Если ты срочно гуглишь: ДТП – что делать, лежа на асфальте, среди обломков мотоцикла – вот тебе сразу сжатая информация:
Если же ты, как большинство братьев-мотоциклистов, покупал мотоцикл чтобы ездить, а не чтоб падать и читаешь подобные статьи просто от нечего делать или «на всякий случай, для общего развития» – приглашаем к подробному разбору. Это первая часть материала про мото-ДТП, посвященная тому, что важно в первые минуты происшествия. Здесь будет разговор о правах и обязанностях: что делать, если ты попал в ДТП как водитель, или пассажир мотоцикла, либо стал случайным свидетелем мото-аварии. Вторая часть – будет посвящена первой помощи пострадавшим в мотоаварии, разбору главных ошибок, которые делают, когда ее оказывают неумело. А еще – тому, чем отличаются аварии с мотоциклом от чисто автомобильных.
Что делать мотоциклисту в первые секунды и минуты ДТП
К сожалению, нельзя предусмотреть абсолютно все и научиться на опыте других участников движения. Потому, что двух одинаковых аварий не бывает. Скорость, погодные условия, тип транспорта, количество участников и их поведение всегда различаются, и это существенно. Поэтому везде: в официальном тексте правил дорожного движения, в советах на форумах и группах – даны только общие рекомендации, которые нужно самому адаптировать к своей ситуации. Рекомендации эти состоят по большинству из «не делай так!» и перечисления действий, которые приводили других мотоциклистов в больницу или на кладбище. А «адаптировать» этот чужой опыт – обычно приходится за доли секунды. С момента осознания опасности – до момента потери контроля над ситуацией. Да, порой эти доли секунды для тебя «растягиваются», но чаще всего их хватает не на многое.
В первые секунды грозящего ДТП
Чтобы не перегружать мозг вариантами, надо запомнить и натренировать одну главную реакцию – в любой непонятной ситуации: «снижение скорости – объезд препятствия». Именно в такой последовательности, именно снижение скорости, а не полная остановка, как рекомендуется автомобилистам. Притормозить до такой скорости, с которой сможешь «вильнуть» в сторону без угрозы опрокинуться. Не смотри в одну точку, не дави тормоза изо всех сил.
Запомни: ты – на более маневренном и легком виде транспорта, который не защитит от удара, поэтому твоя основная задача – убраться из зоны поражения в любую сторону, где есть просвет, а разбираться будешь потом.
Еще раз: не ставь себе задачу затормозить до летящего в тебя авто или столба, а притормози, чтобы получить возможность объехать его. Мотоцикл всегда едет туда, куда смотрит его водитель, поэтому не смотри на препятствие, смотри в просвет на дороге, и дальше, куда тебе надо выскочить!
Если ты упал в плотном потоке, на скорости 130 км/ч, и выше – ты труп с вероятностью 99%. Другие водители просто не успеют заметить тебя и объехать. Даже на гораздо меньшей скорости, 60 км/ч, потеря контроля над мотоциклом грозит попутным и встречным столкновением. Да, экип – спасает, но полностью избежать травм при наезде на тебя идущей сзади машины – не получится. Поэтому ни в коем случае не надо специально «ложить мотоцикл»! Потому, что эффективнее всего он тормозит именно колесами, а не скользким металлом или пластиком по бокам.
Помни: пока мотоцикл на колесах – он управляем, и тормозной путь его в этом случае будет самый короткий! Как только байк теряет пятно контакта, отрывая колеса от асфальта, он превращается в летящую по инерции «болванку» из 150–200 килограмм железяки. При падении набок (лоусайде) есть опасность, что твою ногу «утянет» под мот и он потащит тебя вслед за собой, попутно стирая об асфальт мотобот (или твое мясцо). Поэтому вопрос: как правильно падать на мотоцикле? – имеет один правильный ответ «стараться не падать, вообще, никогда и никак, оставаясь на колесах!».
В случае, если ты все же упал с мотоцикла – все зависит от количества экипа на тебе: в полном и нормальном – пытайся ехать на заднице, тормозя локтями и перчатками, принимая положение «на спине, ногами вперед», чтобы отдалиться от мотоцикла, который может начать крутить, и он зацепит тебя. В минимуме, или вообще без экипировки (вот зря ты так) – надо сжаться, приняв «позу эмбриона», чтобы уменьшить площадь тела, которая будет получать повреждения. Руки согнуть, локти – к ребрам, колени и подбородок – к груди. Не раскидывай руки и ноги, если начал катиться – так ты не затормозишь, а получишь дополнительные травмы.
