Дело идет к зиме и самые практичные из мотоциклистов уже задумываются о том, том где хранить байк, подыскивая условия получше или подешевле чем в прошлом году. Что, впрочем, удается не всегда. На вопрос как хранить мотоцикл зимой, самый очевидный ответ – в гараже, но, за неимением такового, есть несколько вариантов.
Перед постановкой на зимнее хранение, важно провести с байком ряд консервационных мероприятий. Законсервировать – это, в том числе, обеспечить неприкосновенность. Даже если летом «колеса» регулярно ночуют под домом – на зиму им нужно искать отдельное труднодоступное место под присмотром. Закрытое помещение, недоступное посторонним.
Поставить на зимнее хранение – действие окончательное. Это значит – не трогать до начала регулярных выездов. Специально для фанатов «проведать» мотоцикл в спячке – завести и «подергать» его 100 метров туда-обратно вдоль гаражей – делать так не нужно! За это время байк не успеет ни прогреться, ни зарядить аккумулятор, зато насосет в карбюратор (или инжекторы) отстоя с низа бака и покроется «испариной» конденсата.
Независимо от размеров и типа, помещение для хранения мотоцикла (а также скутера, квадрика, снегохода) должно быть:
- Сухим.
- Проветриваемым.
- С постоянной температурой.
И совсем необязательно – плюсовой. Соответствовать хранилище должно всем трем критериям, но последний пункт – особенно важен. Потому, что именно при перепадах температур на холодном металле образовывается конденсат влаги из воздуха, приводящий к коррозии. Лучше пусть помещение будет неотапливаемым, чем обогреваемым периодически.
В идеале, и хранение мотоцикла зимой, и обычная ночная стоянка – должны проходить в этих трех условиях. Особенно в местностях с влажным климатом и соленым морским воздухом. Но на практике – техника чаще ночует где придется, а ее сохранность зависит от толщины защитного покрытия и сложности противоугонки.
В Москве и других городах-миллионниках с цивилизованными мотопарковками традиционно «напряженка»: либо далеко, либо – дорого, поэтому райдеры приспосабливаются как могут, храня мотоциклы дома, в соседском гараже, в морском контейнере, самодельном ящике и даже просто на улице.
Хранение мотоцикла в квартире
Многие райдеры заботятся о здоровье мотоцикла почти как о собственном, и на зиму устраивают его в собственной квартире. Плюсов этого способа – миллион, начиная с душевного спокойствия, до возможности проводить мелкий ремонт с комфортом: экономия средств на аренду стояночного места, возможность «ковырять» мот в тепле, в любое время, не тратя его на путь к месту парковки, лучшая сохранность байка. Пока у меня были проблемы с мастерской – все три мотоцикла успешно зимовали в доме несколько сезонов подряд.
Но у варианта есть существенные минусы: теоретически, он нарушает технику пожарной безопасности, и может вызвать категоричное неприятие у ваших близких и соседей. Если потенциальный скандал не назревает, «добро» получено – сливайте бензин, берите пару крепких друзей и несите мот до грузового лифта. В его отсутствие – снимайте заднее и переднее колесо, руль, крылья, если они добавляют габаритов, и везите на обычном лифте. Мелкие 125 – 200 кубовые экземпляры можно закатить по лестнице вдвоем. Средний 200-килограммовый байк – успешно транспортируется по ступенькам с помощью четырех человек. Даже без досок. Перед заносом в квартиру, мот нужно обязательно помыть и просушить.
Металлический гараж или общий бокс в гаражном кооперативе
Это место лучше всего подходит для зимнего хранения, если отвечает основным критериям: сухо, проветривается, без скачков температуры. В Москве и других крупных городах трудно найти приемлемую аренду в кооперативах. Цены – традиционно «космос». К счастью, холодный гараж на одного можно превратить в «общежитие», скинувшись с несколькими единомышленниками.
Мото-общага
В этом способе есть определенные риски, если «ставиться» с незнакомыми людьми. Поэтому те, кто профессионально занимаются мотоциклами – их обслуживанием, ремонтом и хранением – распределяют у себя стояночные места по знакомству, ставят видеонаблюдение и группируют аппараты по классу: дорогие – к дорогим.
