Чтобы определить данный показатель не нужны будут никакие навыки и глубокие познания, то есть, выполнить проверку можно своими силами. Правда, для этого вам понадобится мультиметр, и лучше с прозвонкой.
Особенности подготовки тестера к работе

Прежде чем воспользоваться мультимером, его следует подготовить к работе. Для этого сделайте следующее:
- Включите устройство, если нужно – заменить батарейки.
- Проверьте работоспособность прибора.
- Установите напряжение, которое равняется 20 В.
- Установите красный кабель на клемме со знаком плюс.
- Установите черный провод на клемме со знаком минус.
После того, как тестер будет готов к работе, поднесите его щупы к АКБ. Нужно выполнить замер не меньше 3 раз, в нескольких режимах.
Проверяем уровень заряда аккумулятора

Выполнять проверку уровня заряда необходимо и в состоянии покоя, и в рабочем состоянии, и при разгоне. Это позволит получить объективные показатели.
В выключенном состоянии
Когда байк не работает, нормальные показатели уровня заряда АКБ составляют около 12-12,9В. Если мотоцикл показывает цифру в указанных пределах, тогда проблемы отсутствуют, и никакой замены или зарядки не потребуется.
После включения
После этого, нужно выполнить замер после включения мотора. В этом случае нормальным будет минимальное отклонение на 1-2В, хотя потом показатель должен стабилизироваться. Например, изначально стрелка тестера показывает 13,5В, а после, падает на 12,5. Это говорит о том, что АКБ работает корректно.
При разгоне
При разгоне байка показания будут иными. Предельные показатели составляют до 14-14,5В. Если цифра больше, тогда можно говорить о необходимости замены АКБ.
Когда нужна замена?

В отдельных ситуациях достаточно лишь провести зарядку аккумулятора, а не покупать новую АКБ. Например, если тестер показал 12 В, тогда достаточно выполнить срочную зарядку. Иначе байк может просто не завестись.
Если вы будете самостоятельно заряжать АКБ, не забудьте о том, что разрешена зарядка электротоком, мощность которого не превышает десять процентов от ее емкости. В ином случае аккумулятор полностью выйдет из строя. Если емкость батареи для байка составляет 12 А/Ч, то сила тока не может превышать 1,2 А. Тогда на зарядку потребуется около десяти часов.
Зарядные устройства от легковых машин намного мощнее, поэтому не подходят для зарядки байков. То есть, нужно будет приобрести специальный аппарат. После зарядки АКБ, нужно проверить ее уровень. Перед этим, стоит подключить лампочку, которая работает от двадцати Вольт. Если показатель заряда так и не стабилизировался, тогда придется провести замену батареи.
Особенности выполнения проверки

Как было сказано выше, для выполнения проверки батареи мотоцикла потребуется самый обычный мультимер. Его нужно настроить на измерение постоянного напряжения, если есть шкала измерения, устанавливаем его на 20 В, а после:
- Измерить напряжение батареи. Если АКБ полностью заряжена, тогда напряжение составит около 12,8 -12,9 В. Это говорит о том, что батарея работает нормально.
- Если напряжение составляет менее 12,8 В, тогда следует провести зарядку АКБ. Если в наличии нет подходящего зарядного устройства, есть несколько вариантов решения проблемы. Можно использовать любой БП постоянного напряжения с возможностью настройки напряжения до 15 В и током 1,5 А. Возьмите блок, установите там напряжение 12 В (проверку можно выполнить мультимером). Затем, необходимо перевести тестер в режим измерения тока.

