Именно изобилие поворотов делает горные дороги наиболее сложными. Однако, имея определённый багаж знаний и практики, преодолеть все коварные виражи серпантина вполне возможно.
Принципы движения при повороте

Прежде чем начать разбираться с управлением на горном спуске, следует рассмотреть базовые принципы процесса движения при повороте.
- Необходимо смотреть вперёд. Хотя это правило кажется очевидным, но многие так и не смогли развить его на инстинктивном уровне. Если гонщик нервничает, то, как правило, смотрит только на близко расположенные предметы. Необходимо тренировать самодисциплину и всегда смотреть вперёд. Это позволит заблаговременно заметить все сюрпризы на дороге.
- Необходимо ехать медленно. Это не означает постоянную борьбу со скоростью с помощью тормоза и/или понижающей передачи. Тем не менее, водитель должен сознательно оценить: требуется ли в данной ситуации регулировать скорость, чтобы безопасно преодолеть поворот с учётом запаса мощности своего мотоцикла и опыта вождения. Если есть сомнения, лучше ехать помедленнее! Всегда можно прибавить газу, если скорость покажется слишком медленной.
- Правильный наклон. Мотоциклист инициирует наклон с помощью контрруления.
- Угол наклона транспортного средства определяется скоростью движения и радиусом поворота (положение тела водителя также влияет на необходимый наклон). Если входить в поворот с такой скоростью, которая заставляет наклонять мотоцикл до некомфортного уровня – это увеличивает риск аварии. Решение состоит в том, чтобы наконец-то научиться управлять наклоном. Если вы никогда не пытались оценить максимальный угол наклона своего мотоцикла (только в безопасном месте!), то вы - потенциальная жертва.
- Ускорение. После наклона мотоцикла, следует повернуть ручку газа и продолжать постепенно ускоряться до выхода из поворота. Необходимость ускорения легко объяснить: оно позволяет стабилизировать подвеску и ходовую часть. Постепенное ускорение также обеспечивает распределение нагрузки на обе шины для максимального сцепления колёс с дорогой.
Линия (траектория), вдоль которой мотоцикл движется при повороте, также важна. Золотым стандартом является схема «внешняя сторона трассы-внутренняя сторона трассы-внешняя сторона трассы», но это не догма. Каждый гонщик должен знать о траектории с запаздывающим апексом и использовать её при необходимости. В этом случае мотоцикл делает разворот, после чего плотно прижимается к апексу (вершине) изгибающейся трассы.
Рекомендации по преодолению горного спуска

Итак, ознакомившись с базовой техникой поворота, можно перейти к обсуждению её применения на горных дорогах.
- Необходимо смотреть вперёд: здесь нет никакой разницы, за исключением того, что следует учитывать особенности наклонной дороги: дорожное покрытие идёт под уклон, на что указывает визуальное совпадение осевой линии и края дорожного покрытия на удалении. Если данная визуальная подсказка видна уже на близком расстоянии, то холм круче; если линии сливаются дальше - уклон меньше. Кроме того, необходимо следить за придорожными объектами, которые помогут определить крутизну изгиба и наклон трассы.
- Необходимо ехать медленно: Главное отличие между поворотом на ровной дороге и горном спуске заключается в воздействии силы тяжести, которая заставляет мотоцикл двигаться быстрее по склону. Это означает, что перед поворотом на спуске нужно ещё больше сбросить скорость, иначе в середине поворота вы будете ехать слишком быстро. Также необходимо начать торможение раньше, чтобы иметь достаточный запас времени и места для замедления. Слишком долгое ожидание заставит мотоцикл наклониться вперёд, что приведёт к проскальзыванию задней шины и нестабильности движения. Управляемое торможение на повороте (трейлбрейкинг) может быть полезно для скоростных спусков как способ плавного замедления мотоцикла в конце виража.
- Трейлбрейкинг не только гарантирует запас времени и места, необходимый для замедления мотоцикла, но также помогает направить "железного коня" по кривой. При лёгком нажатии на тормоз, мотоцикл будет легче поворачиваться (хотя слишком большое тормозное усилие может иметь противоположный эффект). Габариты ходовой части сокращаются по мере сжатия подвески, а точка контакта передней шины с землёй приобретает лучшее сцепление.
- Кроме того, необходимо учитывать, что сила тяжести толкает мотоцикл вниз. Если полностью отпустить тормоза, то байк будет двигаться с ускорением в направлении, указанном передним колесом. Не нужно отпускать тормоза до тех пор, пока поворот не завершён. Это поможет мотоциклу найти выход из поворота. Обычно торможение выполняется либо с помощью передних тормозов, либо обоими, но в данной ситуации использование только заднего тормоза позволит снизить нагрузку на переднюю шину и предотвратить её быстрый износ.
- Правильный наклон: начинайте наклонять мотоцикл, используя контрруление, точно так же, как при движении по ровной местности. Тем не менее, часто требуется более быстрый вход в поворот, чтобы не вылететь с трассы. На тренировках гонщиков учат "бросать мотоцикл в поворот" при входе в вираж на спуске.
- Имеете ли вы достаточный опыт и навыки езды с наклоном? Или съезжаете с дороги?
- Ускорение. Ускорение? Неужели оно необходимо, даже когда гравитация толкает мотоцикл вниз по склону? Да. Даже если гравитация добавляет скорости, водитель всё равно должен стабилизировать мотоцикл и управлять сцеплением. Хитрость заключается в том, чтобы замедлиться перед виражем, после чего слегка дать газу и, удерживая ручку в одном положении, ускориться при повороте. Это позволит снизить нагрузку на переднюю шину, и мотоцикл будет легко двигаться по кривой траектории.
Следует обратить внимание на то, что чем круче поворот, тем позже нужно тормозить и тем меньше ускоряться. Но ускоряться нужно в любом случае. Если мотоцикл входит в поворот на слишком малой скорости, необходимо выжать сцепление, а затем отпустить его. Важно сразу после наклона отпустить сцепление, чтобы избежать свободного движения вниз по склону, которое большинство мотоциклистов считают нестабильным и непредсказуемым. Лучше начать использовать двигатель как можно скорее.
Траектория, выбранная для поворота на горном спуске, должна иметь широкий выход к наружной стороне дороги. После наклона мотоцикл смещается к внутренней стороне трассы и запаздывающему апексу (расположенному дальше по кривой), а затем выходит на наружную сторону, выполнив поворот. Такая траектория имеет радиус, обеспечивающий лучшее сцепление колёс и уменьшение угла наклона.
Как выбрать правильное положение тела? При поворотах на обычных скоростях гонщики опускают внутреннее плечо, чтобы слиться с мотоциклом. Это помогает уверенно выполнить наклон, а также позволяет слегка уменьшить его угол, оставив байк в положении, близком к вертикальному.
Практика

Не забывайте тренировать описанные выше навыки, потому что однажды вы можете столкнуться с крутым виражом и не справиться с ним. Лучше всего начать обучение на автомобильной стоянке, где можно отточить основные приёмы управления мотоциклом. Необходимо в совершенстве освоить контрруление и быстрый поворот. Через некоторое время вы сами заметите прогресс и будете чувствовать себя более уверенно.