Проблема выбора мотобот «встает» перед мотоциклистом не в первую очередь. Обычно ее затмевают более важные потребности: купить шлем, потом купить мотокуртку, потом – перчатки для мотоцикла… И только узнав, насколько тяжел и неприятен лежащий на ноге байк, его владелец задумывается о тапочках попрочнее.
Мотоботы относятся к специализированной защитной обуви. Разработана она четко для езды, поэтому в первую очередь в ней будет комфортно именно на мотоцикле, а не при ходьбе.
У мотоботов есть несколько категорий, соответственно назначению мотоцикла: эндуро/кросс, спортбайк, турист, или классический дорожный мотоцикл. Соответственно, выбирая мотоботы, как и остальную мотоэкипировку, в первый раз, сначала надо ответить себе на вопрос: где, на чем, и сколько я буду в ней ездить? Именно так. Поскольку подбирая себе экип по принципу максимальной защиты от всего – новички часто хватают самый жесткий плотный прочный, но тяжелый, жаркий и ощутимо сковывающий движения. Да, такая мотоэкипировка дает лучшую защиту. Но только тогда, когда надета на водителя или пассажира, а не висит в шкафу потому, что лень было возиться ее надевать, подгонять ради короткой поездки. Особенно если лето, жара, и вообще «…Я падать не собираюсь!».
Форумные советы как подобрать мотоботы, обычно начинаются с банального: «посмотрите на свой мотоцикл – какого он типа, такого и берите экип», но это очень поверхностный подход. Если между ног эндуро, а впереди – жесткий оффроуд и только он – тогда есть смысл покупать самые жесткие эндуро-боты и шарнирные наколенники. Но на кроссаче или питбайке, купленном для езды по городу только в теплый сезон – не обязательно кататься исключительно в кроссовой экипировке. Можно остановиться на стильных мотокроссовках, косящих под «гражданские» версии обуви.
Обувь, которая способна одновременно защитить ноги от дробящих ударов, стирания об асфальт, ожогов, вывихов и скручивающих травм суставов – сильно стесняет движения. Это ее работа. И это оправдано в зоне высоких скоростей, при опасности столкновения на спортивном треке. Или на бездорожье, с его резкой переменой нагрузок и обилием твердых острых элементов трассы. Однако для нечастых, недолгих городских покатушек, во время которых нужно не только сидеть на мотоцикле, а местами – ходить пешком, заходить в магазины, кафе, или офисы – важнее другие качества. Чтобы боты были удобными при ходьбе, меньше весили, меньше стесняли движения, меньше выделялись на фоне повседневной одежды.
Если хочется ездить в профессиональном спортивном экипе, то для города придется всегда возить с собой гражданскую «сменку». Потому, что много ходить в нем тяжело, и разрушительно для подошвы. Но место для багажа есть не на всех мотоциклах и не в каждый кофр влезут те же кроссовые мотоботы. Как быть? Варианта два: оставлять «сменку» на работе, или купить рюкзак побольше.
А как быть если у тебя не один мотоцикл, а бюджет – не резиновый? Искать компромисс. Рассмотреть туринговые версии. Это самая разнообразная категория, объединяющая модели от почти гражданских, коротких полуботинок, до максимально жестких и высоких, почти спортивных сапог.
Мотообувь – это случайно не «разводняк»?
Чем она отличается от обычной? Почему нельзя ездить в берцах, или в кроссовках? Не переплачиваю ли я за приставку «мото»? Стоит ли покупать мотоботы б/у, чтобы сэкономить? Подобные вопросы всегда волнуют новичка в процессе подбора мотоэкипа. Рассмотрим их по порядку:
- Мотообувь – не разводняк, а узкоспециализированный вид экипировки. Такой же специфичный, как ботинки для сноуборда, скалолазания, футбола, но намного более прочный. Постоянно совершенствуемый, рассчитанный на очень жесткие условия эксплуатации.
- Ездить в берцах, обычных кедах и даже шлепанцах – никто запретить не может. Это – осознанный выбор каждого из нас. Но даже самая жесткая «гражданская» обувь не обеспечивает необходимой защиты и прочности в случае ДТП. Существуют «рабочие» ботинки с усиленными носками и пяткой, но они тоже уступают даже простым коротким ботам, имеющим в базе 4 зоны усиления.
- Вопрос цены сугубо индивидуален для покупателя, для категории экипа и производителя, но обилие предложений сейчас позволяет купить вполне бюджетные мотоботы высокого класса защиты.
