Выбирая мотоцикл для дальних путешествий, приходится учитывать не только бюджет и предпочтения – некоторые модели противопоказаны новичкам, а некоторые – райдерам небольшого роста.
Понятие «мотоцикл для путешествий» можно с успехом применить к нескольким классам. В зависимости от предпочтений водителя (асфальт или оффроуд) – это могут быть и круизер, и спорт турист, и турэндуро. О круизерах мы уже говорили ранее. Они, так же, как и спорт-туристы – «жители асфальта» и дорог общего пользования. Почти никогда не трогающие колесами бездорожье. Сужающие тем самым выбор маршрута. Туристические эндуро – идеальные мотоциклы для путешествий, имеющие оптимальный баланс комфорта и проходимости на асфальте и бездорожье разной степени сложности. На них можно залезть в любые отдаленные уголки мира, не тронутые цивилизацией, и благополучно оттуда вернуться.
Кто попал в топ
В сегодняшнем рейтинге самых популярных мотоциклов для дальних поездок собраны модели, которые считают достойными большинство мототуристов различной направленности. Разного опыта и подготовки. Мотоциклы, получившие максимальное число хороших отзывов, относительно недорогие. Все еще выпускающиеся и доступные в России на первичном или вторичном рынке. В основном, в подборку попали среднекубатурники, сочетающие легкость, хорошую динамику, мощность и надежность достаточную для серьезного экстрима.
Рейтинг – носит сугубо рекомендательный характер. Прежде чем купить себе одну из моделей класса эндуро, на ней нужно провести полноценный тест-драйв. Особенно – если ее объем «подбирается» к литру. В начале материала – подробнее остановимся на критериях отбора, и требованиях, под которые должен подходить хороший туристический мотоцикл.
Выбор подходящего туриста
Выбор мотоцикла для путешествий нужно делать исходя из того, что вам важнее: получать максимальный драйв от преодоления сложных участков? Быстро и с комфортом «наматывать» километры по цивилизованным местам с пассажиром? Или гарантировано «выжить» в длительной автономке? Мотоцикла, одинаково превосходного во всех трех категориях – не существует. Несмотря на попытки инженеров раз за разом создать такой гибрид – это объективно невозможно.
Комфортным и отлично управляемым байк будет либо в «грязи», либо – на шоссе. Поэтому определитесь сразу – асфальт или грязь, эргономика и комфорт или малый вес, длительный межсервисный интервал или мощь и взрывная динамика. Модели, пытающиеся сочетать «всего понемножку», вроде Moto Guzzi V85 TT, тоже встречаются. Но их «универсальность» можно сравнить со всесезонной резиной, которая справляется все-равно хуже, чем зимняя – на льду, или дождевая – на мокром треке.
Выбор по кубатуре
Большинство мотопроизводителей выпускает каждую модель в нескольких исполнениях: 250–300 сс, 650–900 сс, и все, что выше – 950–1200 сс.
Малокубатурники одного и того же производителя, более легкие и менее дорогие, в сравнении с более мощными старшими моделями. Ради удешевления, они обычно оснащаются менее энергоемкой, менее надежной подвеской. В их конструкции отсутствуют важные легкосплавные элементы, дающие еще больший выигрыш в массе, а также – продвинутые электронные вспомогательные системы. По факту – это мотоциклы для новичка, покупаемые чтобы «поиграться» первый год -два и пересесть на более серьезные аппараты.
К этой же категории можно отнести подбирающиеся вплотную по показателям, но отстающие в плане надежности китайские «клоны» японцев и европейцев. Бюджетную стоимость которых нивелируют отсутствие таких полезных девайсов как ABS и малый ресурс.
Средний класс, уже снабженный достаточно мощными двигателями с тем или иным набором электронных средств контроля, и более надежной подвеской – в комфорте и проходимости почти не уступает премиальным моделям. Покупка среднекубатурника более выгодна с точки зрения экономии в начальной стоимости, но в длительной перспективе такой мот чаще требует затрат на регулярное обслуживание, чем литровые версии. Еще один «минус» – байки объемом 600–900 сс – редко бывают удобны для мотоциклистов ростом 190 см и выше, а динамики мотора и энергоемкости подвески – не у всех моделей хватает для езды с пассажиром.
Варианты «литр плюс» – демонстрируют наибольший ресурс, мощность, самые топовые характеристики, самую полную из возможных комплектацию, максимальный комфорт (особенно – для райдеров высокого роста). Относительные минусы – большой собственный вес и существенная стоимость. Как покупки – так и обслуживания техники.
