Если запуск двигателя затруднён (особенно утром) либо вы заметили падение мощности, то вам пора проверить именно клапаны.
Пренебрегать этим не следует, иначе вы столкнётесь не только с трудностями при пуске и потерей мощности, но и с более серьёзными проблемами: полным выходом двигателя из строя.
Вы не можете завести мотоцикл утром, особенно в холодную погоду? Вы заметили, что мощность мотора снизилась по сравнению с тем, какой она была сразу после покупки мотоцикла? При этом вы регулярно проводите работы по техобслуживанию? Если вы утвердительно ответили на все эти вопросы, то проверка зазора клапанов абсолютно необходима.
В любом двигателе есть клапаны. Они отвечают за впуск в цилиндры топливовоздушной смеси и выпуск отработанных газов. Проще говоря, без этих маленьких, но несущих очень большую нагрузку приспособлений, двигатель перестанет дышать. Под воздействием постоянных вращательных движений клапаны и их седла изнашиваются, и из-за этого изменяется зазор. Если ваш мотоцикл уже не новый, вам следует постоянно проверять его и регулировать по мере необходимости.
Зачем проверяют и регулируют зазор клапанов?
Как известно, двигатели мотоциклов испытывают большие тепловые нагрузки, так как их размер небольшой, а обороты достаточно высокие. При нагревании все тела расширяются, и во избежание поломок между предметами, расположенными вблизи друг от друга, должно быть некоторое свободное пространство. Вот почему между клапанами и кулачками делают зазор.
Для нормальной работы двигателя очень важно, чтобы этот показатель был оптимальным. Чрезмерный зазор вызывает шум в клапанном механизме. Если же он недостаточен или отсутствует вовсе, то клапаны не смогут занять нужное положение. Эта проблема обычно возникает у большинства мотоциклов при пробеге от 4 000 до 26 000 км.
Регулировка зазора помогает не только повысить мощность, но и избежать серьёзных аварий и даже взрывов двигателя. При недостаточном или полностью отсутствующем зазоре выход горячих выхлопных газов из цилиндров затруднён. Это приводит к обгоранию клапанов, а значит, к дополнительным финансовым затратам.
Как проверить и отрегулировать зазор клапанов?
На большинстве современных четырёхцилиндровых двигателей данная работа выполняется довольно просто. Это не так трудно, как может показаться, но в ней есть и кое-какие особенности. Прежде всего, уточните периодичность работ по техобслуживанию двигателя (она указана в руководстве по эксплуатации). Не забывайте, что многое зависит от модели вашего транспортного средства.
В большинстве случаев придётся снять часть корпуса, бензобак, воздушный фильтр, радиатор и другие детали, чтобы добраться до крышки головки блока цилиндров, под которой находятся клапаны. Со скутером или мопедом всё намного проще. Ниже будут перечислены основные этапы работы.
Внимание: прежде чем начинать проверку и регулировку клапанов, убедитесь, что двигатель остыл (желательно оставить мотоцикл на ночь и приниматься за дело утром). Демонтировать горячие детали не очень приятно. Кроме того, следует хорошо вымыть мотоцикл, поскольку грязь из головки блока может попасть в цилиндр, а это опасно.
Шаг 1. Освободите доступ к крышке клапанов
Снимите все мешающие вам детали, в том числе провода. Доступ к крышке должен быть абсолютно свободным. Обдуйте поверхности сжатым воздухом. Они должны быть очень чистыми (в том числе гнезда свечей).
Шаг 2. Снимите крышку клапанов
Открутите все болты, удерживающие крышку. Затем осторожно снимите её так, чтобы не задеть распределительные шестерни. Это не очень легко, поскольку все детали плотно прилегают друг к другу, и вам потребуется терпение и определённая доля ловкости. Не забудьте также снять прокладку головки блока.
