Не претендую на звание человека, знающего все о мотоциклах для начинающих девушек (отдельной такой категории – не существует, но давайте по порядку), однако знаю, какие модели можно порекомендовать для начинающих мотоциклистов вообще, и какие проблемы чаще всего поджидают девушек, начинающих кататься самостоятельно.
Байки, специально спроектированные под девушек – есть ли такие вообще
Нет, это – миф, рожденный хитрыми маркетологами. Наиболее показателен случай бренда Харлей-Дэвидсон: в один из периодов ослабления спроса на свои мотоциклы «обнаружившего» целый пласт потребителей, которым их тоже можно с большой долей вероятности «впарить».
Мотоциклы «в американском стиле» – всегда позиционировали как атрибут брутальных бородатых мужиков в заношенных джинсовых штанах и безрукавках (кожа – более позднее кинематографическое клише, тру-байкеры носили деним), но, когда весь мир потихоньку начал переключаться на более дешевых и комфортных «японцев», в Милуоки резко дали заднюю, начав выпуск байков меньшей кубатуры (489, 790 и 830 кубиков, по сравнению с классическими 1746 Big Twin – вообще крошки), которые рекомендовали всем-всем: девушкам, подросткам и домохозяйкам. Дескать, «дружелюбнее – некуда». Из существенных изменений, кроме объема и мощности, были некоторое снижение центра тяжести байка, ширины и высоты сиденья, смещение подножек под меньший рост – все, больше, по мнению конструкторов и менеджеров, переделок для женщин их стоковые модели не требовали.
Европейские же и японские производители – «просекли фишку» намного раньше, уже в 50-х. Правда, сделали это вынужденно: у одних было стандартом «выжимать все» из маленькой кубатуры в угоду экологичности и экономичности, а у других – потребители поголовно были «компактные», экономика – в заднице, а дорожное движение весьма интенсивное, так что начинали они, в отличие от американцев, с 50 «кубиков», постепенно наращивая объем. Это сейчас «полтинники» даже не рассматриваются в качестве мотоциклов для девушек (а – зря, Aprilia RS 50 – видали? Внешность – конфетка! 8 лошадей, 110 км/ч – только в стоке, а тюненая – вообще до 140–150 км/ч), «избалованные кубатурой» потребители смотрят на «литры», в упор не замечая, что реализовывать их потенциал – тупо негде. Трафик – все плотнее, водители в городах – все злее, скорости – все выше, и какой бы хороший экип мотоциклиста не защищал, ему есть предел прочности.
Чем больше кубатура – тем больше мотоцикл провоцирует «открутить», это классно, серьезно, но, чем мощнее байк – тем опытнее надо быть, чтобы управляться с этой мощью на больших скоростях. Именно поэтому новичкам всегда нужно начинать с малого, постепенно «вырастая» до серьезных мощностей. Адреналина и кайфа от покатушек – даже на «восьмушке» можно получить море. Пример: «Ёбрик» (Ямаха YBR 125) – очень частый вариант «стартового» мотоцикла для девушки новичка, который даже у многих взрослых бородатых мужиков вызывает теплые чувства ностальгии. Жаль, что найти его сейчас в хорошем состоянии – практически нереально.
Сложности, с которыми может столкнуться девушка при езде на мотоцикле
Девчонки, давайте оговоримся сразу: тут – никакого сексизма, чисто объективные физиологические различия, без которых вы (с одной стороны) не были бы такими привлекательным, а с другой – за счет которых выглядите слабыми, беззащитными, и побуждаете мужчин вас опекать. Итак, дамы – по большей части, меньше, ниже, легче, слабее большинства мужчин. Это значит, банально, что выбирать первый мотоцикл для девушки нужно с низким центром тяжести, малой высотой по седлу, малой, либо средней (до 400 сс) кубатуры, желательно – с регулируемой подвеской, гидравлическим приводом тормозов… Ну, скажете, это – стандартные рекомендации для новичков любого пола? Да, но есть еще несколько нюансов, определяющих ТТХ желаемого.