Сервис
Способность мотоцикла «отмотать» десятки тысяч км в любых условиях без серьезных поломок – обусловлена сложностью конструкции и высоким требованием к классу обслуживания. Любой технике нужно качественное ТО, а соответственно – комплектующие и расходники. Не говоря о фирменных запчастях для возможного ремонта. Чем шире и лучше налажена дилерская сеть конкретной марки – тем меньше шансов застрять с мотоциклом в глуши из-за незначительной поломки, ожидая доставки от официалов, или очереди на ТО.
Признаки класса турэндуро
Конструкция мотоциклов двойного назначения – это «компромисс» между тремя основными требованиями: надежностью, проходимостью и комфортом. Как и в автомобильном «мире», здесь появились многочисленные кроссоверы между жесткими раллийными моделями, «заточенными» под грязь, пески Дакара и каменистые склоны – и «паркетными» комфортными крейсерами для города, обвешанными электроникой.
Настоящие турэндуро отличают:
- Экономичность (менее 4.8–5.0 л на сотню – для литрового мотора).
- Живучесть (стойкость к повреждениям при падении).
- Большой клиренс 190 мм +.
- Мощный (не менее 60 л. с.) двигатель, обеспечивающий стабильную тягу с «низов».
- Энергоемкая длинноходная подвеска (с регулировками поджатия и отбоя).
- Спицованные колеса, размерностью 21/18, либо 21/17, или (минимум) 19/17.
- Надежное водяное охлаждение.
Для успешного преодоления участков бездорожья, затяжных спусков и подъемов, асфальтовых и грунтовых «серпантинов» важны такие системы как:
- Квикшифтер (переключение передач без выжима сцепления).
- ABS, предотвращающая блокировку и юз колеса в момент торможения.
- Dynamic Traction Control – антипробуксовочная система контроля мощности, передаваемой на заднее колесо.
В длительной поездке по трассе любой категории – важны:
- Полноценная ветро и грязезащита.
- Минимальный уровень вибраций от мотора.
- Комфортная посадка.
- Емкий топливный бак с запасом хода не менее 350 км.
- Круиз-контроль.
- Подогрев сидений и рукояток руля.
Тем, кто намерен путешествовать вдвоем – нужно учитывать, достаточно ли места предоставляет модель пассажиру, и насколько меняется развесовка по осям при полной и частичной загрузке байка. Сильно разгруженный перед делает мот неустойчивым на высоких скоростях. Если пассажиру будет тесно – он будет сильнее уставать и сдвигаться вперед, мешая водителю.
Еще три важных составляющих, зависящих уже от роста и комплекции водителя – это вес (полная снаряженная масса), высота по седлу, высота центра тяжести мотоцикла.
Вес и центр тяжести: чем ниже – тем лучше. Показатель определяет, сможете ли вы поднять в одиночку упавший байк. Несмотря на то, что все конкуренты держатся в плюс-минус одинаковом весе, те же +20 (30) кг на более высоком мотоцикле могут сделать его для вас неподъемным «забором». Тогда как байк с низким центром – проще управляется на малых и устойчив на высоких скоростях.
Топ эндуро-мотоциклов для путешествий
Подборка разделена на «пятерки» моделей, считающихся лучшими для путешествий по цивилизованным местам, дорогам с разного качества покрытием, и местам, где вместо дорог – только направления. Характеристики представлены сжато, более полный обзор – лучше смотреть на сайте производителя.
Топ туристических эндуро для города
Относительно легкие байки, снабженные надежными информативными тормозами для серпантинов. Динамичные, с габаритами, позволяющими легко просачиваться в узкие просветы междурядья на улицах европейских городов. В плане внедорожных качеств они серьезно уступают конкурентам с приставкой «Adventure», но для плохого асфальта – остаются непревзойденными.
5. Yamaha Tracer 900 2018–2020
- Объем и мощность двигателя – 847 сс 3-цилиндровый 115-сильный
- Крутящий момент – 87 Н.м при 8500 об/мин из 10 000
- Расход – 5,5 л
- Объем бака – 18 л.
- Колесная база – 1500 мм
- Клиренс – 135 мм
- Высота по седлу – 850–865 мм
- Снаряженная масса – 214 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 137/ 142 мм
Цена – от 989 000 р.