Цепи и скобы для блокировки колес, усложняющие потенциальным угонщикам попытку завладения байком, актуальны не только при стоянке на улице. Оставляя мот на подземной парковке и даже в общем боксе – старайтесь пристегнуть его к прочному основанию.
Еще один относительный минус – попасть в самое ближнее или самое дальнее «спальное место» в боксе или в контейнере. В самые дальние углы ставят байки «на всю зиму», а у ворот – «выкатные», которые однозначно будут выкатывать столько раз, сколько потребуется для доступа к остальным. Если выкатывать будут аккуратно – это полезно для резины, если неаккуратно – это опасно для обвеса, зеркал и оптики. В стандартную «ракушку», в среднем, помещается от 8 до 12 разнокалиберных мотоциклов. Если ставшему в угол на долгий прикол срочно понадобится извлечь свой мот – выкатывать придется как минимум 3 из них.
Помни о безопасности
Капитальные гаражи – не неприступная крепость, и кражи из них случаются достаточно часто. Вскрывают не только ворота, но и, банально, ломают стены, так что при выборе места не рассматривайте угловые варианты или соседствующие с явно заброшенными. Замков должно быть несколько – отдельно от ворот, отдельно от калитки. Если редко навещаете гараж – не пренебрегайте механическими противоугонками. Пристегнув мот двумя цепями – сможете радикально затруднить ворам его вынос, и они его оставят.
Частичная аренда
Есть вариант «подселиться» к автомобилистам. Некоторые сдают места каждую зиму, и дают объявления на местных форумах, кого-то можно найти случайно, но лучше если это будет человек, которого вы знаете. Минус в «подселении» (и в автогараж, и в мотообщагу) – нельзя просто так взять и начать спонтанно ремонтироваться, с перерывами в месяцок. Обычно – нельзя, но возможны счастливые исключения.
Коробка в коробке
На многих официальных стоянках и «самозахваченных» пустырях вблизи жилых массивов часто устанавливают контейнеры на несколько изолированных мото-мест, ключи от которых (по идее) есть только у арендующих. Место в общем помещении будет дешевле (в зависимости от района и условий), чем бокс с отдельным входом в разделенном на секции морском контейнере, но «выделенный» вариант более удобный и безопасный. Замок можно будет навесить свой, а мотоцикл – дополнительно зафиксировать.
Собственная коробка
Морской контейнер малой емкости можно даже купить для себя самостоятельно, установив прямо во дворе многоэтажки. Оформив по договору об аренде с жилуправлением, или без него. В случае конфликта, вы просто можете переставить его – это не недвижимость.
В продаже сейчас есть несколько видов мото-боксов – складных жестких контейнеров из АБС-пластика, крепящихся к асфальту (бетону) на анкерах, или складных «ящиков», монтируемых на стену. Кроме крепления для переднего колеса, в них есть место для хранения некоторого количества инструментов, запчастей и ГСМ. Стоимость, правда, огорчает – за немецкую «ракушку» BikeBOX24 придется выложить 3,5 тыс. евро. Складные комплекты и DIY – дешевле, но затрат на материал хватило бы для оплаты парковки в подземном гараже.
Подземный автомобильный гараж под офисом или жилым домом
Хранение мото зимой в крытом, но холодном помещении вполне оправдано, если место будет поблизости (лучше в том же доме), круглосуточно под наблюдением, и охраной. Плюсы в том, что чаще всего подобная стоянка отапливается, температура там постоянная, и в ней сухо. Минус в том, что не всякие корпоративные правила допускают «чужие» транспортные средства на парковки, которые действительно добросовестно сторожат, а те, на которые легче устроиться – охраняются чаще «номинально». Большая текучка позволяет злоумышленникам заехать на фургоне и вывезти в нем байк, не привлекая внимания.
Можно ли хранить мотоцикл на улице зимой?