Если столкновение спереди неизбежно, пока ты на мотоцикле – пытайся въехать в препятствие перпендикулярно, передним колесом (вилка погасит часть удара). Оттормаживайся обоими тормозами; упрись в сиденье отклонившись чуть назад, дави в подножки и руль; сожми зубы; пригни голову, подбородок – к груди. И закрой глаза: от удара – все-равно потеряешь на секунду зрение, а так можешь сберечь глаза от пыли и осколков.
Если в тебя «летит» сбоку – вряд ли ты успеешь сделать хоть что-нибудь, потому, что заметишь это поздно. Как и удар сзади, который не успеешь предугадать вообще. Пробуй добавить газ, «рванув» на свободное место, если успеешь. В этих случаях все зависит только от экипа на тебе и скорости.
Мото-ДТП уже произошло, что делать:
Возвращаемся в начало статьи, смотрим картинку и будем разбирать схему по пунктам, с пояснениями, почему рекомендуется поступить именно так.
1. Понять, завершилось ли ДТП?
Очень часто люди кидаются «помогать» не убедившись, что столкнувшиеся машины – остановились, и что другие участники поняли, что впереди авария. В результате – жертв и пострадавших становится больше, а повреждения они получают тяжелее. Например, у наехавшего на мотоцикл автобуса водитель может потерять сознание, а машина будет двигаться на передаче, сминая все, что впереди, пока не упрется, или пока не среагируют пассажиры. Или автомобилист-виновник попытается освободить дорогу, чтобы скрыться с места, «покатав» кого-то на капоте. Поэтому в первую очередь, перед тем, как что-то предпринять – убедись, что все причастные остановились, и угрозы непосредственно тебе – нет.Ошибка №1: бросаться что-то делать (вытаскивать раненного из-под машины, останавливать движение), не оценив обстановки. Ты ничем не поможешь пострадавшему, если «ляжешь рядом с ним».
2. Оценить свое состояние
Всегда сначала думай «за себя», а потом уже за мотоцикл или «за того парня». Независимо от того, мотоциклист ты, пассажир, или случайный свидетель аварии – ответь себе на вопрос: «в порядке ли я?». Для проверки – несколько раз резко вдохни-выдохни, подними обе ладони, посмотри на них, громко скажи что-нибудь, например, «не два!» (старый совет ветерана боевых действий: вспомнишь про «не два» – вспомнишь и все остальное, и будешь действовать эффективно). ДТП – это всегда неожиданность, ломающая наше спокойное «линейное» существование. Для кого-то шок, для кого-то досадное недоразумение, с которым справляешься за пару минут. Однако, если на каком-то этапе проверки почувствуешь затруднение – «присмотрись» внимательнее – не получил ли ты физическое повреждение?
Чек лист:
- Я вижу мир с привычной четкостью?
- Я могу дышать, говорить, пошевелиться без боли или затруднения?
- Я не зафиксирован, и могу осмотреть себя?
- На мне нет видимых повреждений или крови?
Если на все эти вопросы ты однозначно ответил «да» – приступай к оценке ситуации и последствий ДТП. Невозможность оценить «в порядке ли я», сильна ли боль, где она локализована, затруднения при движении и разговоре, слабость, затуманенная «картинка» – признаки того, что тебе нужна помощь медика-профессионала. Поэтому не бросайся разгребать аварию, а остановись и убедись, это – реакция на стресс, или ранение. Дай боли около минуты, если ты ранен – она появится.
Казалось бы – при чем тут этот совет, если «я – просто свидетель»? При том, что окружающие, находившиеся близко к месту аварии, иногда также получают повреждения, но «на адреналине» не чувствуют боль, а замечают их только тогда, когда начинают капать кровью на асфальт!
Если ты попал в ДТП, видишь на себе кровь, тебе больно, тебе кажется, что теряешь сознание – прими позу в которой болит меньше всего, постарайся расслабить мышцы и зови на помощь. Говори сразу, что беспокоит и где локализована боль: люди – не телепаты, не знают, что повреждено, пока не сделают тебе больнее.
Ошибка №2: Игнорировать свою боль или недомогание. Отказавшись от первичной медпомощи, люди часто обнаруживают серьезность травмы уже после того, как усугубили ее. Или теряли сознание от вида крови, бросаясь «откачивать» раненных.
