«Лучше старенький ТТ, чем дзюдо и каратэ», – подумали жители острова Мэн и решили возобновить легендарные гонки «Турист Трофи» после «ковидных» ограничений. Трасса Mountain Course снова раскрывает гибельные объятия.
Уникальная, легендарная, старейшая, самая престижная и рискованная, способная вознести на пьедестал высочайшего мирового признания и за секунду стать смертельной точкой в карьере мотогонщинка, – трасса Snaefell Mountain Course – уже 115 лет «живет двойной жизнью». Большую часть года самая сложная и непредсказуемая в мире мототрасса служит тем, для чего была создана, – дорогой общественного пользования. Но каждые две недели, в конце мая – начале июня, кольцевой отрезок длиной 37,73 мили наглухо перекрывают для всех транспортных средств, кроме мотоциклов участников чемпионата. Каждый год здесь творится История мирового мотоспорта, а горстка Избранных открывает новый предел человеческих возможностей.
Почему об этой гонке знает или, по крайней мере, слышал каждый мотоциклист, даже сугубо далекий от спорта в любом его проявлении? Почему даже попасть в стартовый состав «Турист Трофи» – престижнее, чем выступить в Гран-при? Почему турнир, убивший в десять раз больше гонщиков, чем любой другой мото-чемпионат – до сих пор не закрыли, и не собираются? Чтобы это понять, нужен небольшой экскурс в историю острова Мэн, взрастившего это феноменальное явление – «Isle of Man TT».
Что такое остров Мэн
Маленькое «государство в государстве» – остров, длиной всего 50 миль и от 20 до 30 миль в поперечнике – лежит практически на одинаковом расстоянии от Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса. С древности у прилежных местных крестьян и пастухов было два основных развлечения: скачки и контрабанда, а первым основным доходом было сельское хозяйство. В 20 веке к нему добавился туризм.
Современная трасса на острове Мэн
Несмотря на то, что формально Мэн подчиняется законам Великобритании, его географическое положение позволяло административной единице быть независимой и устанавливать на территории ряд своих правил, одним из которых было (вдумайтесь!) отсутствие скоростного ограничения и штрафа за превышение скорости на дорогах. Неудивительно, что остров весьма посещаем любителями отжечь не только в дни чемпионата, но и в остальные 50 недель.
Как начиналась гонка «ТТ»
С 1904 года парламент Англии установил на всех дорогах общественного пользования скоростной лимит 32 км/ч (они же – 20 миль). Уже существовавшие на тот момент автомобильные и мотоциклетные ассоциации гонщиков-спортсменов вынуждены были искать специальные места, где можно было тренироваться и соревноваться без опасности быть оштрафованным на круглую сумму. Парламент острова Мэн не принял лондонских ограничений и узаконил проведение на местных шоссейных дорогах скоростных соревнований по автомотоспорту.
В 1906 году, возвращаясь домой, с международного мото Гран-при в Австрии (разочаровавшего своей скандальной предвзятостью судейства и игнорированием участниками правил проведения), несколько английских джентльменов, в том числе Фредди Стрейт, Чарльз и Гарри Коллиеры, и Жозеф маркиз де Музилли Сен-Марс пришли к выводу, что Великобритании необходим собственный этап Гран-при с блэкджеком и «плюшками» в виде возможности испытывать новейшие концепты авто- и мотопромышленности. Стрейт – был секретарем британской авто-мото ассоциации, де Музилли – президентом FIM (1905-1906), а братьям Коллиерам принадлежал один из старейших мотобрендов – Matchless. В январе (17.01.1907 г), на ежегодном обеде Автомотоклуба в Лондоне, редактором еженедельной газеты The Motor Cycle идея «ТТ» была озвучена для общественности, а уже в мае (28.05.1907 г) – прошли первые заезды.
