В вождении мотоцикла новичков пугают именно повороты, ведь, чтобы повернуть – нужно не просто направить руль туда, куда хочешь ехать, а и ощутимо наклонить мотоцикл в сторону поворота, и чем выше скорость – тем страшнее это делать.
Разбираемся, как правильно наклоняться, поворачивая на мотоцикле, что такое «свешивание» и «контрсвешивание». Для начала вспомним принцип – зачем вообще нужно наклонять мотоцикл в повороте.
Зачем наклоняют мотоцикл
Мотоцикл наклоняют, чтобы компенсировать действие центробежной силы. Она возникает при прохождении каждого поворота, но ощутимой становится только по мере возрастания скорости.
Чем быстрее мотоциклист хочет пройти поворот – тем сильнее ему нужно наклонить мотоцикл, компенсируя силу, толкающую мот и самого водителя на «встречку». В вождении мотоцикла есть прямая и обратная взаимосвязь: чем больше угол наклона мотоцикла и сильнее поворот руля – тем по меньшему радиусу он проходит поворот. И наоборот – чем меньше наклонять мотоцикл, и поворачивать руль – тем по более плавной широкой дуге он поедет.
Маневрирование на мотоцикле – это всегда комбинация наклона и поворота руля. Одно без другого – неэффективно. В этом можно убедиться, попробовав прокатить заглушенный байк по кругу сначала держа его вертикально, и управляя только рулем, а затем – только с наклоном, а в третий раз – с наклоном и поворотом руля одновременно. В первом случае радиус поворота окажется самым большим, в третьем – самым маленьким.
Мотоциклы «наклоняются» по-разному
У каждого мотоцикла есть три индивидуальных физических фактора, ограничивающих максимальный угол, на который можно «положить» аппарат в повороте, один внешний физический фактор и один – «внешний психологический».
На угол наклона мотоцикла и радиус поворота влияют:
- Высота и ширина подножек (или самых выступающих частей, вроде выхлопной или дуг безопасности).
- Ограничитель крайнего положения руля (отбойник или замок, или бок бензобака, если нет отбойника).
- Тип, ширина, высота профиля покрышек (на широкой спортивной резине «вложить» мот можно проще и дальше, чем на эндурной).
- Тип и состояние дорожного покрытия в конкретном месте (самый важный фактор, определяющий, насколько хорошо колеса «держатся» за дорогу).
- Уровень подготовки водителя.
Возникает резонный вопрос: А как же центр тяжести? Разве он не влияет на то, как будет наклоняться мотоцикл? Нет, на угол возможного наклона мотоцикла – низкий или высокий центр тяжести практически не влияет. Он влияет на эффективность этого действия. Чтобы компенсировать примерно одинаковое усилие, с которым центробежная сила выталкивает из поворота на одной и той же скорости – мотоцикл с низким центром тяжести нужно будет наклонить на несколько меньший угол, чем байк с высоким ЦТ. И, пропорционально скорости, расположение центра тяжести мотоцикла – влияет на усилие, которое райдеру придется приложить для наклона (байк с низким ЦТ – труднее наклонить).
На сколько можно наклонить мотоцикл в повороте
Если допустить, что мот едет по идеальному покрытию – сухому теплому и ровному, то самый большой угол, на который можно безопасно завалить мотоцикл в повороте – доступен для подготовленных байков MotoGP. Это 64 градуса. Максимум, который позволяет специальная спортивная резина-слик – неимоверные 66 градусов – продемонстрировал шестикратный чемпион Гран При Марк Маркес в 2020 году.
Чуть меньше, в среднем, на 60 градусов – наклоняют мотоцикл пилоты чемпионата Супербайк. На 55 градусов – на трассах Супермото.
Для «гражданских» версий спортбайков, и дорожных мотоциклов на качественной шоссейной резине – порогом становится угол 50 градусов. Этого уже достаточно чтобы на многих из них начать «чиркать подножками».
Существенно меньше – до 40 градусов можно «уложить» средний скутер и мотоциклы на «универсальной» резине с крупным протектором.
Большинство тяжелых круизеров – обеспечат только 30–35-градусный наклон, прежде, чем начнут стирать об асфальт подножки, выхлопные, или кофры.
Однако, важнее всего – «психологический» фактор, определяющий, насколько сильно можно заложить мотоцикл, и опыт водителя. Какие бы возможности не давала резина, если прохождение поворотов у новичка не «набито» до автоматизма – мотоциклист стремится держаться как можно ровнее. Даже ощущая, что уже не вписывается в поворот – все равно будет избегать применить силу, чтобы «завалить» мот внутрь поворота. Из боязни «уронить» его прямо здесь и сейчас.
