О том, как подобрать мотошлем к своей голове и как узнать ее размер для точного выбора в нашем блоге уже есть, а в этом материале мы поговорим о том, как вообще выбирать себе шлем. Как не потеряться в этом море предложений, которое выпадает в ответ на простой запрос купить шлем, и как получить хороший удобный вариант, а не бесполезную шапку из пластика, если заказываешь доставку издалека.
Мотошлем вещь, которую покупают и меняют нечасто. Мало кто из владельцев среднекубатурных дорожных мотоциклов (коих из нас большинство) может за свой стаж вождения лично оценить больше десятка различных горшков. Поэтому, перед покупкой очередной каски, райдеры подробно изучают чужой опыт. Читают отзывы на мотошлемы разных марок, оставленные реальными пользователями в достойных доверия пабликах. Прием очень полезный, но здесь можно утонуть во мнениях, где каждый опытный мотоциклист хвалит именно то, что у него на голове. Подходящее под его задачи и требования, и подходящее к его форме черепа. Естественно, у кого-то мнения не совпадают и возникает холивар. Из форумных споров, какой производитель шлемов лучший, можно ли покупать китайский шлем или это опасно, а также можно ли брать шлем б/у родилось несколько утверждений, которые стали громко называть правила выбора шлема. Эти правила чаще всего идут в разрез с нашей окружающей действительностью. Они миф, полностью полагаться на который нельзя. Опровергая эти мифы, расскажем о важном.
Миф №1: Чем дороже шлем, тем он лучше
Нет, это не так, по трем причинам: первая в каждой ценовой группе существует несколько категорий шлемов, различающихся конструктивными особенностями. От них полностью зависят показатели защиты и комфорта, которые обеспечивает горшок голове своего носителя.
Даже самый дорогой мотошлем половинка физически не гарантирует той сохранности нижней части лица при аварии, которую может обеспечить даже самый плохонький китайский интеграл!
Вторая причина: конструктивные особенности головы конкретного мотоциклиста могут критически не совпадать с геометрией и размерной сеткой шлема именитого производителя (об этом тоже более подробно рассказано в нашем материале), а недорогой мотошлем будет на ней сидеть как влитой, обеспечивая больший комфорт и большую безопасность. Поэтому цена критерий, все же, вторичный и главное не бренд или тип шлема, а цель его покупки зачем тебе шлем, и где ты в нем будешь ездить.
Повторяя мантру дорогой шлем лучше, мало кто уточняет лучше что?: Лучше спасает? Лучше сидит на голове? Лучше гармонирует с внешним видом мотоцикла? Дорогой шлем однозначно лучше опустошает кошелек, а вот в остальном далеко не факт!
Третья причина бесполезности мифа резко ухудшившееся (по всему миру) качество исполнения у новых моделей шлемов из средней ценовой категории. Либо производители поголовно гонятся за удешевлением продукта, либо выпускают на рынок недостаточно обкатанные, сырые модели. Свежая модель всегда дорогая, но не всегда качественная. Покупая, вроде бы, комфортный шлем с кучей опций через некоторое время обнаруживаешь косяки. Иногда решаемые дооснащением (другой пинлок, гарнитура), иногда неустранимые (как течь морды в модулярах в сильный ливень). Если завод получает достаточно рекламаций от покупателей на конкретную модель он работает над ошибками, если нет превращает баг в фичу, или прекращает выпуск. Именно поэтому рекомендуется брать уже устоявшиеся модели, продаваемые на рынке от 4 лет и более.
Цена и безопасность
Что такое мотошлем? Это шлем, сертифицированный по критериям прочности, принятым для мотозащиты. Остальное имитация, которая не обеспечит тебе нужный уровень безопасности. Сертификация и уровень безопасности подтверждается маркировкой на самом шлеме, на ремешке, на внутренней бирке. Основных стандартов, которые определяют безопасность продукции брендов и одобряют ее использование, на момент 2022 года шесть: JIS, Snell, SHARP, FIM, DOT и ECE.