Первые чемпионаты проходили по горной части острова и походили скорее на «Дакар»: асфальтированных дорог в 1907 году не существовало, а трасса соревнований шла по накатанному проселку в горной части острова. Самая большая гонка составляла невиданные до того времени 15 миль и длилась 10 кругов. Для карбюраторных двигателей это было серьезное испытание, но организаторам и этого показалось мало, и в 1911 году маршрут расширили почти до нынешней длины, он стал проходить по Snaefell Mountain Course и составлял 37,40 миль. Показатель 37,73 был достигнут после 1920 года, когда в стартовый и финишный отрезок было включено еще несколько сложных городских улиц.
Классов вначале было всего два: Senior и Junior, и разделены они были не по кубатуре, мощности, или конструктивной особенности, а по расходу топлива. «Старший» класс подразумевал мотоциклы с расходом 3,5 литра на «сотню» (500-кубовые), «Младший» – не более 3 л/ 100 км (350-кубовые мотоциклы). С 20-х годов классификацию начали расширять и сейчас в заездах 7 классов: Senior TT, Super Stock TT, Superbike TT, SuperSport TT, Lightweight TT, Side Car TT и Zero TT недавно добавленный для «электричек». В будущем регламент планируют расширить до 9 классов.
С ростом популярности гонок дороги на Мэне стали облагораживать, появилось твердое покрытие, за качеством которого следили и следят очень тщательно. Дороги – вторая гордость современного острова. В 1949 году трасса «ТТ» стала одним из этапов чемпионата мира FIM Motorcycle Grand Prix (он же MotoGP) и за последующие 27 лет десятикратно подняла популярность местных соревнований. Но в 1977 году, из-за протестов многих участников MotoGP, откровенно опасавшихся выступать на опасной трассе, ее исключили из обязательной программы.
Самый зрелищный класс: гонки с коляской
«Тогда» и сегодня:
Теперь «ТТ» – независимое мероприятие, а трасса принимает спортсменов дважды в год – на основную, и ретрогонку (осенью). Кроме того, в определенные дни «одностороннего движения» можно покататься по маршруту в тренировочном режиме. С 1989 года гонкой заведует Департамент туризма острова Мэн.
Почему гонку «Турист Трофи» называют легендарной
Если вас попросят описать гонку «ТТ» одним словом – лучше всего подойдет слово «хардкор». Хардкор во всем – самая длинная, самая сложная, самая разнообразная трасса, на которой соревнуются самые безбашенные, убившие свой страх, накатавшие десятки тысяч моточасов и поставившие с десяток рекордов в своей стране гонщики. Даже более того – на старт самой старой в мире действующей трассы выходят целые династии. Эти соревнования настолько хардкорны, что от участия в них отказываются многократные чемпионы MotoGP (тот же Доктор – Валентино Росси). И одновременно – они настолько популярны, что под эгидой одного мероприятия проводятся соревнования в 7 категориях, а поток претендентов приходится жестко ограничивать.
Сложность
По сравнению с типичным «кольцом» MotoGP – гладко вымытой, открытой, снабженной гравийными ловушками и демпферными отбойниками, 4–5 километровой «змейкой» из 15–20 поворотов – трасса гонок «ТТ» – это 60-километровое кольцо, включающее 200 (!) поворотов, и перепады высот до 400 м, по которому необходимо сделать от 2 до 6 кругов. Более 200 миль! Именно поэтому гонка названа «Туристической»: это больше не «про скорость», а «про выживание на скорости» и водителя, и мотоцикла. Мосты, эстакады, закрытые повороты, «змейки», каменные бордюры в рост человека, перепады высот с 1300 до 20 футов над уровнем моря – все это очень сильно влияет на состояние мотоциклиста, его концентрацию и выносливость.
По узким извилистым дорогам, проходящим местами через старые городские улочки, рассчитанные на конные повозки, приходится нестись со скоростью 120–150 км/ч, средняя скорость круга – близка к 200, а максимальная – часто переваливает за 300 км/ч. Чемпионы признают, что для того, чтобы изучить, запомнить и понять трассу – требуется не менее 3 лет.
