Многие начинающие мотоциклисты считают, что экипировка нужна исключительно для мотоспорта. Что в городе и на трассе пользоваться мотозащитой – не обязательно, достаточно напялить любимую косуху, берцы, перчатки с обрезанными пальцами – и ты уже «байкер». Однако, со временем, и с опытом – приходит понимание, что в обычной кожанке – не так уж и комфортно, жарко, а при падениях – больно и обидно. Поэтому сознательные мотоциклисты делают выбор в пользу современного экипа, кроме падений, хорошо защищающего от дождя, ветра, перегрева, ожогов, царапин и мозолей (как ни странно, их очень легко заработать даже в короткой поездке). Мотоэкипировка – это то, что позволяет минимизировать риск травм, которые мотоциклист может получить. Это то, что позволяет научиться хорошо ездить.
Совершив ошибку в экипе, ты сможешь выжить и извлечь ценный опыт, чтобы кататься дальше.
Почему экип бывает разным
Изначально, мотоэкип разделился на экипировку для скоростных шоссейно-кольцевых мотогонок (ШКГ, суперспорт, MotoGP), и гонок по бездорожью – мотокросс, эндуро, спидвей. Каждая из дисциплин проходит в разных условиях и экип для нее должен им соответствовать.
Для скоростных заездов по чистому твердому покрытию (асфальт), в которых спортсмену важно «слиться» с мотоциклом, используются шлемы, перчатки, мотоботы и комбинезоны с улучшенной аэродинамикой, стойкие к истиранию об асфальт при длительном скольжении, снабженные сменными расходными элементами – слайдерами.
«Платой» за повышенную прочность костюма стала его очень плотная посадка на теле гонщика. Скроенный для удобства «креветочной» позы на спортбайке, подразумевающей сильный наклон вперед, комбез (или комплект куртка-штаны) удобен только в этом положении. Ходить в нем, или просто стоять – тяжело, он сковывает размашистые движения, тем самым защищая спортсмена при падении от вывихов. Встроенные прочные пластины – принимают на себя удар, защищая от переломов. Перфорированные и синтетические части костюма (обычно кожаного) хорошо продуваются, защищая от перегрева.
Из-за опасности падений на высокой скорости, в спортивные комбезы MotoGP теперь внедряются индивидуальные «подушки безопасности». Они срабатывают за 0,05 секунды и автоматически «перезаряжаются» после срабатывания.
Слайдерами и упрочняющими вставками также снабжены кожаные спортивные мотоперчатки и мотоботы. Боты – самые узкие и легкие из возможных, с «чувствительными» носками и тонкой подошвой.
Шлемы для асфальтовых гонок используют только интегральные (цельные, закрытые). Это – самая прочная аэродинамичная конструкция, обеспечивающая максимальную абразивную защиту.
Марк Маркес: как ехал – так и полетел. Но встал и пошел.
Для гонок по бездорожью, отмеченных повышенным контактом с пылью, песком, грязью, камнями и бревнами, преодолением трамплинов и глубоких ям – нужен прочный, но легкий, не сковывающий движений костюм, хорошо отводящий тепло и влагу от тела. Костюм, позволяющий буквально «танцевать» на мотоцикле, и обойтись без переломов, если вылетишь с трассы – в дерево.
Комбинировать так много опций в одном элементе сложно, поэтому экипировка для мотокросса разделена на два «слоя». Нижний, ближе к телу – это прочная составная «броня» из пластика на мягких перфорированных подушечках – моточерепаха, «бронетрусы» (шорты) и наколенники.
Верхний «слой» – джерси (или куртка) и штаны, защищающие от грязи, песка, ожогов и натертостей – легкие текстильные, с износостойкими и термическими вставками.
Перчатки для мотокросса – текстильные, короткие, обеспечивают пальцам максимальную чувствительность и подвижность. Боты – наоборот, дают стопе небольшую свободу. Они высокие, массивные. Шарнирный соединительный элемент на щиколотке – максимально защищает голеностоп на скручивание, а толстая подошва – от ударов снизу.
Шлемы для мотокросса – кардинально отличаются от остальных формой, конструкцией и отсутствием визора (который быстро загрязняется, а чистить стекло во время гонки некогда и нечем). Вместо него спортсмены используют очки. На их внешней поверхности закреплен рулон специальной пленки, которую можно «промотать» одним движением пальца, очистив себе поле зрения.
Кроссовые шлемы снабжены очень развитой подбородочной дугой, защищающей от ударов об руль и другие поверхности. Очкам «помогает» козырек. Он съемный и заменяемый.
Майк Слитер – лидер гонки обидно грохнулся на финальном круге, зато выжил, и снял эпичное видео.