Чтобы знать, какой мотоцикл выбрать девушке, ей надо ответить (самой себе) на пару вопросов:
- Стиль, который нравится больше всего, и предполагаемое применение байка. Кроссач – гонять в «грязи» – по выходным? Стрит – мотаться по городу? Понтовый чоппер или круизер – вальяжно подъезжать к месту регулярной тусовки? Спорт – палить резину на треке? Или турист – набить кофры купальниками – и на море?
- Где предполагается ставить и хранить байк? Летом-то он может жить на открытой стоянке, но вот зимой, если не планируется эксплуатация (а первой зимой – она, все-таки, не рекомендуется) его нужно нормально «законсервировать», чтобы по весне кататься, а не устраивать ремонт. Если ни гаража, ни знакомого с гаражом нет, байк можно сдать на «ответственное хранение» в профильный сервис, но это – дополнительные расходы, либо – хранить в квартире. Тогда удобнее, чтобы это был малокубатурник… сами понимаете, почему.
- Кто будет обслуживать и ремонтировать байк? Если планируется самостоятельный сервис (руками), или тупо – поездка на мото-СТО по любому поводу – нужно брать новый, в проверенном салоне, с гарантией. Тогда расходы на содержание будут менее накладны. Если же за мотоциклом есть кому ухаживать – не парьтесь, и просто выбирайте по «кубатуре». Любой, самый красивый, какой понравится.
Еще нюанс: руки. Для женской, более узкой и короткой, чем мужская, ладони, нехарактерна большая сила хвата или выносливость. На большинстве мотоциклов стоит механическая КПП, и сцепление выключается выжимом левого рычага на руле (есть и другие варианты). В городе переключать передачи приходится очень часто. С тугим «сцеплением» – слабая рука быстро устает, а неполный выжим рычага приводит к ускоренному износу дисков, поэтому мотоциклы для девочек с изящными ручками нужно подбирать еще и по этому критерию. Есть один вариант, о нем – дальше.
Считается, что женщины – более аккуратные мото-водители, и с этим можно согласиться, но, как говорится: «shit happens» и уронить тяжелый байк с подножки на стоянке – дело «святое», грешат даже парни, поэтому мотоциклы новичков обычно бывают слегка побитыми. Легкость обращения с байком на малых скоростях и при остановке определяется соотношением высоты его центра масс, и роста водителя. Для низкорослых девушек проще справиться с заниженными круизером или чоппером, а для высоких – не проблема «кантовать» спортивный мото, или эндурик на 19-х колесах. Рост – учитывайте обязательно!
Как выбрать мотоцикл для новичка девушки
Сегодняшние реалии рынка – сильно «сужают» выбор мото для начинающих девушек: то, что действительно надежно, функционально и красиво – традиционно дорого, поэтому сюда его практически не везут, взамен наводняя города дешевыми копиями устаревших японских моделей. В этом есть и плюс: низкая цена делает новую мототехнику более доступной для новичков, а в частности – для девушек.
Так называемый женский мотоцикл для начинающих в каждом классе будет иметь свою максимальную кубатуру:
- Кросс, эндуро – 125–250 сс. Эти байки «заточены» не на скорость, а на крутящий момент «с низов», поэтому важно, чтобы по мощности был запас, только тогда динамика будет приемлемой. Все, что ниже 125 сс – оставьте детям.
- Классики, дорожные – 250–400 сс. В этой категории большинство мотоциклов выдает стабильные 30–32 л/с, чего за глаза хватает в городе. Здесь нужно учитывать вес, и показатель макс. скорости. Не рекомендуется брать ту модель, что обещает выше 150–160 км/ч, и весит более 180 кг.
- Круизер, чоппер – 250–650 сс. Для девушек это – самая комфортная категория и многие успешно начинали даже с 800 сс «Шадовок». Главное – учитывайте высоту и ширину сиденья, и положение ноги относительно выхлопной системы. Оптимально – сидя на байке – обеими ногами (пяткой) твердо стоять на асфальте.