- Стоит ли брать б/у ради экономии – зависит от состояния конкретных предлагаемых ботов. Если их надели пару раз, при этом ни разу не падая, стоит, или нет – решит примерка. Если же боты имеют явные следы износа, плохо регулируются – однозначно нет. Для многих юных спортсменов б/у это хороший выход: их обеспеченные сверстники берут мотообувь на один сезон, с последующей продажей, при которой экип дешевеет чуть ли не на треть.
Еще один нюанс: ботинки для мотоцикла нельзя брать «на вырост». Нельзя выбирать не подходящие по размеру из-за цены или потому, что «понравились». Мотоботы должны сидеть плотно! Чем лучше они прилегают к ноге в местах подъема стопы или голенища, тем надежнее защищают ее.
Особенности мотоциклетной обуви
- Прочная бензо-масло-стойкая подошва со специальным протектором, улучшающим контакт с подножками и рычагами (тормоз, КПП).
- Наличие термоизолирующих накладок в местах вероятного соприкосновения с выхлопной системой.
- Наличие каналов для инерционной вентиляции (потоком воздуха при езде). Иногда регулируемых, иногда постоянно открытых.
- Наличие противоскользящих накладок, стойких к износу, в местах контакта носка ботинка с рычагом КПП.
- Высокие аэродинамические свойства, отсутствие лишних декоративных элементов.
- Жесткий внутренний либо внешний каркас, принимающий на себя нагрузки.
- Наружные накладки-слайдеры. «Буферы» от стирания.
- Усиленные внутренним либо внешним протектором зоны: носок, пятка, внешняя часть стопы, голень, берцовая кость.
- Удобные системы застежек и регулировки (молния, рычаг, БОА, велкро), чаще всего – двух типов одновременно.
- Опционально присутствуют: анатомическая стелька, съемный внутренний «носок», гидрофобная пропитка, специальные светоотражающие элементы.
Вместо традиционных шнурков в мотообуви часто применяется система «БОА»:
Виды мотоциклетной обуви
Так же, как не бывает универсальных мотоциклов, не бывает и универсальной мотообуви на все случаи жизни. Такой, в которой можно безопасно грязь месить на эндуро, потом на спортбайке покататься, после чего пробегать пешком весь день – увы, пока не придумали, и чем жестче условия эксплуатации, тем «уже» специализация под конкретный вид покатушек.
Туринговые мото-ботинки:
Спортивная (для трека), туристическая (туринговая), внедорожная (для мотокросса) и еще один подвид мотоциклетных ботинок «мотокеды» (городская) – вот основные виды, на которые традиционно делят обувь современного байкера. Причем в рамках одного вида боты могут сильно различаться внешне. «Роднит» их конструкция, уровень придаваемой защиты и подборка материалов, из которых они сшиты. Именно – сшиты. Несмотря на то, что некоторые сапоги кажутся отлитыми из пластика, их внутренние элементы прочно стянуты нитками. Швы – очень нагруженная часть мотообуви, поэтому если на старых ботах появились расходящиеся швы, то пора покупать новые.
Что такое спортивные мотоботы
Это сапоги, преимущественно высотой до середины икры и выше. С узким носком, каблуком, и мощной пяткой. Снабженные слайдерами (от 3 до 5), жесткими внутренними вставками и силовым каркасом из внешних пластиковых элементов. Спортивные мотоботы созданы для скоростной езды, в ходе которой мотоцикл заваливают на экстремальные углы прохождения поворотов. При этом внешняя часть стопы и голени пилота – часто скользит на слайдерах по асфальту. Мотоботы для трека можно использовать в городских покатушках, и на шоссе, поскольку они обеспечивают два вида защиты: от «асфальтовой болезни», и от деформирующих ударов.
Спортики бывают шарнирные и бесшарнирные. Шарнир – это тип конструкции внешнего каркаса. Его подвижные части смещаются относительно друг друга так, чтобы в пределах анатомического (нормального) сгибания – голеностоп ходил свободно, а чрезмерному смещению, выгибанию, сдавливанию – препятствуют.
Основная «фишка» спортивных мотоботов – их «технологичность». Они сочетают малый вес, высокую прочность, стойкость к истиранию, высокую подвижность ноги для свободного и точного переключения передач, и хорошую вентиляцию. Для этого в них используют самые передовые и легкие композитные материалы. Ездить в таких удобно, ходить – нет. Самый жирный «минус» этой категории – растущая пропорционально крутости и технологичности цена.