- Подключить БП к батарее таким образом: провод «минус» напрямую, а провод «плюс» по схеме «БП- мультимер-АКБ». Аккуратно поднимите напряжение и проследите за током пока тот не достигнет определенного показателя. Лучше всего заряжать на токе в 2 раза меньше, чем допустимо. Можно подключить АКБ мотоцикла к полностью заряженной батарее легкового авто, примерно, на десять часов, а затем, подключить зарядное устройство машины к ним.
После выполнения зарядки АКБ, можно подключить к нему какую-то лампочку 20 В, она расходует около 1,5 А. Лампа на тестовом аккумуляторе должно светить около восьми часов, хотя столько ожидать не придется. Померяйте напряжение на АКБ через 1 час, и если показатель будет в районе 12,2-12,8 В, тогда переживать не о чем. В остальных случаях может потребоваться ремонт или замена.
Особенности выполнения зарядки АКБ

Выполнить необходимые манипуляции не так сложно, и для этого совсем не обязательно обращаться к специалистам сервисов. Достаточно детально изучить инструкцию к зарядке, а также убедиться, что вы неплохо разбираетесь в технических особенностях АКБ.
Сейчас особой популярностью пользуются двенадцативольтные аккумуляторы. Регулярность зарядки подобных устройств зависит от того, насколько быстро они полностью «садятся». Как правило, новые кислотные аккумуляторы разряжаются через полтора-два месяца, а средний срок эксплуатации составляет около трех-пяти лет. Батареи, которые уже износились потребуют более частой зарядки. Гелевый тип АКБ держит заряд гораздо дольше – до полугода.
Отдельно нужно сказать о том, что АКБ мотоцикла может садится даже, когда она выключены (то есть, когда она снята с байка и просто лежит где-то в гараже). Об этом не стоит забывать. Лучшим решением будет выполнение периодической проверки батареи вольтметром.
Типы зарядных устройств
Существует несколько типов батарей– кислотные и гелевые. Для первых предусмотрено 2 вида зарядных устройств:
- Автоматические. Они самостоятельно определяют силу тока, контролируют процесс на протяжении зарядки.
- Неавтоматические. Это более бюджетные модели, но придется постоянно следить за зарядкой при помощи тестера.
Перечисленные виды зарядных устройств отлично справляются с задачей, главное в этом вопросе – определиться, готовы ли вы потратить больше денег или постоянно следить за процессом зарядки. Для гелевых АКБ нужны специальные зарядные устройства, которые тоже бывают автоматические и неавтоматические. Хотя найти их можно почти в каждом специализированном магазине.
Некоторые пользователи решают зарядить аккумулятор байка зарядным устройством от машины. Так как емкость АКБ автомобиля больше, чем у мотоцикла, а сила подачи электротока, выше, важно, чтобы зарядка оснащалась регулятором подачи силы электротока. В ином случае батарея байка быстро выйдет из строя. В идеале, лучше не рисковать и пользоваться специальными устройствами для мотоциклов. Придется потратиться, но зато никаких рисков.
Зарядка аккумулятора мотоцикла

Далее рассмотрим особенности выполнения зарядки разных типов аккумулятора (кислотных и гелевых).
АКБ кислотного типа
Прежде всего, необходимо снять АКБ с байка и дождаться, пока тот достигнет комнатной температуры. После этого, нужно подключить зарядку, придерживаясь правильной полярности. А потом, настроить электротока устройства, чтобы его мощность была в пределах десяти процентов от емкости аккумулятора. Это можно сделать при помощи тумблера настройки силы электротока. При таких показателях зарядка выполняется, пока напряжение не сравняется с количеством банок аккумулятора, умноженному на 2,4. Это значит, что для простой батареи показатель равняется 14,4.
Определить нужный момент будет несложно. Достаточно увидеть, что в электролите на поверхности кислоты начинают появляться пузырьки. После этого, нужно уменьшить силу электротока в 2 раза и выполнять заряду еще 2 часа.
АКБ гелевого типа
Теперь разберемся с тем, как проводить зарядку АКБ байка гелевого типа. В этом случае действовать нужно по тому же алгоритму, что и с кислотной батареей. Соотношение силы электротока с емкостью АКБ байка также составляет один к десяти, то есть десять процентов. Но есть несколько моментов. Прежде всего, поступающее на АКБ напряжение не может превышать предельное. Для большей части этих аккумулятор показатель равняется 14,2-14, 4. Кроме того, не придется уменьшать силу электротока в 2 раза, процесс зарядки продолжается автоматически, длится около 9-10 часов.
Другая важная особенность для очень разряженной кислотной или же гелевой батареи: заряжать ее нужно с применением силы электротока в пять процентов от емкости АКБ, при этом время зарядки увеличивается.
Относительно недавно в магазинах начали появляться литиевые аккумуляторы. Они имеют небольшой вес, быстро заряжаются, рассчитаны на две тысячи циклов заряда-разряда. Их не придется постоянно ремонтировать, они достаточно безопасные. Существует отдельный тип батарей – сухозаряженный аккумулятор. Его заряжают на производстве, в магазины поступает без электролита, который нужно заливать после приобретения. Его срок эксплуатации составляет около десяти лет.
Как провести зарядку АКБ байка постоянным током?