Состав участников
Первую гонку (внезапно) выиграл именно Чарльз Коллинер – один из ее основателей и инженер-испытатель марки Matchless, представившей на турнир необычный верхнеклапанный двигатель. Тогда на старт вышли 25 мотоциклов, всего 11 из которых добрались до финиша. После отмены ограничения по расходу (1920 г), гонка стала «полигоном» для всех британских (и не только) мотозаводов, а штатные гонщики – прочно «прописались» на верхушках пелетона.
Лидером, выигравшим Гонку 26 раз, все еще остается разбившийся (в Эстонии) в 2000 году Джоуи Данлоп – основатель династии гонщиков. Его дело продолжили брат Роберт, сыновья Уильям и Майкл Данлоп – сегодняшний рекордсмен скорости. Чуть меньше – 23 победы завоевал Джон МакГиннесс. Приблизились к ним Майкл Хэйлвуд, Питер Хикман, Дин Харрисон, Йен Хатчинсон, Джакомо Агостини. Еще живые и уже ушедшие легенды – навсегда в сердцах поклонников скорости.
Памятник Джоуи Данлопу возле трассы «ТТ»
Рассказывать о чемпионате, которому больше 100 лет, можно бесконечно, но лучше всего смотреть на действо в динамике: мотоциклы участников оборудованы on board камерами, транслирующими видеопрохождения в реальном времени.
Больше всего нарезок собрано в документалке по ТТ: «Closer to the Edge», героем которой стал Гай Мартин – самый лохматый, улыбчивый и настырный из претендентов на Трофей. Неоднократно разбивавшийся, ломавший спину, но «восстававший из пепла». На фото ниже – его мотоцикл в той самой аварии.
Непредсказуемость
Заезды проходят на дорогах, пролегающих по городу, полям, горам, лесу и фермерским хозяйствам, среди островной природы, с ее переменчивыми погодными условиями. В прохождение могут вмешаться туман, ливень, жара, а иногда – и дикие животные. Как, например, в 2012 году, когда на одном из квалификационных заездов Йену Хатчинсону (8-кратному победителю «ТТ») решила «перейти дорогу» чайка-камикадзе.
Несмотря на то, что столкновение произошло на скорости 204 км/ч, оба остались живы. Чайку с поломанным крылом отправили на операцию в крупнейший британский ветеринарный реабилитационный центр, а Хонде Йена сменили лобовик. Однако, если бы не мгновенная чемпионская реакция – последствия могли быть гораздо печальнее.
Кто может участвовать в гонке «ТТ»
Турнир – не резиновый, и чтобы избежать «волны двухколесных леммингов», приехавших «самоубиваться» на живописных трассах острова, организаторы ввели жесткий отбор по профессиональному признаку. Если вы неопытный гонщик, способный на квалификации проехать круг за время равное 115% от чемпионского показателя, – вас не допустят к участию.
Требования к участникам (выдержка из правил проведения)
Все участники, проживающие в Великобритании, должны иметь как минимум национальную лицензию (водительские права), выданную ACU или SACU, сроком действия не менее двенадцати месяцев до окончания приема заявок.
Участники, желающие быть признанными таковыми, должны иметь действующую лицензию национального участника или спонсора FIM на участие в шоссейных гонках.
Пассажиры должны иметь национальную пассажирскую лицензию. Участники из других FMN должны были посетить хоть один чемпионат FIM. Любой участник, желающий быть номинированным или заменить пассажира, должен иметь «лицензию TT Mountain Course».
Международная лицензия, не относящаяся к чемпионату, должна быть выдана не менее чем за двенадцать месяцев до даты окончания приема заявок.
Участнику на момент начала проведения квалификации должно быть полных 18 лет.
Чтобы принять участие в этом мероприятии, все участники должны иметь «Лицензию TT Mountain Course», выданную ACU по цене 25,00 фунтов стерлингов в дополнение к любой обычной лицензии (стартовый сбор).