Шаг 3. Установите поршни в верхнюю мёртвую точку
Верхняя мёртвая точка – это то положение поршня, в котором кулачок распределительного вала не оказывает давления на поршень. Переместить поршень можно, вращая коленвал вручную. При этом необходимо удалить смотровую пробку.
Внимание: поршень должен встать в верхнюю мёртвую точку, то есть в наивысшую точку хода. На разных мотоциклах предусмотрены разные способы определения этого положения, но обычно коленвал поворачивают с помощью торцового ключа против часовой стрелки (нормальное направление вращения двигателя) до тех пор, пока метка на маховике не совпадёт с меткой в смотровом окне.
Шаг 5. Проверьте зазоры
Зазор клапана – это расстояние между клапанным стержнем и кулачком распредвала (или коромыслом). Замерить его можно только с помощью специального щупа. Для максимальной точности пригодится метод проб и ошибок: воспользуйтесь несколькими разными щупами и посмотрите, какой из них свободно проходит между клапаном и кулачком либо коромыслом. Запишите значения зазоров для всех клапанов. Если они в пределах допустимого, то всё хорошо. Если нет, перейдите к следующим шагам.
Внимание: зазор обычно измеряют в сотых долях миллиметра. Нарисуйте на бумаге кружки, которые будут обозначать клапаны, а над ними – величину зазора. В руководстве по эксплуатации указано, какой эта величина должна быть в норме. Если ваши данные отличаются, выполните регулировку.
Шаг 6. Ослабьте цепь газораспределительного механизма
Если зазор больше или меньше нормы, установленной производителем, вам нужно поменять регулировочные шайбы. Для этого придётся снять кулачки, иначе у вас не будет доступа к клапанным стержням и прокладкам. Сперва потребуется ослабить цепь газораспределительного механизма. На большинстве мотоциклов установлен натяжитель цепи. Открутите болт крышки, а затем с помощью ключа раскручивайте натяжитель до тех пор, пока не услышите щелчок и цепь ослабнет.
Шаг 7. Удалите распредвал
Здесь понадобится определённая ловкость, но самое главное – действовать аккуратно, и всё будет хорошо. Сначала снимите крепление вала, иначе не доберётесь до клапанов. Открутите болты строго в том порядке, который рекомендован заводом-изготовителем, чтобы крепление не деформировалось. Вал соединён с креплением двумя штифтами. Проследите, чтобы они не упали внутрь двигателя. После этого вы можете поднять кулачки и работать с шайбами и клапанными стержнями.
Шаг 8. Закрепите цепь
Если вам нужно отрегулировать клапаны только под одним распредвалом, то вы можете просто зафиксировать цепь ГРМ на месте с помощью кабеля, не снимая валы. Когда их всё же необходимо демонтировать, воспользуйтесь отвёрткой, иначе они упадут внутрь двигателя.
Шаг 9. Снимите клапанные стержни
Аккуратно отделите стержни от клапанов при помощи острогубцев. Будьте очень осторожны – эти детали можно легко повредить. Желательно иметь под рукой магнит, он поможет вам в нужный момент удержать стержни и не уронить их. Положите их вместе с шайбами и напишите возле каждой пары, от какого они клапана.
Шаг 10. Измерьте распределительные шайбы
Для этих целей вам нужен штангенциркуль. Измерьте толщину распределительных шайб. Сверьте полученные данные с рекомендациями завода-изготовителя.
Шаг 11. Соберите механизм
Установив шайбы необходимого размера, можно приступать к установке шайб, стержней, распредвала, крепления, цепи и клапанной крышки на места. Проверьте натяжение цепи и установите её на зубья шестерни в соответствии с рекомендациями производителя. Ошибка при этом недопустима. Фиксацию крепления также следует выполнять согласно инструкции.
На этом работа закончена. Да, регулировка такой маленькой детали отнимает очень много времени, но этим просто необходимо заниматься, чтобы мотор функционировал и справлялся со своими задачами. Проверяйте зазор клапанов своевременно, и вы сможете ездить спокойно и без происшествий.