Среднее значение зарядки АКБ кислотного типа определяется через деление емкости аккумулятора на десять. А значит, электроток зарядки батареи стоит выбирать из соотношений емкости. К примеру, при 6А/ч вполне хватит электротока 0,6 А.
При этом типе зарядки необходимо проверять температуру, плотность электролита, напряжения. Чтобы процесс проходил правильно, проверка должна выполняться время от времени, то есть, каждый час с одновременной настройкой силы электротока. Для увеличения показателя заряда силы электротока при росте напряжения до 14,4 В необходимо уменьшить на 50%. Об окончании зарядки говорит ровное напряжение, плотность и выход газа.
Как продлить срок эксплуатации АКБ мотоцикла?

Как правило, аккумулятор для байка или скутера служит около четырех лет. На срок эксплуатации влияют условия использования и место хранение зимой.
Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут продлить жизнь АКБ:
- Зарядку нужно выполнять по мере необходимости, не допуская полной разрядки и перезаряда.
- Аккумулятор должен быть надежно зафиксирован на корпусе, чтобы избежать лишней вибрации. Потому что это приводит к осыпанию пластин активной массы.
- Если байк долгое время не используется, аккумулятор рекомендуется снять или отключить клеммы.
- Время от времени проверяйте фиксаторы и очищайте клеммы аккумулятора.
- Саму батарею тоже нужно очищать тряпкой, которую смачивают раствором пищевой соды или нашатыря.
- Защитите АКБ от резких температурных перепадов.
- Проверяйте батарею, точнее целостность ее корпуса. Кроме того, стоит следить за уровнем электролита, плотностью и зарядом. Электролит должен располагаться выше уровня пластин на 1-1,5 см. В климате умеренных широтах уровень плотности электролита составляет 1,28 г/cм3, а напряжение АКБ – не менее 12,6 В.
Не стоит забывать, что некорректная зарядка аккумулятора может стать причиной некоторых неприятных последствий. Перезарядка АКБ вызывает закипание электролита. Если это произошло, нельзя стоять рядом, так как есть риск получить ожоги. Кроме того, нагретый электролит может вытекать и повреждать радиатор, остальные элементы транспортного средства, а также вызывать возгорания.
Почему необходимо поддерживать электролит на определенном уровне?

Почти во всех свинцово-кислотных АКБ применяется электролит. Он представляет из себя раствор серной кислоты и дистиллированной воды. В ходе использования вода испаряется, а уровень серной кислоты увеличивается. Концентрированная кислота может стать причиной появления коррозии внутренних частей батареи, что вызывает возникновение осадка, который потом может приводить к замыканию пластин разной полярности.
Как действовать, если снизилась концентрация электролита в АКБ?

