Сразу уточним: смысл статьи – не в описании как водить мотоцикл самому и «с нуля», и она вовсе не отвечает на вопрос сложно ли ездить на мотоцикле. К экзамену на категорию все равно не допустят без сертификата из мотошколы, где как раз-таки этому и учат. Причем сразу учат и правильной постановке рук на руле, и правильной посадке, так что раннее «самообучение» – занятие практически бесполезное. Если у тебя что-то не получается в процессе – не корячься сам на парковке, а меняй инструктора.
Смысл этой подборки советов в том, чтобы сделать твои занятия максимально эффективными. Чтобы от обучения ты получал максимальную пользу, и мог заполнить пробел в навыках вождения, который обычно образуется ПОСЛЕ того, как права уже получены, но ДО того, как ты накатал внушительный километраж, и получил достаточный опыт. Почему этот «пробел» вообще образуется? В мотошколе, на площадке, тебя обучают маневрированию на малых скоростях. Это очень полезный навык, особенно в городе, в плотном потоке, но дальше – тебя «выпускают» на дорогу, где нужно уметь ездить быстрее потока на те самые «безопасные» 15-20 км/ч, ездить на большие расстояния, маневрировать среди движущихся машин и пешеходов, а не конусов… Нагрузка резко вырастает, дает психологический дискомфорт: ты, вроде бы, уже все умеешь, но чувствуешь себя как на первых занятиях – много всего и многое не получается. Дальше – новичок чаще всего совершает ошибку: либо начинает бояться города и редко выезжает, теряя навыки. Либо – бросается «в гущу», забив на безопасность, и катает агрессивно, рискованно, но малоэффективно с точки зрения набора опыта.
Чему учит мотошкола

В первую очередь – базовым упражнениям для новичка: ровная медленная езда, «змейка», «круг», или «восьмерка», «объезд препятствия», приемам контрруления и экстренного торможения, началу движения «в гору» и «под горку» (эстакада). По закону подлости – если какое-то из упражнений покажется тебе «ненужным», или «неважным» и ты его плохо отработаешь – этот навык тебе будет требоваться при каждом выезде на дорогу еще очень-очень долго…
Совет номер один перед началом практики: приготовься к тому, что иногда будешь «тупить» и не вздумай расстраиваться по этому поводу!
Тупят все! Даже чемпионы MotoGP – в свое время кряхтели и падали. Просто они не сдались. Помнишь, как в первом классе было сложно выписывать буквы-закорючки? Казалось – это невыносимый труд? А теперь ты даже не задумываешься над тем, как пишешь. С вождением будет то же самое – сначала сложно, «много всего нового, непривычного, и сразу, одновременно», а затем – все быстрее и легче.
И не старайся освоить что-то побыстрее, или перескочить через простые упражнения! Базовый этап обучения очень важен. Запоминай и отрабатывай все спокойно и не спеша. Цель – довести до автоматизма связки «сцепление-газ», торможение (когда и каким тормозом пользоваться, торможение двигателем), приемы руления (контрруление). Иначе – привыкнешь что-то делать неправильно и это будет мешать в дальнейшем, а потом будет трудно переучиваться. Потеряешь время и эффект от занятий!
Начинай как можно раньше

Экономить свое время и подготовить себя к практике ты можешь еще ДО того, как к ней приступишь. Прежде чем тебя допустят к практическим урокам по вождению, ты будешь изучать теорию. Совмещай это с тремя дополнительными вещами: улучшай физподготовку, тренируйся в езде на велосипеде, катайся пассажиром на мотоцикле.
Если ты не в лучшей форме – обучение вождению будет даваться с трудом (а еще байк иногда придется поднимать, да-да), поэтому заранее начни ежедневные занятия:
- Приобрети легкий (!) кистевой эспандер (кольцо), определи, сколько раз ты можешь его жать до «не могу», и делай по три-пять таких подходов с перерывами, с каждым днем «добавляя» по одному-два жима в серию. Упор – на выносливость. Твоя левая рука не должна уставать жать сцепление при езде в городе.
- Отжимания. Принцип тот же – определи, сколько раз сможешь отжаться, делай три-пять подходов в день (число отжиманий в подходе уменьши: можешь 5 – делай только 4), увеличивай на одно-два отжимания через каждые 2-3 дня. Тренировка поможет тебе правильно расположиться на мотоцикле не нагружая руки, удерживая вертикальное положение за счет мышц спины и упора коленями.