Впрочем, на большинстве мотошлемов, попадающих в продажу на наш рынок, встречается только две последних маркировки стандартов: DOT и ECE 22.05 (либо, пришедший ему на смену в 2021 году ЕСЕ 22.06). Стандартом FIM отмечены только профессиональные спортивные шлемы, JIS для внутреннего рынка Японии, SHARP для Великобритании и Европы, а Snell (они же SMF) частная некоммерческая структура, которая тестирует шлемы не в обязательном порядке, как ЕСЕ, а только если производитель захочет добавить еще один орден в копилку. Требования ЕСЕ выше, чем DOT, поэтому предпочтительнее, если на шлеме есть именно она, или обе, а лучше три маркировки.
Сертификационные комиссии подвергают горшки тестам на прочность по-разному. Их роняют с высоты 4 метра на металл, пробивают острым предметом, просто колотят металлом по разным зонам, истирают, жгут, дергают за ремешок, срывая с манекена… Кто во что горазд, но с определенной нагрузкой. Сломавшись под той, которая ниже нее, шлем тест не проходит. Не проходит значит, не допускается к продаже на территории страны или объединения стран. Критерии у каждой комиссии свои, но FIM и Snell подходят к этому жестче, чем DOT, у которых требования не менялись с лохматых годов.
Этап сертификации
Выходит, чем больше на шлеме маркировок разных стандартов безопасности тем большую прочность и стойкость он показывает? Тем большую безопасность он обеспечит голове водителя? Нет. Большую безопасность обеспечит более закрытый шлем с защитой подбородка (интеграл, кроссовый, дуалспорт). Цена мотошлема напрямую не зависит от его класса безопасности, а безопасность от цены! Квест: найти шлем на котором есть наклейки всех стандартов ни опыта ни экспы не даст, потому, что гражданские мотошлемы вообще редко маркируются более чем двумя стандартами, а FIM и Snell считают надежной только профессиональную спортивную мотозащиту, имеющую прочную подбородочную дугу (то есть интегралы), и на шлеме-половинке свою маркировку не поставят (если она там есть понятно, что это не оригинал).
Сертификация мотошлемов начало… (на фото проверяют шлем для регби, хотя первые тесты мотошлемов также проводились на добровольцах)
Проблема в том, что китайские заводики, производящие супер низкобюджетные реплики известных моделей свою продукцию не сертифицируют никак. Просто лепят наклейки (какие хочешь хоть Дот, хоть Есе). Именно отсюда родилась рекомендация не покупать китай и выбирать самый дорогой из предложенных шлемов. На самом деле китайская продукция поставляется во многие европейские страны, где для свободной продажи она таки эту сертификацию ЕСЕ прошла. Поэтому китай покупать можно. Главное не выбирать товары близкие к нижнему краю ценового диапазона. Да один раз твоей голове такой шлем защиту обеспечит, но! Не во всякой аварии. И носиться будет недолго. У подобной продукции быстро выходят из строя крепления визора, сами визоры желтеют, а подкладка и внутренняя поглощающая часть слеживаются, и шлем начинает недопустимо болтаться на голове. Менять придется через два, максимум три сезона.
Ок, скажет читатель, если покупать китайский шлем каждый год дешевле, чем купить японский (итальянский, американский) один на 10 лет, то зачем платить больше? Затем, что покатавшись сезон понимаешь, что комфорт, шумоизоляция, аэродинамика и вентиляция не просто слова. Дешевые китайские шлемы, как и мотоциклы, это срисованные со старых иностранных моделей, воспроизведенные несколько другими технологиями и материалами товары. Той надежности, комфорта, долговечности, которой обладали прототипы, они обеспечить не могут тупо разваливаются от вибраций. В первых, самых дешевых, китайских горшках даже вентиляционных каналов не было, только заклеенные сеточкой входные отверстия, а вместо плотного вспененного полиуретана использовался пенопласт низкой плотности (как в панелях для утепления фасадов). Конечно, настолько откровенные подделки встречаются очень редко, но чем ниже цена мотошлема тем больше вероятность нарваться на подобное.
От чего же тогда зависит цена мотошлема?
От цены материала скорлупы и его расхода, от способа производства (степени участия ручного труда в сборке), от материала и конструкции подкладки (съемная или нет), от страны, в которой расположены заводские мощности производителя, от количества дополнительных опций (динамики, пинлок, солнечные очки, блютус-модуль, экран дополненной реальности). Дополнительные опции относятся к комфортообразующим. На степень защиты головы при аварии они не влияют, а вот на качество поездки могут, и серьезно.