- Спорт – для девушек, не имеющих опыта вождения, сначала рекомендуется 125 сс, не больше. Поверьте, его 140–150 км/ч будут настоящими.
- Турер, мотоцикл двойного назначения – первая кубатура рекомендуется не более 650 сс, но выбирать нужно очень внимательно, учитывая рост. Лучше брать не выше 75 см по седлу.
Женщины – более постоянны, в отличие от многих мужчин, не склонны менять «колеса», как перчатки, поэтому подобрать мотоцикл для женщины-новичка в «околомотоциклетной» тусовке – значит, «привязать» к одному «формату» минимум на три-четыре года, то есть, как минимум, на этот срок его должно «хватить». Если бюджет покупки достаточно емкий и цель – не сэкономить, а купить идеальный вариант, нужно ездить по салонам и напрашиваться на как можно большее количество тест-драйвов всего, что дадут. Даже если покупать планируется вторичку, разнообразный опыт очень важен.
Для девушек, уже получивших права, достаточно покатавшихся на мало и среднекубатурниках, но так и не привыкших к тяжелому сцеплению, Хонда предлагает отличный вариант: NC750X в исполнении с DCT. Эти «турики» точно могут носить звание лучших мотоциклов для девушек, да и вообще – для начинающего мотоциклиста это просто находка! Внутри них – полноценная АКПП! Не скутерный вариатор, а нормальный «автомат»! Именно поэтому он сегодня лидирует в «ТОПе» лучших мотоциклов для девушек.
Мотоциклы для начинающих девушек: недорогие
Практика показывает, что лучшие мотоциклы для девушек новичков – недорогие, нетяжелые модели легких эндурок, классиков и неоклассиков, а также – круизеров, объемом 125–400 сс. Дешевые в содержании, экономичные, удобные для города, их не жалко «укатать» и спихнуть, а главное – они вполне справляются с основной задачей байка для начинающих: дают понять, мотоцикл – это вообще «твое?» (какой стиль по душе, по каким критериям теперь будешь подбирать следующий?), или «не твое» (продать и забыть, как страшный сон).
Но в обилии бюджетных вариантов есть минусы. Даже если это была хорошая модель, лет двадцать не сходившая с конвейера, в китайском исполнении она «теряет» половину запаса прочности. Если бюджет «не резиновый» – остается либо брать исключительно новый «китаец», самостоятельно проведя тщательное ТО перед первым выездом, либо – искать б/у модель-прототип, не старше 12 лет. Доверять ли импортным аукционам? Без опыта – не стоит. Лучше для подстраховки искать байк в своем регионе, с условием независимой оценки состояния на мото-СТО.
Еще один важный параметр в рассуждениях, какой мотоцикл лучше для новичка-девушки, это – тип, класс и мощность мотоцикла ее друга (друзей? одноклубников? парня? мужа?), того, с кем она будет чаще всего кататься вместе. Однозначно, за полуторалитровым «Бульваром» 125-кубовый жужик – не угонится, поэтому нужно стремиться хоть немного уравнивать шансы. Тусовка катает на 800–1000-кубовых крузерах? Бери 650-кубовый. Спортсмены? Бери нейкед четырехсотку. Туристы, как один, на 1800-кубовых «Голдах»? Бери 750 сс круизер с кофрами. Главное – откатать пару десятков дополнительных моточасов на площадке, с инструктором. А вот в классе «спорт» и «мотокросс» – для девушек лучше начинать именно со 125-кубов.
Лучшие городские модели (классические, неоклассики, нейкеды)
Открывают рейтинг формата: лучшие мотоциклы для девушек – самые крепкие, наименее проблемные модели, силуэт которых скромен, но «на стиле». Очень легкие (как по весу, так в управлении), экономичные, с длинным интервалом ТО, допускают езду с пассажиром. Напомню, выбираем из новых, или очень свежих б/у, имеющихся сейчас в продаже, в достаточном выборе.
Мотоцикл Minsk D4 125 M1NSK
Очень бюджетный. Около 80 000 р
Двигатель 4-т, карбюраторный, 125 сс, 10.5 л. с.
