Пытаясь помыть мотоцикл как машину, начинающие (и не только) мотовладельцы допускают ряд ошибок. Незначительные, на первый взгляд, небрежности позже приводят к поломкам. Причем «взявшимся ниоткуда», логически – несвязанным с помывкой. Бывает так: мот ты мыл неделю назад, а заводиться он перестал именно сегодня. Или моешь байк часто, а загрязняется он с каждым разом еще чаще и сильнее. Либо – недавно поставил хорошую цепь, а она всего за тысячу км превратилась в погремушку… Как это связано с мойкой?! С неправильной – прямо и непосредственно. Разбираемся в причинах и последствиях. В наш импровизированный разбор Топ-10 ошибок при мойке мотоцикла будут добавлены рекомендации, как их избежать.
Важно! Советы – общие, а мотоциклы и моечное оборудование – конструктивно сильно отличаются, поэтому некоторые моменты нужно будет адаптировать к ситуации самостоятельно.
Как моют мотоциклы?
- Вручную, с помощью двух ведер с водой, или одного ведра и садового шланга с водой.
- С помощью личной портативной мойки низкого давления.
- На мойке самообслуживания (высокого давления).
- Отгоняют на сервис, профессионально занимающийся мойкой авто-мото.
При мойке вручную, нужно пользоваться ведром с сепаратором для мусора и песка, чтобы не царапать краску.
А чем-мыть-то?
По поводу «химии» для мотоциклов нужно заранее и отдельно сказать вот что: мотошампуни и мотокосметика – товары менее востребованные, чем «авто-», и выпускается их мало (просто потому, что и мотоциклов – количественно меньше, чем автомобилей). Поэтому, как любой ограниченно доступный товар, они стоят дороже и достать их можно не везде. Особенно вне столиц крупных областных центров. «Гоняться» чисто за продукцией с приставкой «мото» – нерационально. Тем более, что автомобильные средства по уходу и очистители – это по сути то же самое.
Использование средств определенного бренда тоже не является аксиомой: определенные марки могут быть недоступны по логистической или финансовой причине. Бренды даны просто как ориентир, выбирая средства, как можно более схожие по характеристикам.
- Мотоциклы можно чистить, мыть и «консервировать» автомобильными низкощелочными составами (пенами) для бесконтактной мойки, а также средствами для ручной мойки. Популярные линейки: Liqui Moly, Hi Gear, Doctor Wax, Turtle Wax, Koch Chemie.
- После снятия основных загрязнений – мот, несущий на себе множество резиновых, пластиковых, алюминиевых или хромированных деталей, нужно обработать зонарно. Средствами, предназначенными для конкретного материала и покрытия.
- Выбирая базовые, недорогие составы из арсенала начинающего авто-детейлера – удается соблюсти баланс: сэкономить на химии, и получить приятный ухоженный внешний вид мотоцикла.
Есть только одно большое исключение в ассортименте «мотохимии», которого нет в автомобильном сегменте и которое нельзя ничем заменять – средство для смазки мотоцепей. Очистителем для цепи могут, в крайнем случае, служить солярка и керосин (обслуживание цепи мотоцикла – вопрос требующий отдельного разбора), а для смазки эффективен только определенный комплекс твердых масел. Мудрить и экспериментировать с густыми автомобильными смазками типа Литол – крайне не рекомендуется!
Мыть или не мыть – вот в чем вопрос
Еще один важный момент, который нужно прояснить до подробного разговора: нужно ли вообще мыть мотоцикл этой жидкой и мокрой водой? Нужно! Это только в рекламе достаточно побрызгать мот крутым очистителем и стереть салфеткой (потому, что для красивого кадра в ней моют и так чистый мотоцикл). В жизни байк бывает пыльным, грязным, и очень грязным. Чтобы такое отмыть – понадобится ведро очистителя и вагон салфеток!
Вода – универсальный растворитель, смывающий не только грязь, но и остатки моющего средства, длительный контакт с которым – противопоказан и краске с пластиком, и коже владельца мотоцикла.
Вода сама по себе мотоциклу не вредит. Иначе мы не могли бы нормально ездить в дождь, туман, снег или слякоть, проезжать вброд водные преграды и т. д. «Вредит» комплекс условий, который возникает при неправильной мойке и дальнейшем хранении. А еще больше – мотоциклу вредит отсутствие нормального ухода, поэтому открывает наш Топ-10 эта самая распространенная «ошибка».