В такой ситуации рекомендуется купить дистиллированную воду и долить ее в АКБ. Во время использования батареи, происходит испарение только небольшого количества жидкости, которую и нужно доливать. Категорически запрещено доливать новый электролит, лишь дистиллированную воду. Необходимо время от времени проверять плотность электролита специальным приспособлением, которое называется ареометр. При этом нужно действовать по инструкции, которая идет в комплекте к каждой АКБ.
Почему появляется шум при зарядке батареи?

В процессе зарядки батареи, электролит вступает в реакцию с пластинками из свинца, а кислота, которая входит в его состав, выделяет газ в виде пузырьков. Это значит, что характерный шум является лишь процессом слабого газообразования в АКБ. Внешне это может выглядеть, как кипение.
Как узнать, полностью ли заряжена батарея байка?

Напряжение на АКБ, которая была заряжена полностью, должна быть не ниже 12,8 В. 12,5В говорит о том, что зарядка выполнена лишь на 50%. Кроме того, рекомендуется проверять батарею под нагрузкой, нагрузочной вилкой или специальным прибором. Напряжение корректно работающей батареи при проверке не должно снижаться слишком сильно (зависит от силы нагрузки).
Почему новый АКБ после зарядки быстро разряжается?

Существует несколько причин быстрой разрядки АКБ, которая была установлена не так давно. Сейчас будут перечислены самые распространенные:
- Есть поломки в охранной сигнализации или сигнализации, которая была включена на долгое время. Малейшая утечка электротока снижает заряд АКБ.
- Поломанное реле заряда. Также может стать причиной того, что батарея просто не будет дозаряжаться от генератора в процессе езды. Проверить функциональные возможности этого приспособления можно, включив фару и увеличив обороты мотора – яркость должна стать сильнее. Если яркость снижается, по всей видимости, регулятор требует срочной замены.
- Поломанный генератор. Для проверки корректности работы, достаточно измерить напряжение на батарее. При включенном реле-регуляторе и генераторе оно должно составить не меньше 13,8 В, на двух-трех тысячах оборотах в минуту и включенном ближнем свете фары.
Особенности заряда и разряда батареи байка?

Если напряжение на АКБ не ниже 12,5 В – никаких проблем нет, но выполнить зарядку нужно побыстрее, иначе начнет развиваться сульфатация. Но тут имеет значение другое: сильные разряды снижают срок эксплуатации аккумулятора. Если же напряжение на АКБ ниже 12,5 В, что говорит о слишком сильном разряде, то аккумулятор действительно достаточно скоро перестанет работать. Потому что были запущены необратимые деструктивные процессы.
Какой средний срок эксплуатации АКБ и что на него влияет?

Срок службы многих батарей мотоцикла составляет около трех-четырех лет. В большой мере, этот критерий зависит от условий использования АКБ, работоспособности электрооборудования байка и правильности хранения аккумулятора, когда мотоцикл не используется.
Какую клемму нужно подключить первой при установке АКБ на байк?

В первую очередь к АКБ необходимо подключить «плюсовую» клемму, зафиксировав и прикрыв ее защитным колпачком. После этого, «минусовую» клемму. Затем, нужно убедиться, что рядом нет жидкостей, которые загораются, потому что подключение клемм может вызвать искру, если в сети присутствует утечка электротока. Что может случиться в случае, если перепутать полярность? Может либо сгореть предохранитель, либо полностью выйти из строя батарея. То есть, придется покупать новую.
Белый налет, который появляется на клеммах батареи: что это такое?

Налет белого цвета – это кристаллики солей, причем с сульфатацией он не имеет ничего общего. Процесс его появления связан с испарениями из отверстий вентиляции, а в некоторых случаях – негерметичностью токовыводов и крышки АКБ. Рабочее место батареи должно быть оснащено вентиляцией, поэтому не рекомендуется полностью закрывать аккумулятор.
Что такое сульфатация и к чему она может привести?