Макс. Скорость 120 км/ч
Расход по городу 2.5–3.0 л
Масса 105 кг
Высота по седлу 77 см
Объем бака 12 л
Без сомнения – один из лучших в своем классе. Наследник легендарного советского двухтактного Минска 312 модели, получивший современное шасси, электростартер и более надежный четырехтактный двигатель. Компактный, ни грамма лишнего, короткобазный, легкий, послушный, надежный. Все, кто катал на нем – оставляют исключительно хорошие отзывы, прощая за его явные достоинства некоторые субъективные недостатки. Именно благодаря этим качествам, M1NSK-ами очень часто оснащаются мотошколы.
Что хорошо
Отличное качество, причем не «за свою цену», а в своей категории. Для города, для обучения – почти идеален.
Что плохо
Задний механический барабанный тормоз слабоват. Очень скромная ветрозащита.
Мотоцикл YAMAHA YBR125
Бюджетный. От 150 000 р
Двигатель 4-т, карбюраторный, 125 сс, 10.5 л. с.
Макс. Скорость 110 км/ч
Расход по городу 2.8–3.0 л
Масса 125 кг
Высота по седлу 78 см
Объем бака 13 л
Очень надежный, ресурсный мотор, легкое шасси, удобная посадка, малый вес, компактные размеры, позволяющие протискиваться в любую щель в потоке. Все те же преимущества, что у первого варианта, только еще усиленные японской долговечностью (комплекта звезда-цепь, к примеру, хватает почти на 20 т км). Любим многими новичками и «старичками» за предсказуемую линейную динамику и ремонтопригодность. Подножки – не складные. С одной стороны, минус, с другой – плюс: больше габариты, но лучше пассивная безопасность.
Что хорошо
Очень прост в обслуживании. Прочные колеса, толстые бескамерки. Популярный, легко продать б/у. Послушный, идеален для первичного обучения.
Что плохо
Слабоватые задний (барабанный, механика) тормоз и свет. С пассажиром чувствуется дефицит мощности.
Мотоцикл Kawasaki Z300
Не бюджетный. От 350 000 р
Двигатель 4-т, инжектор, 295 сс, 39 л. с.
Макс. Скорость 170 км/ч
Расход по городу 4 л
Масса 170 кг
Высота по седлу 76 см
Объем бака 17 л
Очень надежный, комфортный, послушный нейкед, с яркой харизматичной внешностью и флёром предшественника – серьезной спортивной версии Kawasaki Ninja (300). Это вариант не для новичков, а для более продвинутых райдеров. Уже «с коробки оснащен ABS и противоугонной системой. Мизерный расход позволяет заправляться всего раз в 400 км. На фоне конкурентов BMW G 310 R – более дешевый байк, на фоне Honda CB300F и Suzuki GW 250 – более «крутильный». По сравнению с Yamaha MT-03 – более легкий, с «приспортиной» посадкой.
Что хорошо
Улучшенная система переключения с проскальзывающим сцеплением Assist & Slipper clutch, иммобилайзер, АБС.
Что плохо
Производство модели завершено, поэтому новый у дилеров найти все сложнее.
Лучшие кроссовые модели
Безотказно работать в тяжелых условиях, с постоянными резкими сменами нагрузок, быть крепкими, чтобы не ломаться от падений, с хорошей подвеской, чтобы эффективно гасить инерцию при приземлениях и резких поворотах – такими должны быть все кроссовые мотоциклы, но среди моделей для начинающих трудно найти удачный экземпляр. В основном потому, что большая часть (Авантисы, Мотоленды, БСЕ, ССР и иже с ними) – дешевые, на «покататься и выбросить» варианты. Среди недорогих, но дружелюбных, не требующих сложного обслуживания, крепко «засветилось» два претендента.
Мотоцикл KAYO T2 250 MX
Бюджетный. Около 150 000 р
Двигатель 4-т, карбюратор, 223 сс, 16.5 л. с.