3. Отметить место ДТП, установив знак (треугольник)
Допустим, ты получил легкие повреждения, или не получил их вовсе, и способен двигаться. Первое, что надо сделать, это – обозначить место аварии, поставив знак аварийной остановки или другой предмет на «своей» полосе движения. Отмечать место аварии нужно всегда, чтобы в стоящие ТС, участников и пострадавших не въехал попутный транспорт.
- Если с собой нет «треугольника», можно использовать шлем, кофр, канистру или даже мотоботы (на них есть светоотражающий элемент). Главное – чтобы объект был крупный и было понятно, что это не случайно попавший на дорогу мусор.
- Перегораживать место аварии, где лежит пострадавший мотоциклист можно и автомобилем, но только не вторым участником аварии (его нельзя перемещать до фиксации)! Ставить авто поперек нужно в 10 метрах от «лежачего», не ближе: чтобы дать место для подъезда «скорой вплотную. И чтобы тот, кто (возможно) «впилится» в это авто, не сдвинул его на пострадавшего.
- Если нет ни машины, ни канистры – можно просить кого-то встать на обочине на расстоянии не менее 20 метров «до» места происшествия и подавать знаки участникам движения (напр. руки над головой крест-накрест).
В городе знак аварийной остановки ставят в 15 метрах (25 шагах), на трассе (за городом) – в 30 метрах (примерно 50 шагах), не менее, на своей полосе, до места аварии.
Ошибка №3: Не отметить место ДТП или сделать это слишком близко. Поставив треугольник всего в пяти метрах, ты не только нарушишь ПДД, получив административку в 1000 р (ст. 12.27 КоАП, ч 1), но и рискуешь быть сбитым – попутные машины могут не успеть оттормозиться, особенно – ночью.
Этот знак – не заметили
Все, что на схеме находится рядом с пунктом «обозначь место ДТП» – обязательно к выполнению. Даже если место обозначено по правилам, участникам нельзя продолжать рисковать собой, а также – бродить по «картине», смещая или уничтожая следы происшествия. Время аварии (получения травм) – обязательно надо знать и ДПС, и «скорой».
Двигатель мотоцикла, если он все еще работает – надо заглушить. Не все свидетели ДТП знают, где находится кнопка «стоп. двиг.» (на правом пульте, на руле), или куда вставляется ключ, поэтому, пока лежащий на боку мотор не словил масляное голодание, пока окружающие не кинулись рвать провода (по старому совету «скинуть бронепровод, чтобы заглушить движок), и пока не вспыхнуло разлившееся топливо – заглуши мотор. Но не перемещай сам мотоцикл, его обломки, другие ТС и их фрагменты, лежащие на земле. Не вмешивайся в «картину» правонарушения, по которой будет восстанавливаться скорость ТС или угол их столкновения.
4. «Обоюдка» или оформление мото-ДТП по «европротоколу»
Дорожно-транспортное происшествие, в котором получили повреждения только транспортные средства, не обязательно оформлять в присутствии инспекторов ДПС. При наличии полиса страхования, у водителя есть бланк, который можно заполнить, а затем обратиться за компенсацией ущерба к своей страховой (до 100 тыс. р, или до 400 тыс. р).
Важно! Если в происшествии водитель или пассажир хотя бы одного из ТС получил ранения средней или тяжелой степени, либо, увы, скончался – ДТП становится дорожно-транспортным преступлением, и рассматривается уже не как административное, а как уголовное дело, поэтому нельзя покидать место ДТП с пострадавшим! Даже если он уверяет, что все ok.
Состояние пострадавших в ДТП должны будут установить приехавшие медики «скорой». За то, что ты оставил без помощи пострадавшего в аварии (независимо от того, кто виновник), тебе будет грозить статья 125 УК РФ (уголовная ответственность), по которой можешь получить до года лишения свободы.
5. Установить, есть ли пострадавшие, а также – свидетели ДТП
Если кто-то получил травму в результате аварии, первым делом – нужно вызвать на место «скорую помощь». Сделать это можно двумя способами: позвонив 112 – на общий номер экстренных служб, а там уже диспетчер свяжет тебя с медиками, либо прямо, набрав 103.
Номер 112 – един, для всех операторов мобильной связи. Доступен даже «вне сети».
Что сказать, вызывая скорую помощь?
- Произошла авария с мотоциклом.
- Сказать количество, пол и примерный возраст пострадавших.
- Рассказать, какие признаки травм (в сознании/нет, дышит/нет, пульс есть/нет, положение тела, наличие кровотечения).
