Как выбрать мотоштаны
Реально ли, в принципе, купить хорошие мотоштаны – дешево? Или это рекламный ход, по итогу которого можно остаться и без штанов, и без денег? Какие бывают штаны для мотоцикла, как их выбирать, и на что смотреть?
Мотоштаны, кроме примитивного разделения на «текстиль» и «кожу», можно отнести к таким типам: для города, для мотокросса, для езды на спортбайке, для катания на круизере или понтовом чоппере, эндурные (туринговые). Это мотоэкипировка, в которой нижней половине мотоциклиста будет комфортнее и безопаснее всего, пока он катает на соответствующей технике, в соответствующей ситуации. Если правильно эту экипировку подобрать.
Дешевые мотоштаны – миф или нет
Выбирать мотоштаны, руководствуясь исключительно ценой – какие дешевле – не рекомендуется. Тем более – не желательно брать самые дешевые варианты, изготовленные по образу брендовых мотоштанов, но непонятно из чего, где и когда.
Мотоэкипировка – одежда повышенной прочности. Эта прочность, а соответственно – стойкость к износу и долговечность – достигается за счет использования плотных, многослойных, сложнотканных материалов, которые достаточно дорогие сами по себе.
Готовое изделие – не может стоить дешевле своей основы. Тем более, учитывая затраты на разработку, пошив, брендирование и логистику. Поэтому, если речь идет о том, чтобы купить мотоштаны дешевле – это значит: выбрать одни из самых недорогих в своей категории, уровнем защиты и качеством пошива – не ниже определенного стандарта.
Класс «эконом» – не нужно путать с «ноунейм»!
Есть экипировка «премиум» сегмента, кроме защиты, обеспечивающая владельцу «статусность» (такая как BMW Motorrad), а есть «эконом» – название которой не «на слуху», но качество – гарантировано сохранит шкурку в аварийной ситуации. Вопрос: «зачем платить больше?» – очень актуален, поэтому и появляется куча подделок под именитые бренды. Чтобы не попасть на подделку – ориентируйтесь на цену. Если вам предлагают удивительно дешевые брендовые вещи – ищите подвох.
Наоборот дела обстоят с отечественным производителем мотоэкипа – исключив затраты на ввоз из-за границы и «раскрутку», он может позволить себе выпускать качественную продукцию, и продавать ее по цене доступной каждому мотоциклисту.
Мотоштаны для города
Это штаны, в которых удобно не только ездить на мотоцикле, а еще и ходить – ведь чаще всего в городе два колеса используются для поездок на работу – с работы, либо – по работе (курьером). Два существующих класса: мотоджинсы и городские текстильные штаны – несколько различаются по функционалу.
Мотоджинсы
Штаны, выглядящие как классические джинсы с чуть растянутыми «коленками» и дополнительными поперечными швами. Популярные варианты расцветок: индиго, черные, серые, оттенки синего цвета, «городской камуфляж», хаки, горчичный.
От обычных джинсов отличаются:
- Более плотной посадкой.
- Высокой талией (на спине).
- Наличием гофры (эластичных зон).
- Облегающим кроем.
- Усилениями швов и отдельных зон дополнительными слоями ткани (изнутри).
Для усиления используется то, что называют «кевлар» – материал из арамидных волокон. Состав основной ткани – сильно различается от производителя к производителю. Преимущественно – хлопок и полиэстер, с вариациями (кордура-хлопок, полиамид, эластан).
В большинстве мотоджинсов предусмотрены «невидимые» карманы на коленях и на бедрах для вставки защитных пластин-протекторов. Протекторы бывают жесткими, или гибкими.
Мотоджинсы – практически никогда не имеют регулируемых вентиляционных вставок и должны сидеть четко по фигуре. Их ширина в талии – регулируется только ремнем, как в обычных джинсах. Их плюс – способность «мимикрировать» под повседневную одежду.
Чем больше площадь усиления – тем больше вы защищены, поэтому выбирать мотоджинсы желательно с «подкладкой» от начала карманов – минимум до низа коленей. Наколенники должны быть сертифицированы: СЕ 1 или 2-уровня.