Макс. Скорость 90 км/ч
Расход 3.0–3.5 л
Масса 105 кг
Высота по седлу 87 см
Объем бака 6.7 л
Классический лайт-эндуро, созданный для активного катания по бездорожью любой сложности. Охлаждение воздушно-масляное, высоко выведенные глушитель и воздухозаборник – можно форсировать броды, легко вытаскивать (за счет малой массы и ручки сзади) из грязи. Рукоятки узкие, как раз под женские руки. Отмывать после катания удобно. Оснащен зеркалами и съемной фарой с галогенкой.
Что хорошо
Кроме всего прочего – есть багажник.
Что плохо
Высота по седлу и колеса 21/18 – неудобна для девушек ниже среднего роста.
Мотоцикл KOSHINE XN85
Бюджетный. От 140 до 160 т. р, в зависимости от шасси.
Двигатель 2-т, инжектор, 85 сс, 10 л. с.
Макс. Скорость 90 км/ч
Расход 4 л
Масса 90 кг
Высота по седлу – зависит от шасси
Объем бака 5 л
В отличие от большинства конкурентов, байки KOSHINE созданы именно для спорта. Это двухтактные – «злые», «крутильные» одноцилиндровые «пули» с водяным охлаждением, крепкой жесткой рамой, настраиваемой подвеской (перед – перевернутого типа, сзади – моно), удачной грязезащитой.
Что хорошо
Относительно недорогие. Легкие, выносливые, с качественным пластиком, в добротном исполнении, ничего лишнего – все для начинающего кроссмена. По желанию клиента комплектуется двумя вариантами колес: 14/17 и 16/19 дюймов.
Что плохо
Ничего лишнего, даже электростартера. Только кик – только хардкор.
Лучшие чопперы для девушек
Понятие чоппер – для начинающих, девушек или парней – не важно, всегда включает «тонну» понтов, тягу с низов, «вау-эффект», приятный басовитый звук выхлопа. С последним у среднекубатурников обычно беда, но в остальном – есть из чего выбрать. Новые чопперы сейчас практически не выпускают и цена у них – «крыло от самолета». Выбирать лучше среди проверенных японцев с пробегом, возрастом – не старше самой девушки.
Мотоцикл Yamaha XV400 Virago
Не совсем бюджетный. От 180 до 300 т. р, в зависимости от года и состояния.
Двигатель 4-т V2, карбюратор (2 х), 399 сс, 40 л. с.
Макс. Скорость (реальная) 135-140 км/ч
Расход 5.5 -6 л
Масса 178 кг
Высота по седлу 70 см
Объем бака 13.5 л
Ямахе «Вираго» очень часто присваивают звание женский чоппер благодаря изящному дизайну, его «легкости» и даже некоторой «легкомысленности». Ее можно найти «на просторах» в форм-факторе от 250 до 1100 сс, в приличном состоянии. Плюсов, кроме комфорта, внешности, эргономики – масса. Основные: управляемость, надежность, длительный межсервисный интервал, простота в обслуживании, возможности для тюнинга и кастомизации.
Что хорошо
Понтовая. Хорошая динамика. Долго не ломается. Доступны запчасти.
Кардан! (он практически вечен).
Что плохо
Свечи «убивает» каждые 4-5 т. км пробега. Нужно возить с собой запасные.
С 1994 года не выпускается, трудно найти в продаже.
Мотоцикл Honda Shadow (2004)
Относительно бюджетный. От 250 до 400 т. р, в зависимости от состояния.
Двигатель 4-т V2, инжектор, 400 сс, 33 л. с.
Макс. Скорость 130–140 км/ч
Расход 5.0-6.0 л
Масса 225 кг
Высота по седлу – 63 см
Объем бака 14 л
Стабильный конкурент «Вираги» по популярности у женщин, больше скорости, ценящих комфорт. Кроме всех преимуществ качественного «японца», «Шэдоу» фантастически живучая, а низкая посадка делает ее безопасной на остановках. Минусы – уже не выпускается.
Спортивные мотоциклы для девушек
Новый спортивный мотоцикл лучше брать 125-кубовый, мощностью не более 25-30 л. с, но большинство спортов этой кубатуры – чистокровные, предназначенные исключительно для трека «пули». Они стоят дорого, завозятся сюда только под заказ, поэтому проще учиться сразу на двухсотке, аккуратно катая первые недели.