1. Мыть мотоцикл «раз в год» или только перед продажей
Адепты секты «Лишняя грязь сама отпадет» сильно удивляются, когда вместе с ней с мотоцикла местами «отпадает» краска, хром, и даже мелкий крепеж… Увы, слой грязи (даже сухой) не «защищает» поверхности от абразивного воздействия и коррозии, а наоборот, способствует им. Ведь дорожная грязь состоит из песка, частичек резины, пыли тормозных колодок, дохлых насекомых, битума, и остатков различных реагентов.
На дорогу часто попадают моторное масло, бензин, электролит, а также банальная соль – высыпанная коммунальщиками зимой. Этот «букет» достаточно агрессивен, а под действием тепла и влаги, да под такой «шубой» реакции окисления будут проходить еще быстрее. В холодное время года – каждый цикл замерзания и оттаивания грязи в микротрещинах будет постепенно их расширять. Потрескавшаяся краска отслоится от основы, и «здравствуй ржавчина»! Сохранить мотоцикл в приличном виде можно только если регулярно отмывать, чистить и полировать его. Даже если у тебя рэт-байк!
2. Мыть мотоцикл средствами для мытья посуды или «домашней химией»
«…Я – мотоциклист со стажем! Всегда мою байк «Фейри» и никаких проблем! Дешево и сердито…» – знакомо звучит? Практически у каждого есть такой знакомый, утверждающий, что тратиться на специальную химию – бессмысленно. Но не у каждого такого «экономиста» мот после мытья выглядит прилично: где-то недомыто, где-то побелело, где-то заржавело, или потрескалось. Все из-за того, что разные типы моющих средств «заточены» под определенный вид загрязнений. «Фейриподобные» посудные гели – хорошо пенятся, снимая пыль и жир, но не могут справиться с окислами, металлической пылью и смолами. Очень хорошо «обезжиренная» ими поверхность краски пересыхает, перестает блестеть. Пластик – белеет, алюминий – покрывается белыми хлопьями. «Посудный» алюминиевый сплав по составу не тот, что применяется в конструкции мототехники, поэтому аргумент «ну кастрюли же не портятся» – тут не применим. К тому же, не на всех мотоциклах алюминий защищен слоем прозрачного лака, а там, где защищен – не факт, что сохранилась целостность этого слоя.
Действие средства, которым собираешься помыть мотоцикл нужно сначала проверять на небольшом малозаметном участке детали. Иначе – будет как на фото:
3. Мыть мотоцикл только бесконтактно, пренебрегая ручной мойкой
Мото-детейлеры – не стоматологи, но тоже рекомендуют использовать щетку в труднодоступных местах… В некоторые «закоулки», куда нельзя «бить» давлением, слабая струя воды не попадет чисто физически. Туда долетят только брызги, и максимум что смогут – намочить и чуть размягчить забившуюся грязь, которая высохнет не сразу, как вода, а значительно позже, «потратив» это время на разъедание краски и металла. К тому же пыль, скопившаяся в стыках пластика, может размякнуть только под конец мытья и радостно вытечь наружу, на чистое покрытие, портя весь эффект.
Покрыв мотоцикл пеной, нужно вручную «пройтись» кисточкой или щеткой с упругим, но мягким ворсом, все доступные стыки, зазоры, углубления. Звучит как «долго» и «в лом», но на самом деле – несложно и по факту повышает качество мойки в разы.
4. Яростно драить мотоцикл жесткими щетками или тряпками
Предыдущий совет надо отрабатывать без фанатизма и именно мягкими ершиками, не используя посудные мочалки с жесткой текстурой, или куски любимых старых джинсов. Одежду вообще не рекомендуется применять для мойки мотоцикла, потому, что на ней есть пуговицы, кнопки, заклепки, молнии, всякие пайетки-стразики, а также принты из краски, оставляющие на пластике и ЛКП полосы или царапины.
Важно: При удалении битума и других сложных загрязнений не рекомендуется пользоваться металлическими мочалками для посуды, а тем более – стальными щетками или зачистными насадками на дрель и шлифмашинку! Даже если «кака» прилипла на хром, или нержавейку.
Стойкое загрязнение надо не сдирать, делая царапины, а растворять подходящим составом. Кроме специального средства от битумных пятен, «тяжелые» точки на краске и пластике можно «поднять» уайт-спиритом, керосином, WD-40, 96% спиртом (медицинским, изопропиловым). Оттирая пятно, нужно периодически менять салфетку на чистую, а завершать протирку – полным смыванием остатков растворителя (спиртовым составом, шампунем для ручной мойки).