Заявки на участие принимаются до конца февраля. Любые заявки, полученные после даты закрытия, могут быть не приняты.
Заявки принимаются в следующем порядке приоритета:
- Гонщики, занявшие места с 1-го по 30-е в соответствующей гонке в прошлом году.
- До 25 дополнительных гонщиков в каждой гонке (в зависимости от показателей максимальной скорости на круге).
- До 15 новичков в каждой гонке.
Дополнительные гонщики (при наличии свободных мест) выбираются на усмотрение Организаторов с учетом лимита:
а. 72 участника для классов Superbike, Superstock и Senior TT.
б. 78 участников для всех остальных классов (Supersport, Lightweight и Sidecars).
Для каждой одиночной гонки могут приниматься резервные заявки в дополнение к максимум 70 подтвержденным заявкам. Резервисты будут тренироваться с гонщиками, у которых есть подтвержденные аккредитации.
В зависимости от квалификации они займут места (но не обязательно стартовые номера) подтвержденных не стартовавших до максимум 70 стартовавших за гонку.
Организаторы оставляют за собой право отказать в регистрации без объявления причины.
Квалификация (выдержка из правил проведения)
Чтобы начать гонку, новичок на TT Mountain Course, впервые прошедший квалификацию, должен пройти как минимум шесть кругов на одиночной машине или четыре круга на сайдкаре. Это относится как к пассажирам коляски, так и к водителям. Новички должны зарегистрироваться и начать квалификацию, пройдя зачет до конца квалификационной сессии, и пройти три круга к концу третьего дня, иначе они могут быть дисквалифицированы.
Участники, которые прошли квалификацию для старта в любой предыдущей гонке, должны пройти минимум пять кругов для одиночек и три круга для колясок, если только секретарь трассы не дает разрешения на иное.
Для всех классов Isle of Man TT Race на каждой заявленной машине должно быть пройдено как минимум два круга, результат одного из которых должен уложиться в квалификационное время. Для машин TT Zero требуется один квалификационный круг на заявленной машине.
Любой участник, не набравший необходимое количество кругов или квалификационное время, не может быть допущен к участию в гонке.
Страхование (выдержка из правил проведения)
Участники соревнований обязаны быть застрахованы от риска несчастного случая в соответствии с требованиями FIM Sporting.
Компенсации с дополнительным покрытием расходов на лечение и репатриацию от партнеров федерации:
- 25 000 евро – за смерть на трассе;
- 50 000 евро – за временную частичную нетрудоспособность;
- 185 000 евро – на лечение;
- 75 000 евро – расходы на репатриацию.
Для обладателей лицензий ACU и SACU Организаторы предусматривают страхование от несчастных случаев со следующими компенсациями:
- 10 000 фунтов стерлингов – за смерть или постоянную полную инвалидность;
- 20 000 фунтов стерлингов – за потерю или невозможность использования одной или нескольких конечностей (или глаз).
Участники, проживающие за пределами Соединенного Королевства, должны убедиться, что у них есть достаточная частная медицинская страховка, которая поможет им по возвращении на родину.
Гоночная реликвия Кубок «ТТ»
Удивительная вещь, связующая всю вековую историю соревнований, – оригинал награды победителя – Трофей, учрежденный и созданный на деньги одного из основателей гонки – Жозефа де Музилли Сен-Марс. Серебряный призовой кубок – фигурка бога Гермеса – участвует только в награждении каждого последующего чемпиона и покидает стены музея, в котором хранится, только пару раз в год для фотосессий. Статуэтка была создана итальянским дизайнером и до 1937 года была меньше 90 см при весе 11,5 кг. Позже пришлось увеличить «пьедестал» фигурки и теперь она весит 23,7 кг, а общая ее высота – 108 см. На массивном основании Трофея размещены серебряные щиты с гравировкой: имена основателя Кубка и всех гонщиков-призеров за все время проведения.