Мотоцикл Kawasaki Ninja 250SL
Не бюджетный. Новый – от 370 000 р
Двигатель 4-т, инжектор, 249 сс, 28 л. с.
Макс. Скорость 150–160 км/ч
Расход 2.5–4.0 л
Масса 152 кг
Высота по седлу – 78 см
Объем бака 11 л
Невысокий, на 17-х колесах, с прочной рамой, регулируемой подвеской, опционально – с АБС и противоугонкой, легкий, предсказуемый, устойчивый в поворотах, очень удобный для людей среднего роста байк. Выхлоп – тихий, водянка. Комфортная крейсерская – около 90 км/ч. Минусы – без АБС – чересчур «цепкий» задний тормоз.
Мотоцикл Honda CBR 250 R (RR)
Не совсем бюджетный. От 230 до 480 т. р, в зависимости от года выпуска, и модификации.
Двигатель 4-т, инжектор, 249 сс, 38-41 л. с.
Макс. Скорость 150–160 км/ч
Расход 4.0-4.5 л
Масса 165 кг
Высота по седлу – 77 см
Объем бака 14 л
Вполне понятный и управляемый спортивный мотоцикл для начинающих девушек Honda CBR 250 R, в 2017 году получил «реинкарнацию» в виде более мощной и динамичной, но менее ресурсной модели с индексом RR. Ищете бюджетную – покупайте более раннюю версию, до 2010 года, если в приоритете технические показатели – берите свежую малазийскую версию.
Что хорошо
Удешевляющие и облегчающие конструкцию простые конструктивные решения.
Что плохо
Они же: вроде тросового привода сцепления и отсутствия регулировок передней подвески.
Туреры
И вот здесь – подробнее про мотоцикл на автомате. Мотоцикл Honda NC750X – это очень продуманный «породистый» кроссовер. Идеальный для города тур-эндуро, демонстрирующий достаточно спортивный разгон, при этом, даже с пассажиром, очень скромный аппетит. Кроме основного жирнейшего плюса – наличия АКПП, мот очень комфортен, легко управляется, имеет встроенный внутрь фальшбака кофр, в который свободно помещается шлем (не заставляя владельца юзать пластиковый ящик на багажнике). Благодаря заниженному центру тяжести и седлу, байк отлично подходит для девушек или новичков-парней среднего, и ниже среднего роста.
Honda NC750X DCT
Далеко не бюджетный. Новый – от 860 000 р, слегка поюзанный – не менее 700 000 р
Двигатель 4-т, инжектор, 745 сс, 54 л. с.
Макс. Скорость 170–180 км/ч, крейсер – 110 км/ч
Расход 3.5-4.0 л
Масса 229 кг (снаряженная)
Высота по седлу – 83 см
Объем бака 14 л
Двухканальная система АБС, настраиваемая подвеска PRO-Link, клиренс 165 мм – это все в плюсы. Минус – цена. Мотоцикл очень долговечный, при желании, на нем действительно можно откатать десяток сезонов, главное – не скупиться на нормальные расходники.
Несколько слов в заключение
Основной совет: какой мотоцикл лучше купить для новичка девушки – тот, на котором она чувствует себя максимально уверенно. У начинающего мотоциклиста, независимо, женщины, или мужчины, за рулем всегда есть определенная неловкость. Парни компенсируют ее попытками агрессивного вождения, для девушек, наоборот, характерно «жаться» к обочине и беречь мотоцикл. Повысить уверенность зачастую помогает чувство защищенности, когда ты надеваешь фулл-экип (главное – выбрать четко по размеру). Так же, дамам характерно долго придирчиво выбирать первый мотоцикл, думать какой купить, что лучше и стильнее для девочек: спортивные – подороже, или недорогие классики… а потом просто ткнуть пальцем в первый попавшийся «этот»! Интуитивный выбор – тоже верный. Главное, чтобы он принес радость.