Если мотоцикл не принадлежит к новомодной категории электрических байков, для запуска его двигателя нужно три вещи: искра, топливно-воздушная смесь и ее сжатие. Недостаточное количество любого из этих пунктов чревато сложным или вовсе неудачным запуском двигателя. Начать нужно именно с этих трех элементов, проверив их один за другим, чтобы выяснить причину, по которой двигатель мотоцикла не запускается. Ниже описаны основные шаги, предприняв которые можно запустить двигатель и вернуть мотоцикл на дорогу.
Искра/система зажигания


Мотоциклисты, эксплуатирующие мотоцикл ежедневно, достаточно часто сталкиваются с проблемами, связанными с электрической системой. Многие из нас воспринимают электрическую систему мотоцикла как нечто само собой разумеющееся, но ровно до тех пор, пока она не начинает работать с перебоями. Это порой приводит в замешательство мотоциклистов, имеющих небольшой опыт вождения. Прежде чем приступить к разборке мотоцикла, нужно проверить самые очевидные вещи. Во-первых, проверьте, переведен ли замок зажигания в положение On или Run, а также убедитесь, что аварийный выключатель двигателя установлен в положение Run. Удостоверьтесь, что включена нейтральная передача и поднята боковая/центральная опора. Это, конечно же, все элементарно, но, когда человек начинает паниковать, он может упустить из внимания простейшие вещи.
Если все в порядке, но двигатель все равно не запускается, следует проверить систему зажигания. Удачный запуск во многом зависит именно от свечей зажигания. Чтобы проверить свечи, выкрутите их из головки блока цилиндров, а потом снова вставьте в свечной колпачок. После этого поднесите свечу к болту головки блока цилиндров или другому металлическому компоненту и запустите двигатель. При этом вы должны увидеть искру, пробегающую от электрода к металлу. При слабой искре или ее отсутствии нужно заменить свечи зажигания. Если это не помогло решить проблему, продолжайте поиски причины проблемы.
Проверьте провода и колпачки свечей зажигания. В случае проблемных свечей двигатель будет работать с перебоями, но их можно быстро проверить визуально. Заподозрив, что проблема заключается в проводах или свечах, их нужно протестировать при помощи мультиметра. Следующими на очереди будут катушка зажигания, конденсаторная система, выпрямитель/регулятор и другие электрические компоненты. Не забудьте проверить правильность подключения всех соединений катушки. Проверка этих компонентов подразумевает выполнение большого объема работ, которые сложно описать в одной статье.
Воздушно-топливная смесь


Опять же, нужно проверить все очевидные вещи, связанные с топливной системой. Например, залито ли топливо в топливный бак. Чаще всего проблемы, связанные с топливом, возникают при попытке запустить двигатель после длительного простоя мотоцикла в гараже. Топливо может испортиться (если оно не было должным образом стабилизировано), в результате чего снижается его октановое число, поэтому возгорание топлива становится невозможным. Содержащий этиловый спирт бензин портится еще быстрее. Свежее топливо может способствовать нормальному запуску и работе двигателя мотоцикла.
Продолжительное хранение мотоцикла может привести к осушению топливной системы. Проверьте топливные магистрали и убедитесь, что топливо поступает в карбюратор и к корпусу дроссельной заслонки. Пересохшие топливные магистрали могут растрескаться. В случае засорения топливного фильтра через него будет подаваться ограниченное количество топлива (или совсем не будет подаваться). Карбюраторы более старых моделей могут потребовать применения специальной пусковой жидкости или очищающего средства (впрыскиваются во впускной тракт карбюратора). После запуска двигателя при помощи пусковой жидкости она продолжит способствовать подаче топлива в топливную систему. Если двигатель глохнет даже после запуска с пусковой жидкостью, ищите причину проблемы в другом месте. Пусковая жидкость не обеспечивает надлежащую смазку цилиндров, поэтому ее следует использовать умеренно.
Засоренный вентиляционный патрубок топливного бака также препятствует подаче топлива в систему.
Еще одной причиной невозможности запуска является залитый двигатель. Для устранения этой проблемы выкрутите свечи зажигания. После этого отключите дроссель и запустите двигатель, чтобы удалить избыточное топливо, или, если у вас есть достаточно свободного времени, просто оставьте мотоцикл в покое, пока излишек не испарится.
Если не удалось устранить проблему с ограничением потока топлива, это говорит о необходимости очистки карбюратора. Когда в карбюратор поступает устаревшее топливо, оно может оставить зеленый осадок, который блокирует форсунки. После очистки карбюратора убедитесь в нормальной работе топливного насоса.
Для надлежащей работы двигателя обязательным условием является подача соответствующего количества воздуха для смешивания с топливом. Поврежденная или негерметичная вакуумная линия может стать причиной подачи слишком большого объема воздуха в камеру сгорания. Это приведет к нарушению состава воздушно-топливной смеси и, как результат, к невозможности нормального воспламенения. Проверьте вакуумные линии на предмет трещин и пробоев. Но и недостаток воздуха способен наделать бед. Удостоверьтесь, что воздух нормально проходит через воздушный фильтр/впускной тракт. Засоренный фильтр подлежит замене.
Такт сжатия


Можно провести тест на сжатие, если это единственное, что осталось непроверенным. Результаты теста могут неприятно удивить. Если в одном или нескольких цилиндрах наблюдается слабое сжатие или его полное отсутствие, воспламенение смеси в двигателе оказывается под большим вопросом. Сжатие воздушно-топливной смеси необходимо для повышения температуры до значения, при котором происходит воспламенение. При недостаточном сжатии воспламенение становится невозможным.
Для проверки степени сжатия используется компрессометр. Низкая степень сжатия чаще всего объясняется износом поршневых колец, шероховатостью поршня или стенки цилиндра, а также разрушением уплотнения коленвала или прокладки головки блока цилиндров двигателя. К сожалению, работы по устранению таких проблем достаточно дорогостоящие и трудоемкие, особенно если сравнивать с описанными выше проблемами.