Самая плохая идея – тереть мотоцикл на сухую, особенно, если стирать не пыль, а засохшую грязь! Это то же самое, что вытирать визор шлема об асфальт: поверхность краски и пластика затрется, поцарапается, станет матовой. Результат – не всегда удается исправить восстановительной полировкой.
5. Неправильная последовательность мытья
Немногих мотоциклистов устраивает результат после посещения «самомойки». Кое-что приходится домывать вручную, или «мыться» повторно. Это результат неверной последовательности «намыливания» байка.
Когда моешь мотоцикл вручную – загрязнения активно стираются губкой или полотенцем. И тяжелые песчинки естественным током воды увлекаются сверху-вниз. Поэтому естественно – начинать с верхних и наименее загрязненных частей, чтобы не «гонять» песок по кругу. Когда же применяется бесконтактный способ – качество помывки зависит от того, насколько хорошо слой грязи оторвется от поверхности. Поэтому нужно начинать наносить пену с наиболее загрязненных частей, чтобы дать ей больше времени на размачивание «корки».
Если нужно помыть мотоцикл на мойке самообслуживания, правильнее начинать с колес, внутренней стороны крыльев, и подвески, далее – переходить к двигателю, затем – выше.
Если же пользоваться методом «двух ведер» – начинать надо с сиденья, верхней точки бака, фары, верха крыльев, и далее – по нисходящей.
6. Использовать мойку высокого давления как «скребок»
Давление, создаваемое мойкой, способно порвать и деформировать резиновые уплотнения, загнав воду под манжеты и сальники, в нормальных условиях защищающие «внутрянку» подвески, зеркало тормозных цилиндров и ролики подшипников.
Нельзя пытаться «выбить грязь» и направлять распылитель бесконтактной мойки вплотную к:
- Панели приборов.
- Сальникам колесных подшипников.
- Зазорам между тормозной колодкой и суппортом.
- Сальникам передней вилки.
- Разъемам проводов.
- Панели приборов.
- Приводной цепи.
- Отверстию глушителя.
Напор из узкого сопла способен отслоить и оторвать краску в местах, где она потрескалась, поэтому «бить» вплотную не рекомендуется даже «алюминиевые» колесные диски – чтобы не повредить лак, которым сплав защищен от коррозии и потемнения. Поливать мот нужно с расстояния 70-100 см.
Внимание – цепь!
Ошибка новичка – попытка «отбить» мойкой грязь с цепи, чтобы не утруждаться ручной чисткой – приводит к попаданию воды туда, где ей вообще не место!
На фото – правильный способ чистки мотоцепи:
Важно: Цепь рекомендуется обслуживать при каждой мойке мотоцикла. Не все придерживаются этого правила, иногда на чистку по правилам – банально нет времени. После того, как мойка окончена, нужно, как минимум, хорошо продувать цепь сжатым воздухом и добавлять смазку, компенсируя смытую!
Большинство цепей ГП на современных мотоциклах – сальниковые. Независимо от того, какого они типа: O-ring, D-ring, X-ring… Тонкое колечко прикрывает «микро-подшипник» звена и само, в свою очередь, прикрыто слоем защитной смазки. Струя воды под давлением – деформирует кольцо и способна «забить» воду внутрь звеньев, выбив смазку (в чем ей усиленно помогает щелочное моющее средство). Если после «бани» не вытеснить воду из подшипников, заменив ее смазкой – цепь будет ржаветь, растягиваться, изнашиваться быстрее, и начнет подклинивать. Оставив это без внимания, можно получить обрыв цепи на скорости.
Обильно «заливать» мот водой, пытаясь полностью смыть «химию»
Есть не иллюзорный шанс замочить приборку, наполнитель сиденья, залить клеммы и жгуты проводки, налить воду в корпус воздушного фильтра или в глушитель!
- Вода, попавшая внутрь разъемов, или на оголенные части проводки приводит к окислению клемм и замыканиям.
- Внутри сиденья, напитавшегося водой (помимо того, что оно тяжелеет килограмм на пять) начинает размножаться плесень, вызывая неприятный запах. На мотике седло не высохнет – его придется снимать и сушить принудительно.
- Вода, попавшая в воздухан, может вызвать проблемы с пуском двигателя, а, если движок «хлебнет» полную камеру сгорания – вполне вероятен гидроудар.
