупке, а за зиму привести транспорт в исключительное состояние.
А еще зимойв не сезон скидки на все, в том числе и на мотоциклы.
Вопрос где покупать тоже очень субъективный. Вариантов много, но основных два — это торговая организация, либо частный владелец. В магазине обычно дороже, но есть надежда получить гарантию, заплатить в рассрочку, и почему-то спокойнее. У частника можно купить дешевле, вряд ли с рассрочкой, а гарантией послужит слово джентльмена.
В любом случае подержанное транспортное средство необходимо проверить по всей строгости — и техническую и юридическую стороны вопроса. Перед покупкой необходимо проверить как документы на машину (ПТС и свидетельство о регистрации), так и паспорт продавца. Если покупаете у торговой организации, поинтересуйтесь ее репутацией.
Самый лучший вариант, это если к вам обратился ваш лучший друг, который решил продать свой прекрасный мотоцикл. Байк этот вам тоже хорошо знаком, и по всем характеристикам является вашей мечтой. Кроме того он сам предложил купить его по низкой цене, а деньги можно отдать потом.
Это не фантастический, хотя и редко встречающийся вариант.
И мы вам его от души желаем.