+ |
- |
Мощный оборотистый двигатель |
Большая высота по седлу |
Хорошая ветрозащита |
Спортивный, смещенный назад угол расположения подножек |
Длинный маятник |
Маленький клиренс |
Обилие легкосплавных элементов в конструкции рамы |
Малый диаметр переднего колеса |
Отсутствие вибраций |
Короткоходная подвеска |
|
Малый запас хода на одном баке |
|
Плохая устойчивость на высоких скоростях |
|
Низкий комфорт при езде с пассажиром |
4. Triumph Tiger 900 Rally 2020 -…
- Объем и мощность двигателя – 888 сс 3-цилиндровый 95-сильный
- Крутящий момент – 87 при 7250 об/мин из 8750
- Расход – 5,2 л
- Объем бака – 20 л
- Колесная база – 1551 мм
- Клиренс – 230 мм
- Высота по седлу – 850–870 мм
- Снаряженная масса – 221 кг
- Ход подвески (перед/зад) - мм
Цена – от 1 550 000 р.
+ |
– |
Эффективные высококлассные тормоза Brembo |
Высокий уровень вибраций на малых и средних оборотах |
Выраженная предсказуемая динамика «с низов» |
Особенности эргономики – посадка подойдет не всем |
Емкая, удобная в поворотах, хорошо сбалансированная подвеска |
Высокий фактический расход топлива (от 5.5 л) |
Быстрый четкий квикшифтер |
Высокая цена |
Низкий центр тяжести |
|
3. Honda NC750X 2016–2020
- Объем и мощность двигателя – 745 сс 2-цилиндровый 55 л. с.
- Крутящий момент – 68 Н.м при 4750 об/мин из 6250
- Расход – 3,5 л
- Объем бака – 14 л
- Колесная база – 1535 мм
- Клиренс – 165 мм
- Высота по седлу – 830 мм
- Снаряженная масса – 230 кг
- Ход подвески (перед/зад) - 153/150 мм
Цена – от 795 000 р.
+ |
– |
Автоматическая коробка передач |
Вялая динамика |
Низкий расход топлива |
Недостаточно цепкие, инертные тормоза |
Надежный ресурсный двигатель |
Некомфортное седло |
Емкий багажный отсек |
Проблемная посадка пассажира |
|
Недостаточно прогрессивная подвеска для езды с полной загрузкой вдвоем |
2. Kawasaki Versys 650 2015 - …
- Объем и мощность двигателя 649 сс 2-цилиндровый 69 л. с.
- Крутящий момент – 64 Н. м при 7000 об/мин из 8500
- Расход – 4.4 л
- Объем бака – 21 л
- Колесная база – 1415 мм
- Клиренс – 170 мм
- Высота по седлу – 840 мм
- Снаряженная масса – 217 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 150/145 мм
Цена – 809 000 р.
+ |
– |
Высокая маневренность за счет короткой базы |
Требует хороших водительских навыков |
Допускает наиболее динамичный стиль езды по асфальту, чем большинство конкурентов в своем классе |
17-дюймовые колеса, не обеспечивающие достаточную проходимость на бездорожье |
Удобное пассажирское место |
При резком открытии дросселя склонен к «козлению» |
Хорошая ветрозащита |
Склонен к излишней разгрузке задней части при интенсивных торможениях |
Хорошая динамика в низком и среднем диапазоне оборотов |
Бедная комплектация |
Относительно небольшая цена |
|
1. Suzuki 650 V-Strom XT 2017 - …
- Объем и мощность двигателя – 645 сс 2-цилиндровый 71 л. с.
- Крутящий момент 62 Н.м при 6500 из 8800
- Расход – 4,2 л
- Объем бака – 20 л
- Колесная база – 1560 мм
- Клиренс – 170 мм
- Высота по седлу – 835 мм
- Снаряженная масса – 216 кг
- Ход подвески (перед/зад) - мм
Цена – от 829 000 р.
+ |
– |
Спицованные колеса размерностью 19/17 обеспечивают больший выбор резины |
Нерегулируемая передняя вилка обычного дорожного типа |
Ресурсный двигатель с хорошей тягой на низах |
Недостаточно мягкая для бездорожья, короткая подвеска |
Низкий для V-вина уровень вибраций |
|
Тихий выхлоп |
|
Комфортная ветро и грязезащита |
|
Хорошая эргономика органов управления |
|
Отключаемые ABS и Traction Control |
|
Удобное сиденье для райдеров среднего роста |
|
Топ туристических мотоциклов двойного назначения для дальних поездок
К этой категории относят кроссоверы, обеспечивающие должный комфорт при езде на высоких скоростях, более проходимые, более динамичные, но все еще более «заточенные» для магистрали чем для серьезного бездорожья.
5. Ducati Multistrada 950 2017–2021
- Объем и мощность двигателя – 940 сс 2-цилиндровый 113 л. с.
- Крутящий момент – 96 при 7750 об/мин из 9000
- Расход – 5,5 л
- Объем бака – 20 л
- Колесная база – 1594 мм
- Клиренс – 170 мм
- Высота по седлу – 840 мм
- Снаряженная масса – 230 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 170/170 мм
Цена – от 1 200 000 р.