Воду в глушитель стараются не наливать потому, что ее остатки в нем провоцируют ускоренную коррозию изнутри. Как и конденсат в зимний период. Поэтому, если в «банке» не предусмотрено дренажное отверстие, через которое вода будет оттуда вытекать – желательно затыкать глушак пакетом, тряпкой, или пользоваться вот такой универсальной пробкой:
8. «Выбивать» мойкой высокого давления грязь из радиатора, цепи, и резиновых уплотнителей
- Щелочь и кислота – высушивают резину, разрушая ее структуру, растворители и масло – размягчают, заставляя терять форму, а струя воды под давлением 200 бар – может и порвать. Поэтому даже покрышки не рекомендуется «бить» мощной мойкой вплотную, не говоря уже о сальниках передней вилки, пыльниках, манжетах тормозных суппортов, коже сидений.
- Вода, попавшая внутрь картера через сальник (например – лапки переключения передач) способна сбить из масла эмульсию, потерявшую смазывающе-охлаждающие свойства. Что именно повредится – зависит от модели двигателя, но ремонт будет не из приятных.
- Соты радиатора – тонкая алюминиевая фольга. Струей из мойки ее легко замять. Чем больше площадь замятых сот – тем хуже охлаждающая способность и самоочищение радиатора. Забьется большая площадь – мот «закипит».
9. Пренебрегать температурным режимом мойки
Мыть мотоцикл на холоде горячей водой, мыть его вручную на палящем солнышке, мыть его с неостывшим после покатух двигателем – плохо! (про двигатель есть чудный миф, мы его еще разберем, далее). Вода и пена, попадая на неостывшие детали, быстро высыхают, ничего не отмывая и оставляя белые разводы. На солнце – мот активно нагревается и происходит то же самое, поэтому «купать» его лучше в тени.
Большая разница температуры воды и мотоцикла – в первую очередь вредит ЛКП и пластику: краска и лак, лежащие непосредственно на металле, а также пластиковые детали – имеют разный с металлом коэффициент расширения при нагревании и сжатия – при охлаждении. «Не успевающая» за металлом краска постепенно покрывается сеткой микротрещин (это часто заметно на старом ЛКП).
Воду для мытья мотоцикла рекомендуется использовать теплую, 25-30 градусов.
10. Пренебрегать сушкой
Особенно – если предполагается после мытья поставить мотик в гараж и оставить там надолго. Потому, что капельки воды всегда остаются. А вода, пока она жидкая, служит причиной коррозии. Мот может покрыться окислом на алюминиевых деталях, точками ржавчины, махровым налетом плесени – на материале сиденья.
Со всех деталей, имеющих углубления, остатки моющего и воды нужно удалить как можно тщательнее. Проще воспользоваться пистолетом с тонким соплом, как на фото, экранируя летящие брызги полотенцем.
В холодное время года особо тщательно нужно продувать после мойки двигатель, тормозные суппорта и резиновые пыльники подвески.
Как же, все-таки, правильно мыть мотоцикл?
Регулярно, аккуратно, щадящими средствами, с обязательной просушкой, и хотя бы минимальной последующей защитой лакокрасочного покрытия и пластика.
Наилучший эффект дает комбинированная мойка: сначала бесконтактным методом, затем, после смыва пены – в ручную. После двух-трех самостоятельных моек технология отработается и «купание» будет занимать не более 30 минут.
Порядок действий:
- Если подошло время обслуживания цепи – первым делом отчистить ее (иначе все, что с нее будет лететь – попадет на уже чистые колеса, которые придется мыть заново).
- Задуть мотоцикл пеной из бесконтактной мойки снизу (!) – вверх, начав с колес. Либо – нанести ее мочалкой из ведра, сверху (!) вниз, начав с бака.
- Выждать не менее минуты, не более трех, чтобы пена «подняла» загрязнения.
- Полностью смыть жесткий шампунь водой.
- Нанести средство для ручной мойки, растерев рукавицей из микрофибры, или мягкой мочалкой (это позволяет удалить все следы щелочного состава и не «откисшие» с первого раза пятна).
- Через минуту-две – смыть средство, отметив, где остались стойкие пятна битума, следы мошек, или ржавчины. Удалить их соответствующими очистителями. Смыть остатки очистителя водой.
- Стереть полотенцем остатки воды.
- Тщательно продуть весь мотоцикл сжатым воздухом – двигатель, тормоза, цепь, ступицы колес.
- Пройтись защитным составом (силиконом) резиновые и пластиковые детали. Высушить и при необходимости – обработать сиденье.
- Нанести (при желании) консервирующее защитное покрытие – спрей, воск карнаруба, или ручную полироль-силикон.
- Обслужить (смазать) цепь.
- Прокатиться, чтобы гарантированно «выгнать» всю влагу.