Мотозащита, пришедшая из профессионального спорта, «эволюционировала» в несколько видов удобной и стильной мотоодежды, созданной специально для повседневной езды. Сохранившей при этом высокий уровень защиты. Сегодня можно выбрать для себя множество вариантов комфортной мотоэкипировки для города, для трека, мотокросса и экипировки для дальних путешествий – туринговой.
Все комплекты мотозащиты, несмотря на целевые различия, состоят из стандартных элементов: защита головы, тела, рук и ног. У каждой категории мотоэкипа есть несколько вариантов. Какой из них выбрать – зависит от условий, в которых мотоциклист будет катать большую часть времени.
Защита головы – мотошле
Шлем для мотоциклиста состоит из двух частей: внешняя (скорлупа) и внутренняя (поглощающая прослойка).
Внешняя часть формуется из армированного или не армированного пластика различного состава (от него во многом зависит цена). В скорлупе предусмотрены отверстия для вентиляции и креплений ремешка, которым он застегивается. Типы застежек бывают разные. Самая надежная застежка – «двойное кольцо» или DD-ring. На скорлупе крепятся дополнительные элементы – визор шлема, козырек (если есть), кронштейны для Go-Pro, декоративный хлам: «рожки» спойлеры и т. д.
Внутренняя часть состоит из полистирола переменной плотности. Она имеет текстильную сетчатую подкладку и подушечки из поролона, которые помогают «горшку» плотно сидеть, но не натирать голову. Подкладка часто съемная, ее можно стирать.
Интегралы превращаются… Модуляр «Шарк» может откидывать только подбородок, но обладает всеми преимуществами типовой конструкции.
Виды мотошлемов
- Интеграл (он же интегральный, гермошлем, фулл-фейс, спортивный, закрытый).
- Модуляр (он же модульный, с откидным лицом, флип-ап).
- Открытый (он же классический, три четверти, каферейсерный).
- Кроссовый (он же офф-роудный, эндуро, губа)
- Половинка (он же каска, без ушей, «байкерский», чопперный).
- Гибрид (он же кроссовый с «мордой», кроссовый с визором).
Гибриды годятся и для кросса, и для асфальта
Самые надежные конструкции – интегралы и кроссовые шлемы (тоже в своем роде интегралы), поскольку согласно исследованию, проведенному европейской ассоциацией MADIS, больше всего повреждений приходится на подбородочную дугу. Если ее нет – будет перелом нижней челюсти, вставные зубы и «пластика».
Карта повреждений, получаемых шлемом в ДТП в процентах.
Какой шлем выбрать? Тот, который отлично «сядет». Каски нужно покупать с обязательной примеркой. Ездить по городу можно и в кроссовом, если нравится.
Защита рук – мотоперчатки
Перчатки для мотоциклистов раньше изготавливали только из натуральной кожи, но сейчас появилось много прочных вариантов волокон и материалов типа «искусственной кожи», поэтому современные мотоперчатки по большей части текстильные.
Мотоперчатки состоят из нескольких слоев. Иногда однотипных, иногда –комбинированных (кожа + текстиль). Внутренний – мягкая тонкая подкладка, основной – преобладающий материал (собственно перчатка), и упрочняющих элементов.
Прочности добавляют: кожаная противоскользящая накладка на ладони, жесткие вставки на костяшках, тыльной стороне кисти, ребре ладони, суставах пальцев. По форме и размеру вставки разные – все зависит от степени защиты. Для костяшек используется титан, карбон, полиуретан высокой плотности или дешевый АБС-пластик. Для защиты фаланг – пластик, или резина.
Многие модели снабжены накладками на указательный палец, позволяющими работать с тачскрином навигатора или телефона не снимая перчаток.
Если экип предназначен «для асфальта и скоростей» – перчатка будет больше похожа на пластиковую «клешню», если для мотокросса и стантрайдинга – на велосипедную «тряпочку» (на кроссачах есть защита рук). В мотоперчатках предусмотрены вентиляционные отверстия и ремешки-регулировки. Застежки – преимущественно ремни на липучках (велкро).
Такие грипсы – без перчаток – сотрут твои ладони «в мясо»
Вариантов мотоперчаток для города – море. Существуют летние и всесезонные модели, они бывают короткие и длинные. Есть мужские, женские и детские размеры. Отдельный тип – дождевые мотоперчатки или краги.
Какие мотоперчатки выбрать? Зависит от общей категории мотоэкипа. Перчатки тоже важно мерять, они должны сидеть плотно, но не давить! Чтобы не смещались протекторы, и через поверхность перчатки хорошо чувствовались органы управления мотоциклом.