+ |
– |
Высокий комфорт |
Высокий центр тяжести |
Хорошая ветрозащита |
Есть ощутимая вибрация от работы двигателя |
Хорошая динамика |
Низкая «живучесть» облицовки |
Харизма |
|
Высокая цена |
|
4. BMW F 850 GS 2018 -…
- Объем и мощность двигателя – 853 сс 2-цилиндровый 95 л. с.
- Крутящий момент – 92 при 6250 из 8250
- Расход – 4,2 л
- Объем бака – 15 л
- Колесная база – 1593 мм
- Клиренс – 249 мм
- Высота по седлу – 860 мм
- Снаряженная масса – 229 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 230/215 мм
Цена – 1 078 000 р.
+ |
– |
Надежность |
Нерегулируемая передняя вилка |
Мощный ресурсный двигатель |
Большой (для своего класса) вес |
Длительная гарантия |
Высокий центр тяжести |
Хорошая дилерская сеть |
Маленький бензобак |
Наличие в продаже множества комплектов тюнинга для дооснащения |
Вяловатая динамика |
Комфортное сиденье |
Средние показатели проходимости на бездорожье |
Можно выгодно продать на вторичке |
Комфортная езда возможна только в размеренном режиме |
3. Yamaha Tracer 9 2018 - …
- Объем и мощность двигателя – 889 сс 3-цилиндровый 119 л. с.
- Крутящий момент – 93 Н.м при 7000 об/мин из 10000
- Расход – 5,0 л
- Объем бака – 18 л
- Колесная база – 1500 мм
- Клиренс – 135 мм
- Высота по седлу – 810–825 мм
- Снаряженная масса – 213 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 130/137 мм
Цена – 989 000 р.
+ |
– |
Комфортный байк с хорошей ветро и грязезащитой |
Малый объем бака |
Удобен для водителей среднего роста |
Относительно высокий расход |
Динамика хорошего спорт-туриста |
«Асфальтовый» клиренс и ходы подвески |
Слабая устойчивость на скорости за 160 км/ч |
|
Версии с полуактивной подвеской хорошо обрабатывают дорожные неровности |
|
2. KTM 790 ADVENTURE 2019 - …
- Объем и мощность двигателя – 799 сс 2-цилиндровый 95 л. с.
- Крутящий момент – 88 Н.м при 6600 об/мин из 8000 мах.
- Расход – 4,19 л
- Объем бака – 20 л
- Колесная база – 1509 мм
- Клиренс – 233 мм
- Высота по седлу - 830–850 мм
- Снаряженная масса – 207 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 200/200 мм
Цена – от 990 000 р.
+ |
- |
Очень удобен для водителей небольшого роста |
Относительно невысокая надежность |
Низкий центр тяжести |
Слабо развитая дилерская сеть |
Отличная управляемость |
Неудобен для высоких водителей |
Качественный пластик и проработка деталей |
Некомфортен для пассажира |
Малый вес |
|
1. Yamaha Tenere 700 2019 - …
- Объем и мощность двигателя – 689 сс 2-цилиндровый 73 л. с.
- Крутящий момент – 68 Н.м при 6500 из 9000 мах.
- Расход – 4,3 л
- Объем бака – 16 л
- Колесная база – 1595 мм
- Клиренс – 240 мм
- Высота по седлу – 875 мм
- Снаряженная масса –
- Ход подвески (перед/зад) – 210/200 мм
Цена – с завода 9500–10150 евро.
+ |
– |
Минимальный уровень вибраций |
Недостаточно емкий бензобак для дальних путешествий |
Длинная база, устойчивость |
Минимальный из достаточного комфорт в длительной поездке |
Удобная посадка |
Мало места для пассажира |
Высокие показатели проходимости |
Широковат при установке кофров |
Удобен для высоких водителей |
Найти можно только под заказ, с пробегом |
Топ «литров»: лучшие туристические мотоциклы для кругосветных путешествий
Эндуро премиального класса, с большим запасом хода и прочности, обеспечивающие равный комфорт на дорогах центральной Европы и каменистых перевалах Гималаев. Список неслучайно возглавляет Хонда – марка давно стала синонимом надежности, а в дальней дороге – это намного важнее, чем проходимость, экономичность или высокая «максималка».
5. BMW R 1250 GS Adventure 2018 - …
- Объем и мощность двигателя – 1254 сс 2-цилиндровый, 136 л. с.