Миф № 2: Шлем нужно подбирать в соответствии со стилем и типом мотоцикла
Нет, мотошлем нужно подбирать исходя из того, где, и на какой скорости ты планируешь в нем ездить. Например, владельцу эндуро или питбайка не обязательно покупать кроссовый шлем, если он катает преимущественно в городе, либо в деревне, и не планирует лезть на грязевую трассу с трамплинами или бездорожье. Шлем для мотокросса имеет такую специфическую форму для защиты нижней половины лица водителя от ударов об руль при неудачных приземлениях. Катая в городе, мотоциклист чаще сталкивается с опасностью падения и скольжения по асфальту. При этом вытянутая форма, большая площадь соприкосновения шлема с асфальтом и наличие выступающих частей скорее минусы, поскольку могут усилить скручивающее воздействие на голову и шею, как рычаг. Кроме того, шлемы для бездорожья рассчитаны на движение с относительно невысокой скоростью, на которой важно обеспечить голове активно рулящего спортсмена хорошую вентиляцию. Они достаточно перфорированы, поэтому двигаясь на 120 км/ч и выше в таком тупо можно замерзнуть, а если высунуться за лобовик и посмотреть в сторону недолго и шею свернуть. От скользячки такие шлемы страдают больше, чем гладкие аэродинамичные интегралы и даже полулицевики.
Правила дорожного движения строго регламентируют только одно: ездить на мотоцикле можно только в мотошлеме, и только в застегнутом. Вид, тип, материал и цвет шлема ПДД не регламентируется.
Этим, собственно, и пользуется та категория мотоциклистов, которой важнее не показатели безопасности, а комфорт и стиль. Чтобы не платить штраф 1000 р, владельцы скутеров, мопедов, среднекубатурных классиков, чопперов, бобберов и даже пауэр-круизеров приобретают скромные легкие шлемы-половинки. Иногда дополняя их очками-консервами, а иногда нет. Тогда они гордо щурятся на ветру в обычных авиаторах, оправдывая отсутствие комфорта соответствием стилю. Хотя кто может запретить, например, владельцу олдскульного чоппера ездить на нем в кроссовом шлеме, если ему в нем удобно? Да никто!
Вернемся к мифу. Рациональное зерно в нем все же есть, но только отчасти, потому, что от типа мотоцикла косвенно зависят и условия, и скорость поездки. Но наличие спортбайка не гарантирует, что его владелец будет часто и регулярно гонять (даже знаю несколько уникумов, до сих пор боящихся ездить на Ниндзе на третьей передаче), а наличие мопеда не гарантирует тихие размеренные 60 км/ч. Еще раз: важны условия и скорость. Комфорт и безопасность на одной и той же скорости, при одной и той же погоде в мотошлемах разного типа будут неодинаковые. Важно и то, какие требования в приоритете.
Неформальная классификация типов мотошлема по потребностям его владельца:
Типы мотошлемов, их плюсы и минусы
Безопасность, комфорт, обзор, вес, размеры, вентиляция, аэродинамика это основные критерии по которым мотошлем оценивают потребители и сами производители.
Шлем половинка
Он же 1/2, он же арбузная корка. Самый легкий, предоставляющий максимальный угол обзора и максимальный комфорт на скоростях до 60 км/ч, но только в сухую теплую погоду. Этот мотошлем покупают для отмазки от штрафа. Минимально возможный уровень защиты в нем распространяется только на затылок и темя райдера, при этом уши и нижняя часть лица остаются без защиты, мерзнут, мокнут в дождь. К той же категории относятся шлемы-кепки.
Этот шлем тоже половинка. Наличие намордника не придает ему дополнительных защитных качеств (максимум только от ветра), поскольку подбородок жестко не зафиксирован.
Полулицевик или open-face
Опенфейсы выпускаются в двух вариантах с визором, или без (на фото не визор, а солнечная шторка). В первом случае съемный лобовик чаще всего короткий и на скоростях выше 90 км/ч дышать становится некомфортно. Во втором обязательно дополнять каску мото очками.