Городские мотоштаны
Городские текстильные мотоштаны обычно шьют из прочного полиамида. Они существенно различаются фасоном от бренда к бренду. Они могут быть полностью в обтяжку, могут – зауженными, как кроссовые. Оборудованными вшитым протектором, слайдерами, мягкими вставками. Ширина в поясе, на бедрах, в районе коленей – может регулироваться ремешками с велкро, или эластичными стяжками. Нижняя часть штанины – чаще всего имеет молнию, помогающую надевать их поверх мотоботов, а также полоску неопрена изнутри – «прилепляющую» ее к обуви.
Отдельная категория – «сеточки»: летние мотоштаны с обширными «продуваемыми» деталями, позволяющие мотоциклисту не плавиться в жару. Их минус – высокая промокаемость, но и сохнут они тоже быстро. «Плюс» по сравнению с джинсами: в них не так жарко.
Выбирать городской текстиль желательно – с примеркой. Либо – если заказываете штаны с доставкой – выбирайте их с большим количеством регулировок по полноте. Если вы планируете ездить в защите поверх штанов и в высоких мотоботах – выбирайте варианты ближе к кроссовым штанам. Если же будете надевать компактные наколенники под низ – берите широкие «длинные» модели со съемным собственным протектором коленей. Чем длиннее молния на штанинах – тем легче будет снимать и надевать штаны на мотоботы.
Что выбрать
Если ваш распорядок дня позволяет переодеться «с дороги» – по городу можно ездить даже в кожаных спортбайковых штанах. Но если вы вынуждены много ходить или сидеть в офисе без возможности сменить экипировку на что-то другое – нужно выбирать легкие мотоштаны, схожие с «гражданской» одеждой.
Штаны для мотокросса
Одежда для мотокросса обычно приобретается комплектом – джерси и штаны и делится на летнюю, классическую, и «грязевую» экипировку. Внешне – это легкий яркий костюм с сетчатой подкладкой, не похожий на экип сурового райдера. И действительно – костюм для мотокросса не защищает от ударов при падении, или от абразивных воздействий. Он защищает, в первую очередь, от грязи, пыли, ветра и от перегрева при интенсивной «рулежке», отводя от тела лишнюю влагу. Дает высокую свободу движений для выполнения смещений при прыжках и поворотах, поэтому часто используется любителями стантрайдинга.
Классические мотоштаны для кросса имеют зауженные книзу штанины, заправляемые в высокие мотоботы, и не несут на себе жестких протекторов: наколенники и другую защиту на них надевают сверху (за исключением мотошорт с защитой копчика).
Грязевые варианты (иногда их называют «эндуро») – надеваются поверх мотобот. Защита колена (брейс) надевается под «грязевые» штаны.
Все модели изготавливаются из прочного (не менее 600 den) полиэстера. Они обязательно должны иметь упрочняющую термостойкую накладку на внутренней стороне низа штанины. Накладка может быть из натуральной или синтетической кожи. Чем она больше – тем лучше. Выбирать кроссовую экипировку нужно соответственно типу тренировок и сезону.
Мотошорты (они же «мототрусы», они же «бронетрусы»)
Эластичные сетчатые или трикотажные шорты до середины бедра и ниже, в которые вшита рельефная анатомическая пластина защиты копчика. Пластина может быть пластиковой (TPU), резиновой, или из «пенки» – в зависимости от производителя.
Мотошорты надевают под мотоштаны. Чаще всего – под кроссовые, потому что они свободнее. Мототрусы – в первую очередь защищают от ушибов при падении набок в лоусайде, и при вертикальном приземлении.
Выбирать мотошорты нужно с примеркой, особенно – если пластина жесткая. Чем больше площадь протекторов – тем лучше. Чем больше их высота – тем мягче падать, но менее удобно носить и заметнее под одеждой. Жесткие пластиковые вставки – служат дополнительной защитой от абразивных повреждений при «скользячке».