На фото – Дин Хариссон, призер 2019 года позирует с оригинальным Трофеем ТТ. Обычно чемпионы владеют Трофеем не более 5 минут. После церемонии награждения ее участникам вручают маленькие копии трофея, а сам кубок возвращается бессменному хранителю Ллойду Мистеру, под охрану агентства G4S Security Services.
Кроме главного приза, участников ждут другие награды:
- Кубок Джоуи Данлопа TT Solo Championship Trophy;
- Трофей чемпионата RAC с коляской;
- Крейг Трофи – пассажиру победителя RAC Trophy;
- Трофей клуба болельщиков ТТ;
- Трофей Фреда Хэнкса;
- Билл Боддис Трофи;
- Трофей Вернона Купера;
- Трофей Питера Чепмена;
- Дэйв Уэллс Трофи;
- Джо Крейг Трофи – награждается пассажир-новичок, занявший самое высокое место в гонках Sidecar TT;
- Трофей Мартина Финнегана;
- Трофей Фрэнка Коупа;
- Гэвин Ли Трофи – участнику, проживающему на острове Мэн, лучшему финишировавшему в гонке Senior TT Race.
Список наград постоянно пополняется именными призами от семей прославленных гонщиков и почетных жителей острова.
Перерывы в гонках «ТТ»
За всю историю проведения мотогонку на острове Мэн приостанавливали всего 4 раза:
- 1915–1919 г – когда в Европе бушевала Первая Мировая война.
- 1940–1946 г – во время Второй Мировой войны.
- 2001 г – соревнования не проводились из-за вспышки опасной для человека эпизоотии ящура в Великобритании.
- 2019 – 2022 – из-за ограничений, связанных с эпидемией COVID-19 во всем мире.
В остальное время – с 1907 года – гонка и связанный с ней фестиваль поклонников «ТТ» проводились ежегодно, без ограничений.
Как попасть на гонки острова Мэн
Обычный «простой смертный» человек, не обладающий квалификацией для участия в заездах, может попасть на чемпионат двумя способами: в качестве зрителя и в качестве волонтера. Второе, впрочем, куда как сложнее (отбор кандидатов достаточно строгий) и не дает особых привилегий. «Поручкаться» с легендами, посмотреть на технику в паддоках и попить пивка в вип-зоне или провести туда друзей – не выйдет. Для каждой категории посетителей и персонала организаторы выделяют огороженные территории и предусматривают цветовую систему бейджей, дающих право на их посещение.
Без аккредитации пройти в соседнюю зону нельзя, а за подделку, передачу другим лицам или продажу своих билетов и бейджей – кроме большого штрафа последует дисквалификация и запрет на посещение мероприятия. Вспомогательный персонал обычно рассеян вдоль трассы, в местах скопления зрителей и на основных поворотах.
В качестве зрителя на фестиваль скорости можно проехать свободно, воспользовавшись одним из туроператоров. Большинство заведений острова (кафе, бары, отели) открывается только на время проведения чемпионата, но мест хватает всем. Для особо отчаянных отведены большие территории под палаточные городки. Команды участников живут в трейлерах на территории закрытого парка.
На остров туристов доставляет паром. Его разгрузка – это, пожалуй, единственный аттракцион, где вы можете наблюдать безостановочную получасовую колонну мотоциклов, вкатывающуюся с морского трапа в город. Спортбайки, туристы, круизеры, скутеры – с европейскими, азиатскими и даже африканскими номерами – из ворот морского терминала везут своих владельцев и пассажиров к Гленкратчери роуд и трассе А2 – основной «артерии» города Дуглас (столицы острова). К символично раскинувшемуся напротив кладбища Ноблс-парку, где в дни гонок обосновывается палаточный городок организаторов. К пит-лйену Гонки «ТТ». Даже если зрители планируют смотреть соревнования через витрину одного из городских кафе или облюбовать зеленый холм вдоль Мейн-Роуд, между Баллафом и Гленн Уиллин – в первую очередь – они приедут сюда, на Брей-Хилл. Отдать дань памяти ушедшим Легендам.