- Приседания. Определи свой «предел», уменьши количество на 3-4, делай по два и более (сколько сможешь) подхода в день. Если сможешь – выполняй приседания на одной ноге. Начальное количество может быть любым – хоть два раза. Постарайся довести до твердых 10 раз. Важно! Если у тебя больные колени – не делай. И не «суйся» в мотокросс или эндуро – добьешь их окончательно.
- Скручивания торса. Стоя, ноги на ширине плеч, руки – в замок перед грудью. Поворачивайся верхней половиной тела вправо-влево. Начинай от 50 раз, с каждым днем увеличивая продолжительность хотя бы до 200. Увеличь нагрузку: при повороте влево, стой на правой ноге и «подтягивай» левую коленом к правому локтю. И наоборот – поворот вправо – поднимай правую ногу к левому локтю. Кроме закачки мышечного «корсета», упражнение улучшает равновесие.
- Закачка икроножных мышц. Стоя носками на краю ступеньки, пятки свесь за ее пределы. Поднимайся и опускайся до «упора» столько раз, сколько сможешь. В день – делай не менее двух подходов, старайся довести число подходов до 5-6. Упражнение позволяет ногам легче переносить длительную «езду на носочках», или езду в стойке (на кроссовом), и укрепит голеностоп.
Если ты не умеешь кататься на велосипеде – самое время научиться! Это неоценимая возможность понять динамику езды на двух колесах и тренировать равновесие. В городе – учись сьезжать и заезжать на бордюры и ступеньки. Затем – выбирай грунтовки (в лесу или дачных поселках) с большим количеством поворотов и тренируй их прохождение с наклоном, на максимально возможной, но еще безопасной скорости. Кстати, как раз тот момент, когда пора будет купить мотозащиту и привыкать к ней.
Пока ты еще не сдал на права – почаще катайся пассажиром, даже если тебе это не особо нравится. Это приучит тебя к динамике мотоцикла, к разгонам и торможению, ощущению в поворотах. Привыкнешь пользоваться мотоэкипировкой. Если выбрал неудачную – будет время оценить, понять, и сменить на подходящую.
Советы, как учиться ездить на мотоцикле

Выбери учителя, слушайся его, запасись терпением и не расстраивайся, если что-то не получилось – вернись «назад», к повторению более простого упражнения, а потом – отдохни и приступай к тому, которое «не давалось». Упал – сразу же вставай, садись на мотоцикл и продолжай кататься, не стрессу, не рефлексируй – все получится!
Совет 1 Выбери хорошего мотоинструктора и хорошую мотошколу
Предварительно это можно сделать уже по рекламе школы. Большинство организаций озабочено массовостью набора и в описании услуг гарантирует 100% подготовку и сдачу экзамена по вождению «С первого раза». А также «экономит» твои средства, ограничивая практику минимумом часов (и потраченных денег), как правило – от 8 до 15 часов с инструктором. Это – не есть хорошо! Такая «школа» натаскивает тебя по максимуму только на площадке. Мало кто предлагает дальнейшее обучение и обязуется научить тебя уверенной езде по городу, хотя это – именно то, что для тебя жизненно необходимо. Без преувеличения.
Обязательно изучи отзывы о мотошколе, и найди людей, которые реально в ней отучились. Получи информацию из первых рук: как проводятся уроки, как инструктор относится к ученикам (вежливо, или пренебрежительно, не пугает ли их, добивается ли хорошего результата, или просто «отбывает» время), предоставляется ли нужный мотоэкип, или надо приезжать со своим.
Даже если ты решишь сотрудничать со школой по минимуму (в твоем городе нет других школ, или по финансовым обстоятельствам), дальше – тебе очень важно будет брать дополнительные занятия по езде конкретно в городе, со всеми знаками /светофорами/ пешеходами/ встречными и попутными машинами. Либо на мало нагруженном отрезке дороги, где под присмотром «тренера» ты будешь нарабатывать первые навыки взаимодействия с другими участниками движения. Тем более – если ты уже получил заветные права, но еще не купил свой мотоцикл.
Потому, что практические знания – это не «вещь, приобретенная навсегда», это – уровень мастерства, который нужно поддерживать, не создавая длительных перерывов. Иначе к моменту первого выезда на СВОИХ колесах – рискуешь растерять половину того, что «натренировал» и того, что «заучил» из теории. А обнаружить это посреди серьезного трафика – не только неприятно, но и опасно.