Уровень защиты и комфорта в нем чуть выше, чем в половинке, но ненамного. Хорошая аэродинамика и шумоизоляция нивелируется отсутствием вентиляции черепушки. Плюсы относительно низкая стоимость, малый (от 1000 г) вес.
Шлем три четверти
Классический мотошлем, имеющий больше всего разновидностей исполнения. Универсальный вариант для города, или как первый шлем, если так и не решил, что именно тебе подходит. Защищает только ту часть головы, которую закрывает. При наличии длинного визора, скрывающего подбородок, комфортен на высоких скоростях. Дополнительных опций может нести почти как хороший интеграл (солнечный щиток, блютус модуль, регулируемая вентиляция. Вес и размеры скорлупы значительно варьируются, в зависимости от модели. Чем крупнее корпус тем толще поглощающий слой, соответственно лучше защита, но объемный шлем создает большее аэродинамическое сопротивление.
Мотошлем Хищник, Череп, Железный человек, Фоллаут и прочие
Мотошлемы с декоративными мордами это всего лишь стандартный шлем ¾ с ухудшенным обзором, убитой аэродинамикой, повышенным уровнем шума, увеличенным весом. В основе их чаще всего скорлупка из АБС-пластика, сертифицированная только под стандарты DOT, поэтому гонять на них 120 км/ч и выше не только некомфортно, но и опасно. При повороте головы он стремится съехать набок, и длительная езда в таком на мотике без должной ветрозащиты утомляет.
Модуляр
Шлем модульной конструкции бывает трех видов: с полностью откидывающейся передней частью, где забрало и подбородок идут заедино, с раздельным визором и подбородком.
А также трансформеры, полностью разъемные, превращающиеся в опенфейс.
Удобный вариант для езды по городу, для путешествий по цивилизации, где часто останавливаешься чтобы поесть-попить-покурить не отходя далеко от мотоцикла. Подходит для людей, работающих доставщиками шлем не нужно каждый раз снимать. Плюсы: высокий комфорт, хорошая вентиляция независимо от погоды, возможность выбрать компактный размер или богатую опциями комплектацию, возможность регулировать обзор. Минусы: тяжелый (1600-1800 г), быстро изнашиваются фиксаторы и крепления морды. В классическом варианте при езде с поднятым лицом создают адовое аэродинамическое сопротивление. По стоимости разброс большой, могут вполне конкурировать со спортивными моделями. Уровень безопасности ниже, чем у интегральных шлемов, даже в тех моделях, подбородочная часть которых смыкается металлическим кольцом. Кроме подбородка, слабые зоны височная часть и крепление стекла, а также уплотнения.
Интеграл
Он же фулл фейс, он же гермак, он же спортивный и закрытый. Самая прочная и аэродинамичная конструкция, рассчитанная на езду на высоких скоростях. Обеспечивает максимальную защиту головы со всех сторон. Закрытые шлемы прочнее, долговечнее, теплее, чем остальные. Уровень комфорта в интегралах значительно разнится, в зависимости от производителя и дополнительных опций. Подобрать гермак можно в практически любом ценовом диапазоне. Минусы: шлем тяжелый, в нем уменьшенный (по сравнению с ¾ и модулярами) боковой обзор, вентиляция при езде на малых и средних скоростях работает плохо на светофорах потеешь и ты, и визор.
Этот тип шлема выбирают не только владельцы спортбайков, стритов или спорт-туристов если подобрать удобный вариант, в нем можно рассекать на снегоходе, мопеде, питбайке.
Дуалспорт
Гибрид кроссового и интегрального шлема был призван обеспечить защитой владельцев мотоциклов двойного назначения, катающих по грязи и по городу 50/50. Цельная конструкция дает высокую защиту и надежность. Улучшенная вентиляция (по сравнению с гермаком) комфорт на асфальте, а возможность заменить визор очками и быстро прикрутить козырек на оффроуде. В общем хотели как лучше, но не у всех это получилось. Зато есть куча плюшек: подогрев, динамики, шторка… Минусы: обилие китайских поделок трудно найти действительно удобную и качественную модель. Шумность, недолговечность, слишком хорошая вентиляция у многих моделей. Отстойная аэродинамика с козырьком (особенно если скорость выше 110 км/ч, а лобовик на байке формальный), а бороду на скорости задирает почти так же, как на кроссовом шлеме. По жесткости и прочности несколько не дотягивает до прародителей. По качеству исполнения в сети есть много претензий даже к именитым производителям.