Жертвы гонки «ТТ»
Если вы ошибетесь на Snaefell Mountain Course – выжить у вас есть всего один шанс из десяти. Остальные варианты – смертельны. Несмотря на уникальную методику, внедренную доктором Джоном Хайдсом – спортсменом и врачом-травматологом (за каждой стартовой группой едет врач на супербайке, «набитом» медицинским оборудованием, что позволяет добраться до «разложившегося» гонщика за минуту, опередив даже вертолет), спасти удается далеко не всех. Скорости слишком высоки. К слову – сам Хайдс разбился в Северной Ирландии, но дело его – живет.
По состоянию на март 2022 года, за всю 115-летнюю историю проведения соревнований, трасса Mountain Course стала братской могилой для 260 (по некоторым данным – 264) человек, из них 245 – мотоциклисты, а 15 – зрители, маршалы трассы и полисмены. Несмотря на постоянно совершенствуемые средства пассивной безопасности, здесь бьются каждый год. Самым печальным был 2005-й, «собравший» 11 жизней: 9 спортсменов, 1 маршала и 1 зрителя.
Почему гонки «ТТ» не закрывают
Закрыть самый престижный в мире кубок скорости? Серьезно? Это все равно, что запретить выпускать «Лего» или пить пиво… или проверять максималку на своем мотоцикле! Турнир настолько сильно вплетен в традиции и бюджет острова, что защищать его придут все местные жители. Плюс миллионная «армия фанатов» по всему миру. Каждый, кто хоть раз побывал здесь, знает: это событие – живая истории, глоток мото-свободы! Оно уникально, и подобных больше не будет! Здесь, среди зрителей, всегда присутствуют те, кто «поднимал» послевоенный мотоспорт в Европе, принимал из рук в руки новейшие супер-байки в 80-хх, и те, кто сейчас конструирует концепты, которые в будущем появятся на «кольце».
А кроме того – совокупный финансовый вклад от проведения турнира и фестиваля в экономику острова Мэн составляет около 25 миллионов фунтов ежегодно. Это самый окупаемый и интересный исторический фестиваль в мире.
Интересные факты об острове Мэн и гонках «ТТ»
Первый же вопрос, который вам придет в голову, попади вы на остров Мэн: «что это за ноги?». Изображение трех согнутых в колене и соединенных под углом 120 градусов мускулистых мужских ног в рыцарских латах вы будете видеть на всем – домах, заборах, футболках, мотоциклах и даже машинах. Это эмблема и часть герба острова. Знак называется Трискелион и символизирует непобедимость: «Как его не бросай – все равно упадет только на одно колено и поднимется», говорят местные жители.
На Мэне в ходу местная валюта – особый «мэнский» фунт стерлингов, вывозить который за пределы острова бесполезно. Его нигде не принимают к оплате, кроме родины «ТТ». Еще здесь можно расплачиваться британскими фунтами. Обмен двух валют проводится в банке без комиссий, но «забытые в кармане» мэнские деньги на материке поменять проблематично.
Первой (и пока единственной) женщиной-президентом «Ассоциации гонщиков ТТ» в 2018 году стала известнейшая гонщица из Великобритании Мария Костелло. Ей принадлежит наибольшая зафиксированная в Книге рекордов Гиннесса средняя скорость на круге (для женщин) – 114,73 мили в час.
На Мэне существует уникальная эндемичная порода бесхвостых кошек, ставших символом острова наравне с Трискелионом, средневековыми замками и гонками «ТТ». Котята разной степени «бесхвостости» рождаются наряду с обычными хвостатыми – ген наследуется рандомно. Породу уже увековечили на нескольких сериях почтовых марок и монет, в том числе – Мэнской кроне.