Веселые, быстрые и (в некоторых случаях) всепрощающие мотоциклы для бездорожья сами по себе являются машиной. Проблема в том, что термин «байк-внедорожник» недостаточно глубок. Это как называть мачете ножом. Вы планируете нарезать ломтиками или намазать маслом тосты? Одни мотоциклы-внедорожники прямо-таки выбрасывают адреналин, летая высоко над массивными трамплинами по мотокроссовой трассе, а другие бодро катят по грунтовой проселочной дороге, почти не тревожа дикую природу. Легко сделать неправильный выбор, и в условиях быстрого роста сегмента внедорожников в последние годы, основная масса новичков усваивает слишком много уроков на собственном горьком опыте.
Итак, давайте пошагово поможем выбрать первый мотоцикл для бездорожья.
Вы начинающий мотоциклист или уже имеете опыт вождения?
Если вы выбираете свой первый мотоцикл для бездорожья, то вы можете быть тем, кто уже много лет ездит на мотоцикле по улицам и хочет попробовать новый вид вождения, или, может быть, вы – человек, который вообще никогда не ездил на мотоцикле. Приведенный ниже совет относится как к тем, кто плохо знаком с ездой, так и к тем, кто только знакомится с грязью, но если у вас уже есть навыки езды по асфальту, то вам может быть комфортно с чуть большим мотоциклом под собой, чем скажем новичку.
В любом случае, диапазон вещей, которые можно сделать с мотоциклом для бездорожья, широк, от соревнований до тихих поездок по лесу, поэтому первый шаг в выборе первого мотоцикла для бездорожья — это ответ на самый очевидный вопрос про который все забывают, для каких конкретных поездок вы выбираете мотоцикл?
Выбор мотоцикла-внедорожника
Не заблуждайтесь… не все бугристые шины одинаковы, как и байки, которые на них катятся. Внедорожные мотоциклы делятся на три основные категории, и выбор будет зависеть от того, как и где планируют ездить.
Мотоциклы двойного назначения
Дорожные мотоциклы двойного назначения, разрешенные для использования на улицах, — это доступный и универсальный выбор для воинов выходного дня, стремящихся к спокойной езде по пересеченной местности. Четырехтактные силовые установки с более чистым горением, одобренные DOT шины, фары, указатели поворота, зеркала, искрогасители и звуковой сигнал существуют не просто так, в то время как крутые детали гоночных мотоциклов (и соответствующие им ценники) в значительной степени отсутствуют. Мотоцикл двойного назначения дает возможность ездить по дорогам общего пользования в зоны катания по бездорожью.
Мотоциклы для бездорожья
Байки для бездорожья без номерных знаков варьируются от мягких, маломощных забавных мотоциклов до мощных машин, созданных для гонок по пересеченной местности. Если мотоциклист едет по своей земле или другой частной земле, то без проблем (если нет проблемных соседей). Но если он пользуется общественными зонами для езды, то все равно необходимо тщательно изучить правила данной зоны, где он планирует проводить время. От искрогасителей до звуковых стандартов — всё узнайте перед покупкой.
Мотокроссеры
легкие и молниеносные мотоциклы для мотокросса и другие байки, ориентированные на соревнования, к счастью, более просты. Даже если вы начнете с малого, эти байки для соревнований будут иметь компоненты с более высокими характеристиками, особенно подвески, они будут иметь большую мощность, и как правило, будут стоить дороже и требовать большего обслуживания. Но это весело. Как написал на Common Tread один энтузиаст Зиллан: «Гонки по бездорожью болезненны, но вам обязательно стоит попробовать».
Дополнение: двухтактные и четырехтактные
Проблема была больше в прошлом, но сегодня двухтактные мотоциклы для бездорожья все еще существуют, но в наши дни они определенно менее популярны. Если вы не в курсе, вот объяснение разницы и почему вам может понадобиться тот или иной вариант. Сегодня большинство гонщиков, вероятно, выберут первый мотоцикл для внедорожья с четырехтактным двигателем. Просто не позволяйте никому взимать с вас дополнительную плату за «диапазон мощности».
Это суммирует варианты с точки зрения общих категорий. Не хочется быть легкомысленным, но способность заглянуть в будущее помогает. Нередко выясняется, что стиль вождения, который, как человек думал, ему понравится, не соответствует его ожиданиям, и теперь у него слишком много денег, вложенных в один мотоцикл, чтобы оправдать покупку другого. Мотоциклы двойного назначения позволяют дешево побродить по лесу, но смешивание газа и сжигание кругов на винтажном двухтактном Yamaha YZ250 1986 года открыло двери, которые даже не знали, что искали.