Кроссовый мотошлем
Кроссач закрытый мотошлем, рассчитанный на эксплуатацию в паре со специальными очками, а также регулярную полу разборку для мытья от следов бездорожья. Обеспечивает отличную защиту от ударов (падение, встречная ветка, вылетевший камень) и нужную вентиляцию активно двигающемуся спортсмену. Козырек работает как дополнительный отбойник веток и защита от солнца. За счет вытянутой формы и опущенного нижнего края, шлем ограничивает амплитуду кивка головы спортсмена при резких маневрах и жестком приземлении. В среднем вес бюджетного кроссового мотошлема колеблется в пределах 1350–1750 г. Если он весит меньше (1050-1200 г), то будет стоить как новый питбайк, если больше то катание в этом раритете будет сильно утомлять шею. Плюсы: огромный выбор авторского дизайна оболочки, возможность купить недорогой китайский, но вполне прочный шлем. Минусы: кроме высокой цены на действительно легкие профессиональные модели, кроссачи отличаются сложностями с подбором очков, повышенной шумностью, низкой защитой от холода и никакой аэродинамикой.
Миф № 3 Нельзя покупать шлем б/у
Можно. А вот комфортно ли тебе в нем будет это уже другой вопрос. Во-первых, несмотря на возможность вытащить подкладку и постирать, мотошлем не всегда удается избавить от запаха прежнего хозяина (или подвала, если горшок хранился в сырости или затхлом помещении). Во-вторых мягкие вставки и даже сама поглощающая оболочка могут деформироваться под конкретную голову, далеко не совпадающую с твоей по топографии. В-третьих всегда будет под вопросом количество и качество травм, которые мотоэкипировка пережила до тебя …
Шлем, упавший с высоты 1 метр можно смело выбрасывать в помойку, он отработал свой ресурс таким утверждением интернет-гуру кормят новичков, начисто отбивая у них желание покупать качественную дорогую экипировку. Действительно, зачем тратиться, если убить твой новенький (например) Arai может любой проходящий скамейкер на байк-слете, просто зацепив руль, на котором шлем висел? Или ты сам можешь его испортить, просто выронив из рук? Напрашивается вопрос: как такая хрупкая скорлупка сможет обеспечить твоей голове безопасность при аварии, в которой воздействие будет кратно сильнее? Никак. Утверждение про 1 метр не соответствует действительности. Миф этот произошел из выяснения вопроса: а когда нужно менять шлем?
В рекомендациях производителей мотошлемов четко перечислено прекратить эксплуатацию, если:
- Мотошлем получил повреждения при ДТП.
- В ходе эксплуатации на его скорлупе появились трещины, даже минимальные.
- В ходе эксплуатации (от времени) стал разрушаться внутренний поглощающий слой.
- Надорван (или оторван) ремешок застежки.
В остальных случаях потертую каску вполне можно отремонтировать и эксплуатировать дальше. Поцарапанный или треснутый визор, равно как и застежку, можно заменить, можно сменить тканевую подкладку, пластиковую фурнитуру, можно перекрасить облезлые бока шлема на скорость не влияет.
А вот повреждения в ДТП, которые затрагивают внутреннюю структуру горшка, напрямую влияют на безопасность. Суть в том, что во время происшествия внутри шлема будет находиться твоя голова, которая приложится к определенной его части. Некоторую деформацию скорлупы от удара извне хороший шлем может отыграть, спружинив обратно, даже так, что не останется следов. А поглощающий слой, продавленный ею снаружи и твоей головой изнутри, деформируется безвозвратно.
Вот так выглядит в разрезе мотошлем, который прошел все этапы тестирования по стандартам безопасности, о которых было сказано выше. Его внутренняя поглощающая оболочка смята, как после ДТП.
Определить на глаз состояние поглощающей прослойки на мотошлеме б/у нельзя. Как и предугадать, сколько ударов скорлупа уже перенесла, и сколько еще выдержит. Поэтому никто не рискует рекомендовать купить подержанный шлем. Но прямо запрещать это делать нонсенс, поскольку наличие хоть плохонького мотошлема при ДТП всегда лучше, чем его отсутствие.