Уроки в городе – обязательно перемежай с занятиями на площадке. Да-да, повторяй базовые упражнения и улучшай навык управления байком – это важно. Лучше всего тебе поможет инструктор по фигурному вождению или «мотоджимхане». Он же – сможет предоставить площадку, арендный мот и экип.
Правило №1: хороший мотоциклист – учится всю жизнь! Никогда нельзя сказать: «я уже научился!». Мастерству владения мотоциклом – предела нет!
Выбери одно или несколько предложений об аренде мотоцикла с инструктором. В зависимости от города это будут разные условия и стоимость. Например, по Москве час с инструктором на его байке и с его экипом может стоить от 1200 до 2400 рублей. Лучше заниматься с несколькими людьми, на разных мотоциклах – больше узнаешь. Эффективнее всего – накатывать два-три часа в день. Меньше – не успеешь «вкататься», больше – сильнее устанешь и меньше усвоишь.
Совет 2 Всегда контролируй, расслаблены ли твои руки
Большая ошибка новичков, с которой, кстати, хороший инструктор помогает бороться, это – непроизвольно сжимать кисти на руле, зажимать локти и приподнимать плечи. Чем дольше «зажаты» мышцы, тем сильнее они устают и тем медленнее реагируют на нервный сигнал. Тем хуже чувствительность и подвижность рук. Тем хуже работа газом и тормозом, тем тяжелее становится поворачивать руль, и ты не сможешь в эффективно использовать прием контрруления для правильного вхождения в поворот. Будешь ехать прямо, замедляться, «волнообразно» вваливаться и судорожно выруливать из поворотов. После небольшой покатушки будет ощущение, что разгружал вагоны. И ни о каком удовольствии от езды и пользе от практики – по итогу речи быть не может.
А еще закрепощенные руки опасны тем, что становятся «жесткой цельной конструкцией», вместо подвижной шарнирной связки. Если переднее колесо встречает неровность, которая толкает его в боковой плоскости, через рычаг руля – оно таким же толчком воздействует на твое тело. Когда руки расслаблены – ты компенсируешь этот толчок небольшим движением в локтях и плечах, этот «толчок» затухает, и колесо возвращается к прежнему прямолинейному движению. Если же мышцы напряжены – вместо эффекта «амортизации», толчок жестко передается на локоть и плечо, его импульс усиливается за счет «рычага» (длины руки) и переходит на вторую руку, которая сильно «помогает» рулю довернуться дальше.
В результате – колесо «гульнет» сильнее, возникает ощущение, что руль «вырывается из рук», появляется желание подавить это движение, и ты «зажимаешься» больше. Эффект шимми усиливается, а дальше – получаешь «расколбас» руля, в степени, зависящей от скорости, на которой едешь. Тут же неосознанно возникает порыв сбросить скорость (страшно же, когда «гуляет руль»), чтобы восстановить, как тебе кажется, контроль над байком.
Самое худшее, что можно в этой ситуации сделать – давить на руль, или «тащить его на себя» и жать передний тормоз. Вцепляешься в мот еще больше – и он начинает весь под тобой «гулять». Если еще одновременно снять ноги с подножек и расставить их в попытке балансировать – точно грохнешься.
Самое правильное – смотреть четко вперед, расслабить руки в локтях, чуть-чуть ДОБАВИТЬ газ и держаться на мотоцикле за счет коленей, пусть руки двигаются вслед за рулем, НЕ ПРЕПЯТСТВУЯ его колебаниям. Через несколько «качков» руль перестанет болтать и колесо поедет прямо. Если нестерпимо хочется притормозить – делать это нужно только задним тормозом и только ПОСЛЕ того, как руль «отпустит».
Повторюсь: всегда принудительно расслабляй свои руки, чтобы такого не случилось. Ну и, конечно, на будущее обзаведись рулевым демпфером, он поможет стабилизировать «передок» на скорости.
Совет 3 Научись тормозить и поворачивать на той скорости, на которой планируешь ездить
Знаменитый американский мотоинструктор, спортсмен и тренер Мото Гран-при, автор бестселлера «Техника спортивной езды» Nick Ienatsch, известный русскоязычному коммьюнити как Ник Йенач (на самом деле – Ник Ай-нотч), считает умение тормозить и умение поворачивать – основой безопасного вождения, без знания которой просто невозможно избежать аварийной ситуации. Уход от внезапной помехи (резко перестраивающегося на твою полосу авто, или выбегающего пешехода) – состоит из связки «торможение-объезд». Отрабатывай школьное упражнение «объезд препятствия» со скорости сначала 20 км/ч, добиваясь кратчайшего тормозного пути (сначала – 3-4 метра). Дальше – оттормаживайся и маневрируй с 25-30-35 км/ч, постепенно повышай до максимальной скорости, с которой ездишь.