Если, в силу обстоятельств, не остается ничего, кроме как хранить мотоцикл на улице – выбирайте для него максимально защищенное от заноса снегом, падения сосулек и легкого угона место. Антикоррозионная обработка, полный бак, чехол, центральная подставка и механическая противоугонка – обязательны. При должной консервации мот вполне сносно перезимует. Особенно если есть навес. Главное – не заматывайте его в пленку! Укрытие должно быть плотным, но «дышащим».
Изолируйте выхлоп (силиконовой крышкой, презервативом, пакетом), по возможности – завесьте корпус воздухофильтра, чтобы в него меньше проникал снег или влажный воздух. Начинку воздухана весной все-рвано придется менять. Возможно, и резину – не всякая выдержит стоянку во льду.
Место хранения мотоцикла на улице желательно выбрать:
- В поле вашего зрения.
- Не на виду у прохожих.
- Не на проезде.
- Вдали от тропинок, по которым регулярно ходит молодежь.
- Подальше от детских площадок.
- Не допускающее легкий подъезд грузового фургона или прицепа.
Оставлять на открытой охраняемой стоянке чуть перспективнее, но и это – не гарантия от угона. Сторожа редко запоминают всех владельцев в лицо, часто меняются и не несут материальной ответственности за кражу. Как вариант, можно поставить байк прямо у них под будкой, лично договорившись о повышенном внимании за некоторое вознаграждение. Но это тоже не «панацея».
Подготовка мотоцикла к зимней стоянке
Если вы еще не читали прошлую статью о консервации мотоцикла – чекните, там все разобрано более подробно. Сейчас – кратко напомню принципы: мойка, сушка, полный бак, защита и укрытие. Для защиты от воздействия окружающей среды, металлические и резиновые детали обрабатывают гидрофобными составами: воском, полиролью, силиконовым спреем. Делать это обязательно надо с предварительной мойкой начисто и сушкой – насухо, чтобы металл не «цвел» под покрытием. Раньше с этими целями использовали солидол и «пушечное сало», сейчас – вы можете выбрать более культурное средство, которое не надо будет оттирать керосином. Чем тщательнее мотоцикл будет обработан на зиму – тем меньше пострадает от коррозии. Даже если он стоит в сухом помещении – случайности отменять нельзя.
Альтернативные варианты
Лучший выход – все же договориться с коммунальщиками о зимней стоянке мотоцикла в своем подъезде. Некоторые подсобки, лифтовые помещения, или закутки около мусоропровода в многоэтажных домах снабжены дверями с замком и часто пустуют. Бесплатно договориться не получится, но это плата за спокойствие и может быть ниже тарифа на стоянке (как договоритесь). Подвал – не рассматривайте, там всегда влажно и есть опасность затопления.
Возможная, но сомнительная в плане спокойствия перспектива – хранение мотоцикла прямо под дверью квартиры, на лестничной клетке или общей лоджии. Тут ситуация – с одной стороны лучше, а с другой – хуже, чем при хранении на улице. Хлопоты – те же: консервация, укрытие чехлом, блокировка. Соседи или коммунальщики могут пожаловаться за нарушение пожарных норм, а сохранность – не гарантирует никто. Даже если украсть не получится, соседи-маргиналы могут разбить оптику, попытаться поджечь, а недоброжелательно настроенные лица будут постоянно устраивать скандалы.
Один из спорных, но имеющих право на жизнь вариантов – хранение одного или двух мотоциклов в припаркованном под окнами грузовом фургончике, либо на прицепе с жестким верхом. Экономия налицо, минимальная сохранность и условия соблюдены, но, если столкнетесь с целенаправленным угоном – облегчите похитителям задачу.
Итог
Отдельные мотоциклисты, пренебрегают консервацией и оставляют мот на зиму на улице, потому, что не умеют за ним ухаживать, не ценят его и не хотят потратиться на достойное место хранения. Традиционно, байк – твое «лицо», твой друг и «вторая половина», демонстрирующая в итоге твое отношение к себе. Даже если это не так, есть еще один аспект, над которым стоит задуматься: чем лучше будет состояние мотоцикла – тем выгоднее и быстрее его можно будет продать. Цените своих двухколесных, и доброй дороги!