Однозначно не нужно брать мотошлем сильно поцарапанный, треснувший, потерявший часть фурнитуры или со сломанной застежкой. Но, если ты знаешь историю каски, и она отлично сидит на тебе (например, друг купил шлем для себя или пассажира, но счел некомфортным, из-за чего почти не пользовался им) перекупить такую выгоднее и надежнее, чем катать с голой головой, пока не накопишь на хороший, или заказывать без примерки.
Миф № 4 Шлем лучше брать с микрометрической застежкой
Этот миф можно принять 50/50, поскольку лучше такая застежка только для ленивых, или тех мотоциклистов, которые вынуждены часто надевать и снимать котелок. Жирный минус застежки рэтчет (трещотка) и пин типов то, что они существенно изнашиваются, переставая качественно фиксировать. Плюсы они доступны, продаются пятачок за пучок, поэтому легко подобрать замену на любой горшок.
Застежка-трещотка:
Застежка пин, она же кнопка:
На дешевых китайских мотошлемах стоят одежные застежки фастекс. Они вообще пластиковые, без арматуры, что никак нормам безопасности не соответствует, даже если на их затылке написано DOT, ECE и прочее.
Застежка перестала держать начался колхоз:
С момента первого применения и по сей день самой надежной считается застежка двойное кольцо (она же D-ring, double ring, DD). Только если ее кольца настоящие, цельные прокованные, а не разъемные, как на подделках. Относительный минус неудобно застегивать в перчатках, и сам процесс длится дольше, чем с кнопкой или трещоткой.
Застежка двойное кольцо:
Для ленивых: при должной сноровке, она расслабляется одним движением, а дальше шлем можно стащить с головы, не освобождая ремешок полностью. Надевать можно так же, оттянув расслабленный ремень, а после затянув его за хлястик. Сделать так позволяет не всякая конструкция каски и длина ремешка, но большинство. Застежка double ring не ломается, ее ресурс пожизненный. DD пока единственная застежка, признаваемая сертификатом безопасности FIM.
Какого цвета шлем выбрать
Любого. Но если тебе важнее быть заметным на дороге и стиль не принципиален выбирай однотонные яркие люминесцентные цвета вроде лимонно-желтого, ядовито-оранжевого или салатового. Они видны на большом расстоянии, даже в сумерки и в условиях плохой видимости.
Белые мотошлемы, серебристые, а также выкрашенные в светлые и яркие оттенки в ясную погоду заметны издалека, не сильно нагреваются на солнце. Относительный минус на них заметны любые загрязнения. Черные, красные и выкрашенные в темные оттенки мотошлемы сильно нагреваются от солнечного света. Менее заметны, особенно с большого расстояния. Белый, черный, серебристый цвета шлема классические. Сочетаются с цветовой гаммой большинства мотоциклов.
Вентиляция шлема
Чем больше в мотошлеме дырок, тем легче в нем дышать на высокой скорости, однако интенсивный обдув серьезно охлаждает голову в прохладную погоду и создает дискомфорт. Также дополнительные отверстия ухудшают шумоизоляцию шлема. Выбирая модель для всесезонной эксплуатации надо отдавать предпочтение той, в которой интенсивность вентиляции регулируется внешними клапанами.
Что еще учитывать при выборе мотошлема
Сравнивая несколько понравившихся моделей из одной категории, надо смотреть на цену и доступность деталей к ним продаются ли сменные вставки щечки, визоры, крепления, подкладка, шторки из ноепрена (дефлекторы дыхания и нижние, от ветра). Все мягкие внутренние элементы изнашиваются даже при бережной эксплуатации. Возможность их заменить продлит жизнь шлема на годы.
Закрытые мотошлемы именитых производителей, окучивающих чемпионаты MotoGP и Superbike, во многих гражданских версиях тоже снабжаются системой EQRS быстросъемными щечками, облегчающими аккуратное снятие шлема с пострадавшего в аварии.
О наличии такой системы говорят надпись в нижней боковой части горшка и тонкие стропы красного цвета. Опция полезная, уменьшает вероятность дополнительных повреждений при травме шейного отдела позвоночника.