Что такое кроссовые мотоботы
Это высокие и жесткие (под самое колено) сапоги, мягкие изнутри, но жесткие снаружи. «Защита» их второе имя. Они рассчитаны на то, чтобы держать вес мотоцикла, лежащего у тебя на ноге, держать и гасить удар на скорости о камень или бревно на дороге. На то, чтобы, если ты промахнешься в прыжке мимо подножки – твоя нога осталась в нормальном анатомическом положении при падении. Кроссовые, эндуро-мотоботы, снегоходные их варианты могут быть почти непромокаемы, вариативно вентилируемы, удобны при ходьбе, а могут быть громоздкими тяжелыми кеглями – все зависит от производителя и цены модели. То же справедливо для туринговой категории мотообуви.
Кроме покатушек на мотоцикле, кроссовые мотоботы используются для зимнего оффроуда на снегоходе, всесезонного – на ATV, или мотособаке. Вместе с наколенниками – рекомендованы для отработки вождения на площадке в период обучения. Минус (кроме цены) – хорошие эндуро-боты реально тяжелые.
Что такое туристические мотоботы
В этой категории сходятся разные по конструкции, но единые по назначению мотоботинки, сапоги и полусапожки. Туринговые боты – это широкий компромисс между удобством и защитой. Они легче, чем спортивные, мягче, чем спортивные, удобнее, чем внедорожные, выглядят более цивильно, чем обе категории, но зачастую хуже «отрабатывают» защиту на скручивание. Из-за отсутствия внешнего каркаса и шарнира. Туринговые мотоботы категории Adventure – отличный выбор для тех, кто фанат поездить не только по асфальту. Для тех, кто привык проводить в дороге большую часть времени. Это всепогодные сапоги с мембраной, рифленой подошвой и стальной набойкой на носке.
Лайтовые версии туринговых мотоботов обычно схожи с гражданскими версиями всесезонных ботинок. Они имеют защиту пальцев ног, пятки, «косточки» голеностопа снаружи и накладку на внутреннюю сторону ноги. На большинстве моделей присутствуют накладки под рычаг переключения иногда это единственная деталь, по которой мотообувь можно отличить от простой повседневной.
Что такое мотокеды
Короткие ботинки, внешне похожие на… внезапно!... кеды, или кроссовки. Бывают из натуральной кожи, искусственной кожи, текстиля с арамидными волокнами – однослойного или многослойного. Чтобы модель выглядела более ординарно и подходила под обычную городскую одежду, многие производители применяют шнуровку как основной вид регулировки. Это, наряду с малой защищаемой площадью, является существенным минусом: если шнуровка не затянута, не спрятана под клапан – есть опасность ею зацепиться.
Усиленные зоны ботинок стандартные: пальцы ног, пятка, внешняя часть стопы и «косточка». Подошва зачастую жесткая, плоская, сцепление с рычагами образует только за счет мелкоячеистого протектора. Те варианты, что больше похожи на кроссовки предоставляют больший комфорт при ходьбе, но чаще всего более тяжелые, чем «кеды».
Как правильно подобрать размер мотообуви
Лучший вид покупки мотоботов это спокойная примерка непосредственно в магазине. Мерять обувь надо на носок, не на голую ногу! Для примерки «внедорожных» моделей нужно пользоваться плотными термоносками, для остальных – тонкими. Термоноски – отдельный разговор. Для мотоботинок их надо запасти как минимум две пары, поскольку обычные х/б носки не обеспечат нужный уровень комфорта. Простые носки хуже держатся, съезжают по ноге, плохо отводят влагу от носка к периферии. Плотные термоноски помогут решить проблему попадания «между размерами» (до 0,5 см). Тогда надо брать обувь на размер больше и толстые носки для компенсации. В случае, если весь ботинок, кроме пятки «сидит» хорошо, а пятке есть куда двигаться – толстые термоноски вряд ли помогут, придется искать другую «колодку», но если есть общий небольшой зазор – они его компенсируют.
Чтобы узнать свой размер мотоботов – недостаточно просто посмотреть на подошву своей повседневной обуви. Да, размер обычных ботинок даст «отправную точку», но, в зависимости от производителя и колодки, основной параметр (длина стопы) – может «плавать» на 1-1,5 см, а это существенная разница. Поэтому многие производители вывешивают на своих сайтах размерную сетку, указывая, чему равен каждый размер. Длину стопы и иногда ее полноту.
Пример размерной сетки:
Многие бюджетные линейки существенно «маломерят», поэтому при заказе по интернету важно предварительно уточнить размерную сетку, спросить у менеджера, брать ли обувь сразу на размер больше.
Как измерить свою ногу для подбора мотоботинок?