Важно: не допускай блокировки заднего или переднего колеса! Научись чувствовать, когда это происходит и не пережимай тормоз!
Обязательны: пустой участок дороги, помощник и комплект мотозащиты.
В практических занятиях на площадке тебя будут учить в первую очередь рулить и останавливаться там, где нужно, на малых скоростях, но при движении в потоке – ты будешь ехать с его скоростью, и не всегда сможешь замедлиться до «комфортной» перед маневром. Например, если поток движется от к светофору где тебе надо повернуть, с условными 60 км/ч, а ты заранее начнешь замедляться до 40 км/ч из страха вылезти на встречку – ты заставишь сделать то же самое всех, кто едет позади. Кроме «гармошки» сзади, впереди тебя создастся свободное пространство, на которое начнут претендовать недовольные твоим «черепашьим» темпом. Ситуация опасная, поэтому – отрабатывай специально повороты и торможения с той скорости, которую держишь на дороге.
Ищи пустынные участки. Тренируйся днем! Ты должен видеть ориентиры, и оценить, сколько метров занимает тормозной путь.
Совет 4 Меньше останавливайся на тренировках
На площадке, выполняя упражнение, старайся как можно реже ставить ноги на асфальт. Чаще всего бывает так: сделал проезд, затормозил, или сманеврировал, удачно или нет – и остановился. Это неэффективно. Не прерывайся: сделал проезд удачно – не тормози, развернись, и возвращайся в исходную точку для повторения – без остановки. Не «врулил», сбил конус – не останавливайся. Чертыхнись, извинись, попроси инструктора или помощника поднять конус, развернись и повторяй, но не тормози, не ставь ногу на асфальт. Больше «покрутишься» по площадке, больше наездишь – получишь больше опыта за то же время. Попутно отработаешь навыки медленной езды.
Совет 5 Нагружай мозг в промежутках между практикой
Когда едешь по городу пассажиром – это бесценное время для виртуальной тренировки. Следи за дорожной ситуацией так, как будто ты – за рулем. Отслеживай светофоры, разметку и знаки, определяй намерения пешеходов и водителей. Например, машина стоит у обочины, поворотник не включен, но двигатель работает и колеса вывернуты в сторону проезжей части, а водитель смотрит туда же, подавшись вперед – вероятнее всего он сейчас «стартанет», как только увидит малейший просвет. Вовремя заметишь – не подставишься!
Так ты быстрее «научишь» свой мозг различать признаки ситуации, которая произойдет через пару секунд, и со временем – делать это «в фоне», проще, легче и незаметнее для тебя. А это – именно то, чем «занимается» наше подсознание, все время, пока мы не спим. Будешь делать это «на автомате» – сохранишь концентрацию и станешь меньше уставать, сможешь кататься дольше.
Практику всегда нужно сочетать с теорией. Тебе уже «дали» знания о правилах движения и конструкции мотоцикла, но мало кто из школьных инструкторов может подготовить тебя к езде на высоких скоростях или безопасному вождению в городе. Не всем новичкам везет попасть на уроки к профи, но у каждого есть возможность прочитать книги, которые гонщики и инструкторы пишут для начинающих. Стоящих книг наберется с десяток, но все они – «концентрированный опыт» многолетней практики. Все по-своему полезны! Даже если катаешь не на спорте, а на мопеде – есть чему поучиться.
Кроме уже упомянутой книги Ника Йенача «Техника спортивной езды», рекомендую: Кейта Кода «A Twist of the wrist» или «Техника вождения мотоцикла», Ли Паркса «Total Control» (Полный контроль), Дэвида Л. Хаффа «Street strategies» (Дорожная стратегия, или Учебник по выживанию для мотоциклиста») Дэвид излагает бесценный опыт мотопутешественника простым и понятным языком, рассказывая о вождении, экипе, ремонте и многих мелочах полезных в городе и на дальняке. Все книги есть в свободном доступе, в переводе на русский.
Читай, узнавай новое, и проверяй на практике. Или практикуйся, открывай новое, а потом – читай и узнавай, что кто-то задолго до тебя это уже «открыл» и рассказал. Все так делают, потому, что «волшебного зелья» нет, и только практика сделает из тебя профи. Ну а впечатлениями от книг – можно поделиться в комментариях к этой статье!