- Назвать адрес места происшествия, или крупные стационарные ориентиры (перекресток улиц, название магазина /здания поблизости, или знак населенного пункта и номер ближайшего километрового столба).
- Запросить инструкции – что делать с пострадавшим.
- Дождаться ответа «вызов принят, ожидайте».
О том, как оказывать первую помощь попавшему в аварию – будет подробный разбор во второй части статьи, а пока – вернемся к свидетелям. Если кто-то уже звонит в «скорую» – не расслабляйся, и тоже звони: чем больше поступит заявок – тем меньше вероятность, что вызов примут за ложный. А еще, если ты вдруг – виновник аварии, желательно зафиксировать, что ты соблюдал закон и обеспечил вызов медиков пострадавшим (беседа с диспетчером – записывается всегда).
Очень часто зеваки, видевшие аварию, не делают ничего, кроме съемки места происшествия, но это тоже полезно: уговори как можно большее количество свидетелей оставить свои контакты, чтобы получить позже копию видео, а также попроси дать показания прибывшим для оформления ДПС-никам. Не надейся, что каждый на это согласится, ибо им придется оставить инфу о себе и в дальнейшем, вероятно, потрудиться прибыть на судебное разбирательство. Из 10 сжалившихся, как минимум 7 – со временем передумают, и хорошо если получишь хотя бы одного-двух свидетелей, которые «пойдут до конца», поэтому будь настойчивее. Большее количество свидетелей – меньше вероятность того, что тебя сделают «крайним» втихаря (часто беспомощному мотоциклисту приписывают превышение скорости, которого на самом деле – не было).
Ошибка №5: «Забить» на свидетелей аварии, не обменяться с ними контактами, или не договориться о записи их показаний.
Диспетчер 112 обычно сразу передает инфу о ДТП ближайшему экипажу ДПС, но можно и самостоятельно вызвать ДПС на аварию по телефону 102. Если есть опасность возгорания ТС – нужно сообщить об этом диспетчеру 112, или вызвать пожарную службу по телефону 101.
Что сказать пожарным:
- Адрес или ориентиры места ДТП.
- Объект возгорания (авто/мото), количество объектов или построек.
- Уточнить, свободен ли подъезд, как лучше подъехать.
- Уточнить, угрожает ли ситуация пострадавшим или окружающим.
- Называть свои ФИО и телефон.
Как вызвать ДПС (ГИБДД) на ДТП в Москве?
Столица – большая, поэтому по каждому округу у ГИБДД есть собственные номера вызова, чтобы экипаж мог приехать как можно быстрее на «свою» землю.
Номера ГИБДД в Москве:
- 246 66 44 (Центр);
- 111 14 74 (Южный округ);
- 333 00 61 (ЮЗО);
- 499 39 44 (СЗО);
- 439 35 11 (Западный округ);
- 178 63 55 (ЮВО);
- 168 78 77 (Восточный округ);
- 452 30 86 (Северный округ);
- 533 03 44 (Зеленоградский округ).
Ошибка №6: Не позвонить в службу спасения или не убедиться, что вызов принят.
После того, как помощь вызвана – время сразу же позвонить в свою страховую компанию. Несмотря на то, что на уведомление страховой и сбор документов по закону дается 5 суток, делать это нужно раньше, особенно – если страховая предоставляет услуги аварийного комиссара.
Аварком или аварийный комиссар – кто это?
Аварком, или дорожный комиссар – это независимый специалист по оценке ущерба в ДТП. Он приезжает на место аварии и разруливает оформление ДТП от твоего лица. Его услуги оплачивает либо твоя страховая (если это указано в договоре), либо – ты сам можешь найти контакты аваркома в своем регионе и нанять его. Это – человек, проверяющий, правильно ли заполнены документы, все ли повреждения зафиксированы, все ли бумаги тебе выдали, заполняет вместо тебя европротокол и делает прочие действия требующие внимательности и холодного рассудка – вместо тебя, когда тебе сильно «не до того».
6. Самостоятельно провести фиксацию последствий ДТП (фото и видео)
Съемку нужно делать как можно полнее, с как можно большего количества ракурсов, так, чтобы видно было все место происшествия. Делать это надо до приезда инспекторов, потому, что потом – тебя попросят отойти и банально не будет времени на это. Снимай: положение ТС относительно друг друга, отдельно повреждения, и находящиеся поблизости дорожные знаки с учетом их видимости с места ДТП.
Самостоятельно сняв все на видео, ты получишь доказательства своей версии случившегося, а также сможешь аргументированно возразить, если заметишь, что в схеме или описании допущены неточности. Снятый материал остается у тебя до необходимости приобщить его к делу.