Понадобится швейный сантиметр, или шнурок и линейка, а также – лист бумаги. Измерять размеры ноги лучше всего в первой половине дня, когда нога еще не отекла, стопа не сплющилась, и замер будет максимально точный.
- Постелить лист бумаги вплотную к стене (ступеньке, другой вертикальной поверхности под 90 градусов к полу).
- Поставить ногу без носков пяткой вплотную к этой поверхности (перпендикулярно), нагрузить ее, перенеся вес.
- Очертить ручкой (маркером) контур стопы на бумаге.
- Измерить в сантиметрах длину стопы между краем пятки и самым выступающим пальцем.
- Повторить для второй ноги.
Для нетерпеливых – можно сделать и проще, измерив непосредственно стопу, как показано на рисунке. Но этот метод менее точный.
Если предстоит выбрать «внедорожные» кроссовые, или эндуро-боты, надо учитывать дополнительную толщину теплого носка. Поэтому рекомендуется к замеру прибавить 0,5 см. Одна нога у людей чаще всего больше другой. Брать нужно тот размер, который подходит к большей ноге.
Как правильно примерять мотоботы
Надеть плотный носок. Надевать оба ботинка. Застегнуть и полностью затянуть все крепления и застежки. Не просто постоять, а походить в обуви. Примерять ее не меньше 10 минут (стоя), поприседать, «закидывать» ногу на мотоцикл. Мерять ее нужно вместе с той мотоэкипировкой, в которой предполагается ездить. Удобно ли отщелкнуть крепление в перчатке? Налезает ли голенище ботов на мотоштаны, или наоборот – помещается ли под них? Подходят ли к ним уже имеющиеся наколенники (надеваются под боты, не сверху)?
Важно: Сидеть плотно – не значит давить! Если в мотоботах при примерке упирается палец, жмет голенище, давит пятку, или тесно по полноте стопы – нельзя ждать что они «разносятся»! Нужно брать на размер, либо полразмера (если есть) больше!
Особое внимание надо уделить тому, удобно ли в них будет переключать передачи на твоем конкретном мотоцикле. Помещается ли нога под рычаг переключения? Хватает ли места на подножке? Закрывают ли боты всю площадь ноги, которая может контактировать с выхлопной?
Бывают ли женские мотоботы?
Да, бывают. Производители бюджетных категорий экипа – чаще всего предлагают линейки, в которых «женские» и «мужские», а также «детские» модели различаются всего лишь размером, колодка там одинаковая. Иногда еще цветом. Но есть фирмы, выпускающие абсолютно разные линейки для мужчин и женщин. В основном это относится к туринговым и городским моделям, а также полу-декоративным кожаным сапожкам в стиле «я на чоппере». Спортивные мотоботы – более консервативны в этом плане, но иногда «грешат» короткими «летними» моделями.
Бывают ли зимние или летние мотоботы?
Да, бывают. Есть утепленные непромокаемые варианты для снегохода и ATV. В них применяются только резиновые и пластиковые элементы усиления, они снабжены широким многослойным голенищем.
Мотокеды, мотокроссовки и короткие мотоботинки – всей толпой условно можно отнести к «летним», из-за малой площади «обогрева». Существует ряд спортивных мотоботов, предназначенных для летних соревнований – в них реализована улучшенная система вентиляционных каналов (как в шлемах).
Можно ли ремонтировать мотоботы?
Да, но только до некоторой степени. Можно менять слайдеры. Они продаются отдельно, бывают универсальными. Можно менять застежки, перешивать молнии. С подошвой и силовым каркасом (шарниры) – все значительно сложнее. Все зависит от места повреждения или сломанной детали. Некоторые запчасти для ремонта выпускаются отдельно, некоторые – нет.
Ремонтная часть шарнира спортивных мотоботов:
Независимо от того, каков тип мотоботов, после того, как они побывали в ДТП (защитили мотоциклиста при падении), их нужно вдумчиво дефектовать. Если оторвались или раскололись пластиковые усиления, протерлась сквозная дырка, или разошлись швы – боты однозначно нужно заменить.
Самые дешевые мотоботы – сколько они стоят?
Цена самых бюджетных вариантов мотокроссовок стартует от 6 000 р. Это короткие текстильные кеды с пластиковой защитой носка, пятки и «косточки» голеностопного сустава. Минимум защиты, промокают, подошва жесткая – неудобно ходить. Все, что может обеспечить сносный уровень защиты стоит в среднем в три раза больше. Однако тощий кошелек – не повод комплексовать и отказываться от покупки! Самое главное помнить, что даже базовая, минимальная защита – всегда лучше, чем никакой!