Сульфатация – особый процесс, который протекает в батарее при разряде. Он бывает разным: стартерный и продолжительный, малым током. При продолжительном разряде малым током (утечка электротока в выключенном состоянии) или недозаряде с генератора, пластинки покрываются сульфатом свинца. Такой процесс носит обратимый характер, он носит название десульфатация (в ходе зарядки).
Есть несколько причин, которые приводят к сульфатации:
- Регулярная или постоянная недозарядка, работа батареи в отрицательном балансе (дает больше, чем принимает).
- Продолжительное хранение АКБ в состоянии, когда батарея не была полностью заряжена. Напряжение составляет менее 12,5 В.
- Глубокий разряд. Особую опасность несет разряд менее 10,5 В. Тогда сульфатация приобретает необратимый характер. АКБ сильно теряет емкость, поэтому выполнить зарядку просто невозможно.
Некоторые ошибочно полагают, что сульфатация появляется при перезаряде, перегреве и повышенных нагрузках при пониженной или высокой температуре внешнего мира. Хотя это не совсем корректно. В таких условиях начинается оплыв активной массы пластинок в шлам, коробление решеток.
Как избежать сульфатации?

В первую очередь, нужно поддерживать электросистему байка в рабочем состоянии. Батарея должна возобновлять зарядку, которая была потрачена в процессе запуска транспортного средства. Если вы не будете пользоваться мотоциклом долгое время, рекомендуется отсоединить минусовую клемму от АКБ. При нерегулярном использовании байка заряжайте батарею специальной зарядкой.
Устранить cульфатацию можно через заряд АКБ слабым током на протяжении длительного времени. Еще лучше с сульфатацией справится зарядка, которая имеет опцию заряда импульсным током. Хотя есть и необратимая сульфатация, когда батарея не поддается зарядке. Корпус этих АКБ, зачастую, вздувается и сильно перегревается, когда вы пытаетесь его заряжать.
Будет ли разряжаться батарея, если ее отключить?

Отключенный от электросхемы, даже корректно работающий аккумулятор все равно продолжить терять зарядку, но происходить это будет намного медленнее, чем в случаях, когда АКБ подключен к байку. Такой процесс носит название саморазряд. Чем старше батарея, тем быстрее происходит саморазряд.
Почему АКБ отличаются габаритами?


Габариты АКБ зависят от количества и размеров пластинок из свинца. А это уже влияет на емкость аккумулятора и мощность. Порой, батареи с одной и той же емкостью также имеют различные габариты. Это можно объяснить разными стандартами изготовителей мотоциклов.
Как сильно должны быть закручены болты на клеммах батареи?

Болты на клеммах АКБ должны закручиваться максимально крепко, но без фанатизма. Потому что слабая фиксация может стать причиной проблем с включением мотора, окисления клемм, загорания и оплавления контактов, искрения и подрыва АКБ.
Что из себя представляет аккумуляторная кислота, едкая она или нет?

Как было сказано чуть выше, аккумуляторная кислота или электролит – это разбавленная серная кислота. Она несет опасность для здоровья, поэтому обращаться с ней нужно очень аккуратно. То есть, важно пользоваться средствами защиты, к примеру, специальными перчатками, фартуком и очками. Нельзя допускать контакта электролита с кожными покровами, глазами и одеждой.
Особенности хранения батареи в зимний период?

Если АКБ не будет эксплуатироваться долгое время, к примеру, в зимний период, его нужно отключить от байка, проверить и при необходимости выполнить зарядку. В идеале, заряженная батарея должна храниться при минимальной температуре, чтобы электрохимические процессы в ней максимально замедлились и саморазряд проходил медленней. За время простоя нужно выполнить несколько циклов заряда малым током для компенсации саморазряда. Выполнять зарядку нужно, когда АКБ нагреется внутри комнаты. Это даст возможность продлить срок эксплуатации батареи, избавит от неприятных последствий в весенний период.
Как действовать при работе с кислотами?