7. Проверь, правильно ли составлены схема ДТП и протокол
Итак, томительные минуты или часы ожидания – позади, сотрудник ДПС просит тебя подписать какие-то бумаги. Здесь, несмотря на усталость или стресс, нужно быть внимательным, не давая себя торопить, проверить, все ли записано так, как есть, соответствуют ли записанные объяснения тому, что ты говорил, и все ли отмечено на схеме происшествия.
Обязанности водителя: сообщить об аварии, передать документы инспектору (дознавателю), заполнить бланк объяснения (объяснительную). В бланке есть графа «Права разъяснены и понятны», в которой нужно расписаться отдельно. Но! Только если тебе действительно удосужились их зачитать или объяснить доступным языком. Если права участнику ДТП не разъяснены, или он не хочет писать объяснения, свидетельствуя против себя – ему разрешается (ст. 51 Конституции РФ) отказаться от заполнения бланка.
Иногда объяснительную заполняет сам инспектор – со слов водителя. В этом случае надо крайне внимательно прочитать, что он там написал и, если есть замечания – добиться исправлений. При отказе это сделать можно не подписывать объяснительную, сославшись (письменно) на статью 51.
Самое главное, чего не знают многие начинающие мотоциклисты – бланк объяснения не обязательно заполнять немедленно!
Объяснительная – это выражение в письменной форме своих представлений о происшедшем и степени своей причастности к ДТП, в котором указывают данные водителя и обстоятельства, приведшие к ситуации. Ее нужно писать очень обдуманно, сжато и точно. На предоставление документа в ГИБДД законом предусмотрено два месяца. Но тянуть с этим не следует.
Что обязательно надо написать в объяснительной:
- Точное или приблизительное время аварии и дату.
- Госномер и марку своего мотоцикла.
- Указать, был ли мот исправен (был, а как иначе).
- Указать, если ехал с пассажиром.
- Адрес места происшествия и откуда-куда по нему двигался.
- Траекторию движения перед ДТП (ехал прямо, поворачивал, и т.д.).
- Положение в границах проезжей части (полосу ряд).
- Скорость непосредственно перед аварией.
- Данные других ТС участников.
- Были ли пострадавшие или свидетели.
- Требование освидетельствования другого водителя на состояние опьянения (настаиваешь ли ты на этом?).
- Данные о повреждениях (лучше подробно), указание на необходимость независимой экспертизы.
- Свои данные – место прописки, работы.
- ФИО, паспортные данные.
- Контактный телефон (почта, мессенджер), и подпись.
Дополнительно можно добавить об обстоятельствах: погодных условиях, дальности видимости (туман, снег, дождь, ночь), о состоянии дороги (лужи, лед, ямы), степень освещенности участка (работали ли фонари, видно ли было светофор и знаки).
Бланк объяснительной выдает инспектор, но также его можно распечатать самому и возить с собой. Бланки и точная форма объяснительной – законом не регламентируются, поэтому могут несколько отличаться, в зависимости от региона.
Объяснительная образец:
Что вообще оформляют при ДТП с мотоциклом сотрудники ГИБДД?
- Протокол правонарушения (административного, если пострадавших нет, или они получили легкие повреждения, и уголовного – если есть средне либо тяжело раненные пострадавшие или погибшие).
- Схему ДТП – чертеж или рисунок в одной проекции, где точно показаны обстоятельства и место аварии.
- Акт, фиксирующий повреждения твоего мотоцикла и других ТС (или строений, которые пострадали).
- Объяснительную записку от каждого участника ДТП.
- Собирают фото и видеоматериал по результатам происшествия.
Что выдают инспекторы водителю на месте мото-ДТП?
Виновнику и потерпевшему вручаются копии протокола об административном правонарушении. Выдаются они под расписку о получении. Протокол будут рассматривать в ходе производства по делу, и на его основании вынесут уже Постановление, с которым водитель идет в страховую компанию. Если копия протокола не была вручена – это «залет» инспектора, который позволяет обжаловать постановление о правонарушении, уже рассмотренное дознавателем (расследовать повторно), но не является защитой от обвинения, если ты действительно что-то нарушил.