Мотоцикл-внедорожник для начинающих: какого размера купить взрослому человеку?
То, что мотоциклист может завести байк, не означает, что он может ездить на нем, как будто его украли. Ему нужен мотоцикл с достаточными возможностями, чтобы делать то, что он хочет, но не тот, который подавляет и приносит моменты ужаса вместо радости. Для новичка выбор правильного мотоцикла для бездорожья сводится к этим основным соображениям.
Объем двигателя
Можно утверждать, что уровень квалификации и окружность поршня нанесены на один и тот же график. Большинство четырехтактных 125-кубовых или 250-кубовых машин не доставят вам кучу неприятностей, в то время как что-то вроде одного из современных мотокроссов класса 450 может поразить вас серьезной мощностью. Также важно учитывать, что реальная проблема заключается не только в рабочем объеме, но и в мощности. 250-кубовый байк с мягким двигателем с воздушным охлаждением, основанный на прошлой конструкции, сильно отличается от тщательно настроенного мотокроссового 250-кубового мотоцикла с жидкостным охлаждением. Вашей первой подсказкой здесь, после смещения, будет цена и предполагаемое использование.

Высота сиденья
Говорят, что у каждого сиденья есть задняя часть, но сначала нужно приподнять её. Мотоциклы для внедорожья по своей природе высокие, это обеспечивает ход подвески, необходимый для преодоления пересеченной местности с возможностью поставить ноги на землю. Но внутренний шов должен подсказать, будет ли терпима высота 37-дюймового сиденья без нагрузки.
Для роста среднего русского мужчины, винтажный YZ приседает с пилотом на борту примерно до 36 дюймов, что никогда не было нарушением правил. Но это мотоцикл для мотокросса, хотя и старый. В более новых мотоциклах двойного назначения, которые, скорее всего, рассмотрит новичок, сиденья обычно немного ниже. Например, Honda CRF300L поднимает на 34,7 дюйма над землей (у Honda теперь есть версия CRF300LS с «низким сиденьем» на высоте 32,7 дюйма). Доступный Yamaha XT250 также имеет высоту сиденья 32,7 дюйма, и мотоциклисты видели немало из них, а также их предшественника, XT225. Так что это вариант, даже если ваш рост пять футов два дюйма.
Навык
Конечно, если первый мотоцикл для бездорожья у мотоциклиста является также и первым мотоциклом в его жизни, то становится ясно, что человек начинает с нуля и хочет выбрать более доступный и управляемый байк. Но даже если вы много ездите по улицам и хотите окунуться в грязь, имейте в виду, что улица и бездорожье — разные вещи. К счастью, катание, как олененок, который учится ходить, длится очень долго. Держитесь вашей воли, и в конце концов вы овладеете языком, необходимым для управления этими машинами, и привыкнете к ощущению постоянно меняющегося сцепления под вашими шинами.
Опытные гонщики, которые имеют хорошие намерения, могут не помнить, что значит быть новичком, и иногда советуют новым гонщикам купить более мощный или навороченный мотоцикл, «чтобы вы не переросли его». Это законное беспокойство, но подумайте о недостатках покупки слишком большого или слишком маленького мотоцикла. Новичок, купивший слишком мягкий в управлении мотоцикл и после года катания жаждущий чего-то более мощного, всегда может продать его другому новичку и купить что-то новое. А покупать мотоциклы всегда весело! Новичок, купивший слишком мощный байк, или слишком высокий, или слишком жесткий в управлении, может разочароваться или даже получить травму при падении и вообще потерять интерес.
Как говорится, не нужно ожидать, что первый мотоцикл станет последним. Вместо этого нужно подумать об этом как о первом шаге в путешествии многих новых открытий. Если человек обнаружит, что ему действительно нравится ездить по грязи, ему захочется попробовать новые виды езды на различных байках. Перерасти свой первый мотоцикл на самом деле хорошо.

Должен ли ваш первый мотоцикл-внедорожник быть новым или подержанным?