Кожаные «спортивные» мотоштаны
Выглядят – как нижняя часть комбеза для MotoGP. Плюсы: кожаная мотоодежда обеспечивает самую высокую степень защиты от «асфальтовой болезни». Даже в зонах, не защищенных слайдером, стойкость к абразивному воздействию у кожаных штанов будет выше, чем у самых хороших текстильных.
Относительные «минусы» кожаной мотоэкипировки – то что она тяжелая, в обтяжку, в ней удобно только ехать на мотоцикле – ходить (особенно долго) – неудобно. Не продувается, если не предусмотрена вентиляция (в жару это минус). Кожаный экип требует дополнительного ухода, его нельзя стирать, как текстиль. При намокании – сохнет долго. Если просушить кожаные штаны слишком интенсивно – могут покоробиться, «задеревенеть», растрескаться на сгибах. Если бросить в шкаф без надлежащей сушки – могут заплесневеть и «провонять».
Спортивные кожаные мотоштаны заправляются в мотоботы (высокие спортивные), поэтому комбинировать их с мотокедами или короткими ботинками – не получится. Модели «старой школы» ограничиваются интегрированными наколенниками и «гофрой» над ними. Более продвинутые – снабжены слайдерами, эластичными и перфорированными зонами в паху, под коленями, на внешней стороне бедра (летние). Обязательный атрибут спортивных мотоштанов – молния для состегивания с курткой.
Выбирать спортивную кожу рационально только если вы регулярно катаете в плотном траффике, на больших скоростях, или для тренировок на треке.
Туринговые мотоштаны
Бывают летние и всесезонные, со сьемной подкладкой: или «теплой» изолирующей, или «дышащей» водонепроницаемой, либо – с двумя типами подкладок, одновременно. Выбирать туринговую экипировку нужно соответственно рекомендованному температурному диапазону. Есть экип, предназначенный для температур от +5 до +40 – универсальный, и есть более «низкотемпературный». Хорошие туристические штаны имеют эластичные вставки и подкладку из 3D сетки, позволяющую эксплуатировать штаны в жару, с полностью отстегнутыми подстежками.
Также туринговая одежда имеет много регулировок и карманов, с водозащищенными молниями. Защитные вставки в коленях – жесткие, есть множество мягких вставок и усилений. Несмотря на верхний водостойкий слой, материал туринговых мотоштанов – вес же промокает, поэтому при езде в сильный ливень нужно пользоваться дождевиком.
Классические мотоштаны из кожи
У обывателя считаются «самыми байкерскими», хотя на самом деле – пришли из ранних музыкальных рок-тусовок (реальные парни – носили деним). Классические – выполнены по фасону джинсов Lev`is, имеют боковую декоративную (или функциональную) шнуровку, молнии внизу штанин.
Только небольшая часть «чопперных» кожаных штанов является на самом деле мотоэкипировкой. Остальные – просто модная одежда «в стиле». У мотоштанов обязательно должны быть предусмотрены: подкладка и вентиляционные отверстия, карманы под протекторы колена, усиления на коленях и в области сидения, молнии или манжеты внизу штанин.
Больше всего вариантов исполнения и фасонов – у женских кожаных мотоштанов. Плюсы штанов из кожи – стильный вид, хорошая ветрозащита, высокая защита от «скользячки». Относительные минусы: значительный вес, склонность к деформации, потребность в регулярном уходе и невозможность отстирать. В жару – можно «свариться».
Для самых «продвинутых» модников существует еще такое недоразумение как «чапсы» – кожаный ковбойский аксессуар, надевавшийся раньше поверх штанов из денима.
Чапсы – не являются мотоштанами, они не защищают основные «слабые места», в них не вшиты никакие протекторы, они тяжелые, неудобные, не продуваются. Их единственное назначение – понты.
В итоге
Выбирать мотоэкипировку нужно вдумчиво, потому, что от вашего комфорта за рулем – зависит ваша безопасность. Лучше всего выбирать мотоштаны с предварительной примеркой. Если это невозможно – заказывайте экип с предварительным уточнением размерной сетки. Помните, что японские, китайские и отдельные французские бренды – «маломерки» (на худых, с низкой талией). И учитывайте, что кожаный экип – склонен к некоторому растяжению через пару месяцев носки.