- Крутящий момент – 143 Н.м при 6250 об/мин из 7750
- Расход – 4,75 л
- Объем бака – 30 л
- Колесная база – 1514 мм
- Клиренс – 220 мм
- Высота по седлу – 890–910 мм
- Снаряженная масса – 268 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 210/220 мм
Цена – 1 700 000 р.
+ |
– |
Пятилетняя гарантия |
Высокий, не подойдет для водителей ниже среднего роста |
Емкий топливный бак и большой запас хода |
Тяжелый |
Обилие дополнительного обвеса от сторонних производителей |
В стоке отсутствует круиз-контроль |
Комфортная посадка (в версии с полуторным сиденьем) |
В стоке заниженное ветровое стекло |
|
Высокий фактический расход на скоростях за 140 км/ч |
|
Относительно высокая цена |
|
Недостаточный клиренс для бездорожья |
4. KTM 1090 Adventure R 2013-2016
- Объем и мощность двигателя – 1195 сс 2-цилиндровый V-образный 150 л. с.
- Крутящий момент – 125 Н.м при 7500 об/мин из 9500
- Расход – 6 л
- Объем бака – 23 л
- Колесная база – 1580 мм
- Клиренс – 250 мм
- Высота по седлу – 890 мм
- Снаряженная масса – 232 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 220/220 мм
Цена – от 890 000 р. на «вторичке».
+ |
– |
В стоке поставляется с дугами безопасности |
В стоке отсутствуют опции круиз-контроля и квикшифтер |
Выразительная динамика на грунте и на асфальте |
Не регулируемая передняя подвеска |
На 30% дешевле версии 1290, но не уступает ей в удобстве и проходимости |
|
3. Suzuki V-strom 1050 / XT 2020 - …
- Объем и мощность двигателя – 1037 сс 2-цилиндровый V-образный 107,5 л. с.
- Крутящий момент – 100 Н.м при 6000 об/мин из 8500
- Расход – 5,0 л
- Объем бака – 20 л
- Колесная база – 1555 мм
- Клиренс – 165 мм
- Высота по седлу – 850–855 мм
- Снаряженная масса – 147 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 160/160 мм
Цена – 1 369 000 р.
+ |
– |
Наличие Traction Control и «антивилли» |
По характеру больше спорт-турист, чем турэндуро |
Хорошие цепкие тормоза |
Жесткое сиденье |
Надежный ресурсный двигатель |
|
2. Yamaha XT1200ZE Super Tenere 2020 - …
- Объем и мощность двигателя – 1199 сс 2-цилиндровый 112 л. с.
- Крутящий момент – 117 Н.м при 6000 об/мин из 7250
- Расход – 5,5 л
- Объем бака – 23 л
- Колесная база – 1540 мм
- Клиренс – 190 мм
- Высота по седлу – 850–870 мм
- Снаряженная масса – 266 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 190/190 мм
Цена – 1 383 000 р.
+ |
– |
Электронно управляемая подвеска |
Тяжелый |
Долговечная карданная передача |
Инертен и сложно управляем на серпантинах, на склонах |
Почти полное отсутствие вибраций |
Мягкая передняя подвеска ухудшает руление на асфальте |
Комфорт на асфальте и бездорожье |
|
Удобен для водителей низкого роста, особенно с заниженным сиденьем |
|
Заниженный центр тяжести и надежные дуги безопасности |
|
Тяговитый, «эластичный», тихий двигатель |
|
1. Honda CRF1100L Africa Twin Adventure Sports 2020 - …
- Объем и мощность двигателя – 1084 сс 2-цилиндровый 102 л. с.
- Крутящий момент – 105 Н.м при 6250 об/мин из 7500
- Расход – 4,9 л
- Объем бака – 24,8 л
- Колесная база – 1575 мм
- Клиренс – 250 мм
- Высота по седлу – 850–870 мм
- Снаряженная масса – 250 кг
- Ход подвески (перед/зад) – 230/220 мм
Цена – от 1 337 000 р.
+ |
– |
Электронно настраиваемая подвеска |
Недостаточно «сбитая» подвеска |
Система «анти-стоппи» |
Цепная передача (вместо кардана на ранних версиях) |
Бак с запасом хода на 500 км |
Небольшие малоинформативные зеркала |
Регулируемое ветровое стекло |
Высокий центр тяжести |
Хорошо приспособлен к бездорожью |
Недостаточно прочная стоковая защита рук |
Удобен для водителей среднего роста |
|
Есть версии с коробкой-автомат |
|
Выбирая, что лучше купить – эндуро с большим крутящим моментом, или супер-комфортный для асфальтовой дороги спорт-турист, новый байк, или подержанный – всегда ориентируйтесь не на цену или марку, а на свои ощущения при первом тест-драйве.