Есть законные аргументы как в пользу покупки нового, так и в пользу покупки подержанного. Выкатка нового мотоцикла из местного дилерского центра имеет свои достоинства и привлекательность. Отсутствие необходимости беспокоиться о том, сколько часов проработал двигатель или кто закрутил болт до того, как человек стал владельцем, повышает уверенность в себе. Мотоциклист также можете начать строить отношения с магазином запасных частей и отделом обслуживания, если он не собирается выполнять все техническое обслуживание самостоятельно. Исторически сложилось так, что покупка нового байка обходится гораздо дороже. Но после пандемии даже эта разница исчезла, поскольку всплеск продаж мотоциклов для бездорожья и мотоциклов двойного назначения привел к росту цен на подержанные мотоциклы.
Тем не менее, даже в эти необычные времена мотоциклист может сократить эти вложения наличных, просматривая подержанные мотоциклы-внедорожники, которые не являются бомбами замедленного действия с погремушками. Имеются ли у него место в гараже, механические способности и интерес к работе над старым мотоциклом? Если это так, подержанный байк имеет больше смысла. Если он еще не настолько осведомлен, пусть попробует заручиться помощью более опытного друга или отделом обслуживания, где ему обязательно помогут советом как купить подержанный мотоцикл и как избежать проблем с документами.
Еще в начале этой статьи мотоциклы для бездорожья были названы «прощающими». Езда по бездорожью означает неизбежное падение, и когда вы бросаете внедорожный мотоцикл, повреждения бледнеют по сравнению с состоянием уличного мотоцикла после разлива. Одним из аргументов против покупки нового уличного байка в качестве первого мотоцикла является количество повреждений, которые может нанести даже незначительное опрокидывание, а у новых гонщиков обычно бывает несколько опрокидываний, а то и того хуже, во время обучения. Это меньше беспокоит мотоциклы-внедорожники, что ослабляет аргумент против покупки новых.
В то же время на грязных байках, как правило, легче работать, чем на уличных. У них одноцилиндровые двигатели, которые не покрыты кучей пластика, поэтому регулярное техническое обслуживание обычно проще. Если мотоциклист хочет освоить некоторые механические навыки, одновременно изучая новые навыки вождения, подержанный мотоцикл для бездорожья может стать отличным способом сделать и то, и другое.
Сложите эти плюсы и минусы для новых и подержанных байков и посмотрите, что лучше всего подходит под ситуацию.

Транспорт: добраться до грязи
Покупка байка совершилась? Отлично! Рады, что смогли помочь. Теперь, как мотоциклисту доставить его домой?
Если вы купили мотоцикл двойного назначения, предназначенный для использования на дорогах общего пользования, и его зоны катания по бездорожью находятся в пределах диапазона, в котором вам удобно ездить, то это к вам не относится. Но если вы покупаете мотоцикл только для бездорожья, планируете недельный поход и поездку в отдаленное место или вам просто нужно удобное сиденье для поездки домой после тяжелого дня, проведенного на матушке Земле, где фургоны, грузовики и прицепы тоже стали частью поездки по бездорожью, то есть еще один расход, который вам, возможно, придется учитывать. Если у вас уже есть пикап или фургон, то единственное вложение, которое вам может понадобиться, — это рампа. Если у вас есть автомобиль, который может буксировать небольшой прицеп, то это тоже недорогой вариант транспортировки.
Как научиться не волноваться и полюбить мотоциклы-внедорожники
Если вы зашли уже так далеко, возможно, мы немного похожи. Уличные байки давали мотоциклистам свободу передвижения, но их сфера действия заканчивалась на тротуаре, и они все это уже видели. Несмотря на то, что многие проводят детство на байках и вокруг них, они не «получают» их, когда становятся старше. Два десятилетия спустя они оглядываются на весь этот неон 90-х, на эти ужасные гоночные машины, плюс на свой банковский счет и думают: «Эй, это выглядит забавно».
Итак, вот оно, последнее предложение и просьба посадить человека на стартовый мотоцикл-внедорожник. Вы устали от одной и той же прогулки по одним и тем же старым пейзажам? То, что когда-то захватывало дух, теперь только навевает скуку? Тогда, парни, привет! Вы те мотоциклисты, пробивавшиеся по какой-то лесной одноколейной дороге, преодолевшие ваш первый дубль или отправившиеся в неизвестные сельские районы. Это всё, то лекарство, которое многие ищут. Приготовьтесь вернуться домой измученными, грязными, возможно, пахнущими бензином и, самое главное, готовыми сделать все это снова в следующее воскресенье.