Из-за этого «трюка», который играет сознание с телом, заставляя его замереть, «сохранив равновесие» – вылетело с трассы много начинающих водителей, превысивших свою привычную скорость. И именно на ликвидацию этого рефлекса нужно направить усилия – специально отрабатывая круги и восьмерки по малому радиусу. Сначала на комфортной, дальше – на минимальной, затем – на все более высокой скорости.
В мотошколе – границы и пределы возможности наклона мотоцикла новичкам дают почувствовать с помощью «слайдмашины» – страховочных ограничительных роликов по бокам байка.
«Свешивание» – зачем это делают
Свешивание – это смещение центра тяжести тела мотоциклиста, и его наклон в сторону поворота. Оно позволяет наклонять мотоцикл в повороте на меньший угол, компенсируя большую центробежную силу на высокой скорости. А значит – оставлять большую площадь контакта краев покрышек с поверхностью, уменьшив этим вероятность потери сцепления и сноса заднего колеса. При желании, свешивание выполняют на любых скоростях выше 40 км/ч, но основная его эффективность раскрывается на скоростях выше 60 км/ч.
Экстремальное свешивание – позволяет увеличить скорость прохождения поворота. Этим приемом стабильно пользуются спортсмены-кольцевики, но в городе – зачастую реализовать его негде. Плюс, выставляя «коленку» – есть не иллюзорный шанс зацепиться за дорожную неровность.
Так же неэффективны в городе приемы скоростного прохождения поворотов, принятые в чемпионатах Супермото: с выставленной по-кроссовому вперед ногой (зацепится – и гарантирован вывих, либо перелом).
Во время движения по городу – рекомендуется держать ноги только на подножках.
Что такое «контрсвешивание»
Прием контрсвешивания (или «обратного свешивания») – это способ эффективно «уложить» мотоцикл в крутой поворот на малой скорости. При езде 20–25 км/ч и медленнее. В отличие от наклона на высоких скоростях, в ходе контрсвешивания – мотоциклист смещает свой центр тяжести на «внешнюю» от поворота сторону, наклоняя под собой байк сильнее, чем наклоняется сам водитель. В такой манере можно проходить развороты и повороты с экстремально малым радиусом. Главное – научиться филигранно дозировать газ.
Как наклонить мотоцикл на ходу
Основные «точки воздействия» на байк – стопы мотоциклиста на подножках (на правую или левую при необходимости перемещается вес тела пилота), а также колени, в зоне контакта с баком или облицовкой мотоцикла. Руки при этом нужно разгружать, плечи – не закрепощать, локти – не зажимать, двигая свободно кистями. Нагрузка переносится на ноги и спину.
Центр тяжести мотоциклиста – расположен в районе его «пятой точки опоры». Для выполнения свешивания – достаточно просто сместиться на «пол булки» вправо, или влево. При правом повороте – вес водителя дозированно переносится на правую стопу и левое колено, которое при этом – «давит» на бак. И наоборот – при левом повороте – на бак «давит» правая нога. Это – чисто схематичное объяснение: какие движения придется сделать – во многом зависит от посадки (спорт, чоппер, круизер, эндуро). На некоторых мотоциклах – в бак вообще упереться нереально, но наклонить их легко.
Насколько интенсивно нужно это делать, стоит ли привставать на подножках, смещаясь вперед или назад по сиденью, а также – насколько свешиваться внутрь поворота (или применить контрсвешивание) – зависит от типа мотоцикла, его скорости, и состояния дорожного покрытия. Изменение положения тела нужно выполнять до начала вхождения в поворот. Взгляд при этом – должен быть направлен на точку «выхода» байка из поворота. Туда, где уже планируется прибавлять газ для возвращения его к вертикальному положению.
Чем хуже состояние покрытия, резины сцепление с дорогой – в дождь, на пыльном асфальте, в зоне разметки – тем меньший угол рекомендуется выдерживать, и тем ниже сбросить скорость перед началом маневра.
Научиться правильному вхождению в поворот только наклоняя мотоцикл – нельзя, нужно отрабатывать целую «связку»: замедление, контрруление, наклон, добавление газа и выход из поворота. Звучит сложно, но на самом деле – все просто. Главное – терпение и практика. Чтобы эта практика прошла гладко и на пользу – начинать ее нужно под присмотром опытного инструктора.