Пример копии постановления:
Рассматривать обстоятельства и выносить решение будет человек, в глаза не видевший твою аварию, а руководствоваться он будет только предоставленными документами и доказательствами (фото/видео), зафиксированными ГИБДД. Поэтому следи за тем, чтобы схема была как можно более полной, а замеры – верными. Если ты не согласен с протоколом ДТП, или его частью – об этом так и нужно написать в нем прямым текстом: «с протоколом не согласен…» и отметить – почему. Не стоит просто отказываться от взаимодействия с инспекторами и оставлять пустые поля в своих пояснениях между текстом и подписью (заполняй прочерком).
При заполнении и подписании бланков – лучше всего пользоваться поддержкой нанятого юриста. Если «под рукой» нет аваркома или адвоката из страховой – зови «группу поддержки» друзей или знакомых.
Как вести себя с ГИБДД
Только для тебя авария – необычное и значительное событие. Для инспекторов, видящих и х каждый день «пачками», они перестают быть чем-то особенным, поэтому все попытки эмоционально что-то втолковать или склонить ДПС на свою сторону – вызовут у сотрудников только раздражение и подействуют противоположным образом, поэтому:
- Избегай ненормативной лексики.
- Избегай угроз и критики в адрес виновника аварии.
- Избегай говорить слишком много, или громко, пытаясь перекричать оппонента.
- Покажи адекватность.
- Говори только когда к тебе обращаются (чем меньше ты скажешь – тем меньше может быть использовано против тебя).
- Не говори с инспектором один на один, старайся привлечь свидетелей (особенно – если тебя склоняют признать вину прямо на месте).
- Откажись давать показания если ты ранен – до осмотра медиком.
Ошибка №7: Проявлять агрессию по отношению к ДПС, или другими участникам аварии.
Согласно «новому» (от 2017 г) регламенту, с инспекторов ГИБДД снята обязанность выдавать водителю справку о ДТП (по форме 154). Без нее нельзя получить выплату от страховой. Теперь ее надо получать в местном отделении. Но если хорошо попросить – инспектор может выдать справку 154 на месте. Может, но не обязан. Именно поэтому среди советов как вести себя с сотрудниками ДПС, оформляющими твое ДТП, одним из первых стоит: «сохраняй нейтральный тон».
Как оформить европротокол при мото-ДТП
«Европротокол» – это бланк извещения о ДТП, который выдается каждому водителю, имеющему страховку ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности).
Пример, как заполнять бланк европротокола – лицевая сторона, сведения о ТС и водителях:
Обратная сторона бланка извещения о ДТП – пояснения обстоятельств ДТП, которые пишет каждый водитель самостоятельно
В России есть два популярных варианта страхования: КАСКО и ОСАГО. Страховая компания, которой ты платишь денежку, чтобы получить полис, без которого нельзя кататься по дорогам общего пользования, и пройти техосмотр, в случае аварии – обязуется выплатить деньги. Если это ОСАГО – страховая платит, вместо тебя, компенсацию пострадавшей стороне. Если это КАСКО – деньги на ремонт мотоцикла получаешь ты. Сейчас многие водители имеют при себе одновременно два полиса – и КАСКО и ОСАГО. Да, содержать КАСКО – дороже, чем ОСАГО, но в этом случае страховка покроет большее число рисков.
В каком случае можно оформить европротокол при мото-аварии?
Только в случае обоюдного согласия на это двух участников, не пострадавших физически и не «зацепивших» при столкновении чужого имущества, у которых (обоих!) есть страховка ОСАГО.
Попал в аварию на мотоцикле без полиса ОСАГО – что делать?
Придется заплатить штраф 800 р, а ущерб, который ты нанес другим участникам ДТП или который получил твой мотоцикл – придется компенсировать самому, из своего кармана.
- Если у тебя есть полис, но его «бумажный» вариант забыт дома – тебя тоже ждет штраф, но всего 500 р.
- Если у тебя оформлен Е-ОСАГО (электронный вариант полиса), возить бумажную копию – не нужно.
- Если тебя уже сегодня оштрафовали за отсутствие полиса, то взыскать деньги смогут только за один раз (в сутки)
- Теперь «ловить» штрафников без полиса начали дорожные камеры, поэтому готовься платить чаще.
Также штраф 800 р «навесят» если истек срок действия полиса, или если мотоциклом управляет не тот человек, который вписан в полис (даже если владелец едет пассажиром). А еще – могут оштрафовать на 1000 р, если вызванный экипаж ГИБДД обнаружит, что все возможности для «быстрого» оформления «легкого» ДТП были, а участники этот европротокол не оформили, отвлекая инспекторов по пустякам, и при этом – не убрали свои ТС, мешающие проезду других участников движения (еще 1000 р).
Продолжение – в следующей части статьи