В вопросе: как часто нужно мыть мотоцикл – единого мнения нет, все сильно зависит от степени загрязнения и эстетических предпочтений. Однозначно мыть мотоцикл надо перед длительной стоянкой, особенно – зимней. Как можно быстрее – после «купания» в грязи. И как только его внешний вид начинает задевать эстетические чувства. Понятия – слишком часто мыть мотоцикл – нет, но, если мытье происходит условно «через день» – рекомендуется пользоваться только деликатными средствами с нейтральным ph (6-7, не выше 8).
Мифы о мойке мотоцикла
По многим мото-форумам и пабликам блуждают устойчивые мифы, вызывающие нешуточный «срач» у аудитории. Три из них – подхватываются новичками охотнее всего:
1 Миф – «Нельзя мыть горячий мотоцикл, потому, что от резкого охлаждения лопнет головка цилиндра или картер».
На самом деле: Мотоцикл рассчитан на то, чтобы прогретым и на полном ходу, в холодное время года, влетать в глубокие лужи, поливаться дождем или грязью – без ущерба для горячего двигателя. Температура картера (при нормально работающей системе охлаждения редко превышает 80-90 градусов, что даже при резком охлаждении до 10 градусов не может вызвать трещины в металле. Мыть горячий мотоцикл не рекомендовалось и не рекомендуется из-за опасности обжечься, а еще из-за того, что моющее будет «засыхать» сложно устранимыми потеками на горячих деталях.
Если алюминиевая деталь мотоцикла лопнула от перепада температур – значит, в ней изначально был скрытый дефект: каверна, трещина или недолив.
2 Миф – «Бесконтактная мойка лучше всего, кроме нее ничего не нужно».
На самом деле: «Бесконтактный» шампунь – щелочной состав, годный только на «подъем» основного загрязнения. Применять его можно только кратковременно, чтобы не загубить алюминиевые детали. Насчет «отбивания» грязи с мотоцикла в упор – уже было сказано выше. Лучше и чище всего мотоцикл можно отмыть только вручную. Но это требует труда и времени, поэтому «ленивцы» априори побеждают.
3 Миф – «Если вода из мойки попадет в глушитель – можно словить гидроудар и попрощаться с двигателем».
На самом деле: Нет, нельзя. Каждый, кто знаком со строением выпускной системы знает, сколько преград на пути струи создает глушитель, изгиб самой выхлопной, колена, а также – насколько мала площадь зазора в открытом клапане. «Надуть» в цилиндр воды достаточное количество для заполнения камеры сгорания (чтобы получить гидроудар) – можно только в теории, и только если снять с цилиндра колена вообще. Даже через «пацанский» глушитель с выдранной флейтой «добить» до клапанов маловероятно из-за длины и кривизны системы выпуска.
Не зафиксировано пока еще ни одного подтвержденного случая получения гидроудара мотором мотоцикла после мойки!
А вот если «хлебнуть» работающим двигателем через короткий впускной канал – вероятность гидроудара подскакивает до 100% (фанаты оффроуда подтвердят). Именно поэтому не рекомендуется долго направлять струю мойки непосредственно на короб воздушного фильтра, чтобы вода не попала внутрь. Если на мотоцикле стоит «нулевик» (фильтр низкого сопротивления) – перед мойкой его обязательно хорошо изолируют (пакетом, пищевой пленкой, скотчем). Хотя нулевик – зло сам по себе и «изолировать» его рекомендуется где-нибудь на полочке, заменив нормальным фильтром. Однако влияние ФНС на двигатель – тема отдельного разговора.
По итогу
Подводя итог советам, как правильно мыть мотоцикл – новичку можно порекомендовать на первый раз: внимательно перечитать советы, подготовить побольше сухих полотенец и зарезервировать времени «с запасом».
Если после первого же «мытья» возникло стойкое нежелание больше этим заниматься – всегда есть возможность довериться профессиональным мойщикам. Выбирать «мойку» нужно исходя из того, умеют ли сотрудники сервиса обращаться с полированными и алюминиевыми деталями, дают ли гарантию от царапин, и что покрытие не пойдет пятнами.
Возможность выбрать самостоятельно бренд и тип моющего средства – большой аргумент «за» посещение конкретного центра, но, в любом случае, проверять качество услуги придется только опытным путем.
«Мытье» в официальном сервисе марки – далеко не всегда гарантия качества, и как раз после посещения «официалов» многие мотовладельцы решают ухаживать за мотоциклом только самостоятельно. А еще есть такая интересная штука как «детейлинг мотоцикла». Но о ней мы расскажем отдельно.