Так как аккумуляторы содержат очень опасную кислоту, для предупреждения травм, порчи одежды или байка, нужно использовать такие меры защиты при доливке, проверке плотности электролита, демонтаже, установке или переноске АКБ:
- Всегда пользуйтесь специальной защитной одеждой (фартук или нечто похожее), очками, маской и перчатками.
- Если кислота попадет на одежду или на кожу, нужно срочно нейтрализовать ее, а потом, смыть чистой водой. В качестве нейтрализатора может выступить раствор пищевой или кальцинированной соды, обычного нашатыря.
- Первое, что нужно сделать при попадании кислоты на кожу – смыть ее водой. Если она попала в глаза, промывайте поврежденный участок холодной водой на протяжении около 20 минут. После этого, необходимо посетить больницу.
- Если кислота из аккумулятора попала на какие-то элементы байка, ее нужно нейтрализовать раствором соды, а затем, смыть водой.
- При смешивании кислоты с водой выделяется тепло. Если необходимо приготовить электролит с конкретной удельной плотностью, аккуратно и в небольших количествах вливайте концентрированную кислоту в воду (но не наоборот), постоянно размешивая раствор.
- Если электролит сильно нагрелся, позвольте ему остыть. Всегда пользуйтесь неметаллическими емкостями и воронками (за исключением свинцовых резервуаров). Не храните кислоту в комнатах с очень высокой температурой или под прямым воздействием УФ-лучей.
Заряжая АКБ кислотного типа, рекомендуется выкручивать все пробки, потому что при зарядке выделяются газы и тепло. И не исключены случаи подрыва батареи.
Какие нужно соблюдать рекомендации при работе с АКБ мотоциклов?

Батареи байков регулярно выделяют опасный водород, особенно в процессе зарядки. Чтобы предупредить возможные риски возгорания при выполнении работ рядом с АКБ, нужно выполнять такие рекомендации:
- Не курите возле аккумуляторов мотоциклов.
- Не допускайте искр, коротких замыканий или прочих источников огня возле АКБ.
- При отключении и подключении проводов, проводящих электроток, всегда сначала отключайте потребители, зажигание, а также поворачивайте ключ в выключенное положение.
- Обеспечьте достаточную вентиляцию участка зарядки аккумулятора байка.
- Зарядка должна включаться в таких ситуациях: при подключении к батарее или при отключении от нее.
- «Минусовый» провод массы в обязательном порядке нужно отключать от АКБ первым, а подключать – последним.
Что еще нужно запомнить?


Чтобы клеммы не окислялись, на них не появлялся налет белого цвета, их необходимо зачищать, надежно фиксировать и лишь затем смазывать специальной смазкой (Литол, Солидол) или защищать мастикой, которая не боится воздействия кислоты.
У мотоциклетной батареи должна быть особая трубка для отвода газов, ее необходимо всегда выводить наружу байка и не закрывать. Потому что она помогает отводить газы и конденсат в процессе работы.
Также рекомендуется поставить АКБ в ящик из пластика или резины, который немного выше самой батареи. Тогда в случае выливания электролита, кислота не попадет на раму и прочие элементы байка, а значит, они останутся целыми.
Итоги

С измерением уровня заряда аккумулятора мотоцикла проблем не возникает, если у вас для этого есть исправный тестер и минимальные технические познания. То есть, обращаться за помощью в сервисные центры не обязательно. Что касается зарядки, то здесь есть некоторые нюансы. Например, нужно учитывать тип батареи – кислотная или гелевая. Также нельзя забывать о том, что пользоваться зарядными от автомобилей нельзя, потому что это может привести к выходу из строя АКБ вашего байка.
Если соблюдать основные рекомендации и правила работы и при работе с электролитом, батареей мотоцикла, тогда вы сможете сделать все быстро, а главное – безопасно. Если возникают сложности и вопросы, лучше доверить зарядку и измерение уровня заряда АКБ опытным специалистам из сервисных центров.