Защита для тела – мотокомбинезон или мотокуртка + мотоштаны
Спортивные мотокомбинезоны для шоссейно-кольцевых гонок шьют из кожи. Чаще – натуральной. Самые «чистокровные» – из кожи кенгуру. Выбор спортбайкеров и любителей «погонять» обычно дополняется шлемом-интегралом, длинными перчатками и высокими спортивными ботами (штанины специально под них заужены и укорочены). Это экип для коротких поездок, в нем неудобно ходить и ездить в дождь – он все же промокает через некоторое время. Модели бывают женские, мужские, унисекс. Серьезный «минус» качественного комбеза для «кольца» – его высокая цена (все-таки шьются они вручную, не на потоке). Еще один относительный «минус» комбезов – они склонны существенно растягиваться через пару сезонов.
Более популярны и доступны костюмы «двойки» куртка + штаны из кожи, или комбинированные, кожано-текстильные комплекты. Мотокуртка и штаны обычно имеют молнию на талии, которой они состегиваются в единый сет. Костюмы – двухслойные: легкая, часто сетчатая, подкладка, и основной материал. Как и комбезы, они несут внутренние защитные элементы (протекторы) из полиуретана различной плотности. Они бывают намертво впаяны в основной материал, или вставлены во внутренние «кармашки» (чтобы можно было менять).
Обязательная защита вшита в: верхнюю часть спины, локти, плечи куртки, в колени, внешнюю часть бедер штанов. Опционально, протекторы из гибкого или жесткого полиуретана могут быть добавлены для груди (ключиц), предплечья, поясницы, копчика. Внешние элементы (слайдеры) располагаются на локтях, плечах, коленях.
Несмотря на наличие вентиляционных карманов и вставок, в кожаном экипе в жару бывает душновато, поэтому желательно иметь два комплекта – летний и всесезонный. Кожаные мотоштаны и мотокуртки имеют много фасонов на любой вкус. От ретро до вполне современных. Существуют модели чисто для трека, для путешествий, для повседневной эксплуатации. Стоимость бюджетных и престижных брендов может разниться очень существенно.
Есть мотоодежда выглядящая как обычная «гражданская», без слайдеров или контрастных вставок, а есть подчеркнуто спортивная. Для холодного времени года кожаная экипировка снабжается дополнительной теплой подстежкой (она съемная).
Текстильная мотоэкипировка, кроме легких костюмов для мотокросса, также бывает «эндурной», туринговой, летней и «городской», как кожаная. Мотокуртки и мотоштаны из прочной непромокаемой ткани тоже снабжаются вшитой пластиковой защитой в основных «болевых точках». Эта защита также бывает съемной, и несъемной.
Преимущества текстильной мотоэкипировки: легкость, множество фасонов и цветовых решений, больший диапазон регулировок по полноте – ремешки-стяжки расположены в талии, на рукавах, манжетах, на поясе, и даже на штанинах – подобрать можно почти на любую фигуру. Текстильный экип не растягивается, как кожаный, не требует спец. ухода.
Существуют чисто летние варианты мотоштанов и мотокурток с обширными «дышащими» вставками из 3D сетки. Текстильная мотоодежда не боится грязи, ее легко стирать, она весит немного, снабжается непромокаемыми карманами – внутренними и внешними, регулируемой вентиляцией на молнии, которую легко открыть-закрыть в толстых мотоперчатках. Можно подобрать модели для жесткого офф-роуда, для путешествий по цивилизованным местам, и для города.
Мотоджинсы
Подвид мотоштанов, мимикрирующий под повседневную одежду. Отличный выбор для тех, кто целый день катается по городу или ежедневно ездит с работы – на работу. Они сшиты из прочного денима, усиленного во многих местах кевларом, от истирания. Мотоджинсы также имеют прочные вставки-протекторы на коленях и опционально – в с наружной стороны бедер. Модели бывают мужские и женские. Есть выбор расцветок от простой синей до камуфляжной.
Защита ног – мотоботы и мотокроссовки
Обувь для мотоциклистов – в несколько раз прочнее и сложнее по конструкции, чем самые крепкие гражданские версии ботинок. Она жесткая снаружи, мягкая внутри, часто имеет съемные стельки и подкладку, которые легко стирать. Если по хорошему мотоботу проедет машина – нога в нем не сломается. Проверять не рекомендуется, но – факт.
Современная мотообувь шьется не только из натуральной кожи – в ней применяется титан и термополиуретан – как во внешних защитных элементах, так и внутри. Качественные боты имеют усиленную металлом подошву, вставки в носке, пятке, боковой поверхности стопы, переднюю и заднюю защиту берцовой кости.
Спортивная модель без шарнира. Верхняя тросиковая регулировка позволяет быстро «затянуть шнурки» даже в мотоперчатке.
Неотъемлемая часть мотоботов – противоскользящие накладки на носке для переключения передач, и «термические» – устойчивые к жару от выхлопной трубы – на голенище.
Боты по-разному фиксируют ногу в голеностопе – некоторые позволяют легко переключать передачи носком, некоторые – нет. Модели могут сохранять жесткость за счет толстого материала, или модульной конструкции, с шарниром в голеностопе. «шарнир» – обеспечивает подвижность только в естественном направлении сгиба стопы и защищает от бокового смещения, или экстремального перегиба (от вывихов). Шарнирные мотоботы – дороже, но удобнее.
Внешний вид и форма мотоботов сильно разнится, в зависимости от назначения:
- для езды чисто по асфальту (на спорте, дорожнике, спорт-туристе);
- для мотокросса и эндуро, подразумевающих жесткую эксплуатацию в грязи;
- для города – когда в мотоботах приходится не только ездить, но и ходить;
- для путешествий, в которых за одну поездку побываешь в 10 разных условиях.
Мотоботы имеют подвид для езды на легком мотоцикле, скутере или питбайке – мотокроссовки, или «мотокеды». Это короткая обувь, обеспечивающая защиту только лодыжке. Подобием «шарнира» кеды снабжены изредка, на скручивание показывают меньшую стойкость, чем высокие боты.
По виду и конструкции мотоботы различаются еще сильнее, чем мотоперчатки. Есть модели «дуалспорт», для грязи и асфальта, есть неотличимые от обычной повседневной обуви. Многие боты оснащены внешним пластиковым слайдером на носке, который стирается вместо основного материала, при прохождении поворота «с коленкой», или при падениях. Эти слайдеры посажены на шурупы, поэтому их легко менять.
Модель «дуалспорт» – и для города, и для «Дакара».
В отличие от гражданской, кожаная мотообувь устойчива к разнашиванию (пластик внутри – не растягивается), поэтому выбирать ее нужно без оптимизма: «по ноге растянется».
Дополнительная экипировка
Мотоэкипировка сама по себе хорошо продумана, но есть ряд аксессуаров, которые повышают ее комфорт на порядок. Это не дополнительная защита, а вещи, надеваемые под, или поверх стандартного экипа.
Мотодождевики
Современная дождевая мотоэкипировка – не полиэтиленовый плащ, а прочный удобный костюм, в котором предусмотрены карманы, светоотражающие элементы и свободное место под носимую защиту. Расцветки – от «вырвиглазной», хорошо различимой в стене дождя и в темноте, до строгой черной. Бывают мужские, женские и детские модели.
Термобелье
Кроме мотоэкипировки, термобелье используется в нескольких десятках видов спорта и активного отдыха. Есть два вида «термухи», которые несведущие часто путают: согревающее и охлаждающее белье. Первое – зимнее, в составе имеет шерсть, второе – летнее, полностью синтетическое. С задачей отведения тепла и влаги от тела, когда ты двигаешься – оба типа справляются отлично, если будут плотно это тело облегать. В понятие «термобелье» входят: комплекты джерси + леггинсы, они же по отдельности, шорты, носки, майки и боди (женские).
Подшлемник
В жару в шлеме вентиляция работает только на ходу (она инерционная). На светофорах – голова потеет, пот стекает по шее, а как только тронешься – испаряется, уносимый потоком воздуха и охлаждает кожу. Так, незаметно, мотоциклисты и простужаются, даже летом. В холодное время года – еще та «песня»: ветер задувает под шлем, между шлемом и курткой, или прямо в лицо, если шлем открытый. А если еще и дождь? Холодно, мерзко и, наконец, понимаешь, почему многие мотоциклисты ездят как «ниндзя».
Подшлемники бывают зимние и летние. Зимние – с обширным воротником, молнией или клапаном для того, чтобы можно было поесть-попить, не снимая весь капюшон. Летние – тонкие синтетические, хорошо отводящие влагу. Сняв шлем, такой подшлемник можно скатать в «шапочку» – быстрее высохнет.
Модели сильно разнятся по покрою, цвету и стоимости (зависит от материала и опций). Самые неудобные, склонные к растяжению – варианты «а-ля бандит» с круглыми отверстиями для глаз и рта. Размеры бывают взрослые и детские. Внутри категорий – размеров один или два, они универсальные.
Вместо итога
Если в мотоспорте наличие экипа регламентируется жестко (без него просто не допустят к заезду), то в городе – каждый решает сам за себя. Конечно, все мы «покупали мотоцикл чтобы ездить, а не чтобы падать», но нельзя забывать про случайности. На дороге полно водителей, кроме нас (не всегда опытных), встречаются гололеды, туманы, бетонные отбойники, неосвещенные участки и непредсказуемые животные. Не то чтобы мотоэкип позволяет «сохраниться», как в компьютерной игре, но все же исключает серьезные повреждения.
Этот шлем – не жилец, но пилота сохранил, как ни удивительно
После серьезного ДТП мотоэкипировка портится, увы. И большая ее часть – безвозвратно. Зато спасает жизнь! И тело, которое «катает» душу.