Спроси любого встречного райдера: зачем тебе мотоцикл? – и нарвешься либо на пафосную речь о том, что «четыре колеса возят тело, а два колеса возят душу», либо на разочарованно-снисходительный взгляд и «Я-то думал – ты понимаешь…», либо твой собеседник просто сразу не найдется что сказать. Большинство мотоциклистов на вопрос: Почему ты ездишь на мотоцикле? – не заморачиваясь ответят тебе: «Блин, потому, что это круто!» и попросят больше не донимать тупыми вопросами, ответ на которые очевиден. А если не очевиден? Если спрашивает человек, который еще пока не может (или уже не сможет) самостоятельно порулить мотоциклом и ощутить этот кайф от двух колес? Езда пассажиром – не в счет, ведь именно в управлении состоит основное удовольствие. Если спрашивает человек, для которого мотоцикл это нечто непонятное, но о-о-очень интересное, которому и охота бы прикоснуться к мото-миру, но стремно? Как ответить ему, да и самому себе – Что дает езда на мотоцикле? И почему само обладание мощным двухколесным – так притягательно? Вменяемого однозначного ответа на этот вопрос нет, потому, что мотоцикл – штука многогранная. Есть как минимум 10 (на самом деле больше) причин, за что его любить, и каждый мотоциклист любит байк за что-то «свое», ценное именно для него.
Все положительные стороны мото-движухи – можно сравнить с расширенными возможностями: мот «делает тебя быстрее», наделяет статусом, выделяет в толпе, принадлежит только тебе, и способен трансформироваться под твои «хотелки» настолько, насколько способен не каждый автомобиль.
Структура перечисленного ниже Топ 10 – приблизительна и, повторюсь, каждый мотоциклист может переставить пункты списка в «своей» последовательности. Но «средняя температура по больнице» именно такова: на первом месте у большинства райдеров духовные блага: кайф от езды, статус, адреналин и внимание, а все, что связано с материальным аспектом – ближе к хвосту списка. Разбираем подробнее: что «дает» нам мотоцикл?
1. Свобода и особенный кайф от покатушек

Почему люди любят мотоцикл? Потому, что это – круто! (шучу). Потому, что ни один другой вид гражданского транспорта не даст тебе такого полного ощущения скорости и динамики. Дикой свободы на грани падения, и одновременно – чувства крепкого равновесия. Моментальной реакции на любое твое движение, и в то же время – демонстрации «собственного характера», который приходится активно «подчинять».
Управляя мотоциклом, ты можешь практически «лечь» на асфальт в повороте, наклоняя его на такой угол, который для большинства транспортных средств грозит 100% падением, а для него – вполне естественная траектория. И удовольствие от осознания этого полностью контролируемого виража – тоже одна из составляющих кайфа от езды. Такая же, как победа над встречным потоком, когда вжимаясь в бак, залегая за куцый лобовик, ты краем глаза следишь за «стрелкой», и видишь, как она «добивает» заветную цифру! Власть над скоростью и пространством, эйфория от свободы и ощущения контроля над мощным, но послушным зверем – часть того, что можно прочувствовать управляя мотоциклом.
Печально, что впасть в эту приятную медитацию удается не всякий раз, когда садишься за руль. Многие факторы на дороге и вокруг, состояние мотоцикла, наличие пассажиров поглощают все внимание. Поймать этот «миг единения с дорогой и мотоциклом» – удается не всегда и только на короткие секунды. Но! Они того стоят! Киану Ривз не даст соврать: даже несмотря на пункт контракта, запрещавший ему на время съемок и близко подходить к мотоциклам – он регулярно катался втихаря. Потому, что просто жить не мог без той душевной разрядки, которую давали покатушки.
2. Статус «рыцаря дорог»

Мотоцикл – естественный выбор бунтаря и романтика. Для кого-то это «игра на выходные»: принадлежность к тусовке «не таких как все», подчеркнутая индивидуальность, возможность побыть в образе жесткого брутального парня, в перерывах между рутиной 5/2. А для кого-то – единственно приемлемый стиль жизни: только двухколесная техника, «круговые» ремонты, путешествия, яркие моменты мотослетов и тусклые «промежутки» в тумане абстиненции и попытках наскрести на бензин и пиво…
Каждый мотоциклист в глазах общественности автоматически приобретает статус хулигана, дерзкого и опасного типа. Да, есть и «отбитые» индивиды, но в основном этот имидж возник благодаря кинематографу, «раскрутившему» образ панка на двух колесах. В большинстве фильмов где появляется мотоцикл, его наездник – либо крутой парень, раздающий всем «люлей», либо – опасный бандит («Реальные Кабаны» не в счет, это – социальная сатира на тему: «в кого мы превратились»). И это клише «плохиша» теперь не сбросить. Хоть обвешай байк плюшевыми мишками и катайся строго 60 км/ч – окружающие будут постоянно ждать, что ты в любой момент отберешь у ребенка конфетку, или обидишь барышню.
Кого-то это огорчает, а для кого-то удобно. Не надо утруждаться, завоевывая репутацию – напялил косуху, сел на мот – и ты уже байкер! Остальное имидж сделает за тебя. Кстати, подобные «товарищи», которые на вопрос: А что это за мотоцикл? – высокомерно ответят тебе: это не мотоцикл, это «байк» (как вариант «это чоппер!») – в чем разница между байком и мотоциклом не всегда удосужатся объяснить. Некоторые – просто не смогут.
Для истинных неформалов, тех, кто выбрал «быть, а не казаться», противопоставив себя обществу потребления, мотоцикл – это вызов! Перчатка, брошенная сытенькому правильному и чистенькому «болоту» обывателей, в котором обязательно быть успешным, а стремление к богатству – единственная добродетель. Это демонстрация способности пренебречь комфортом и стремлением к материальному, ради идеала личной свободы. Красиво уехать в закат, оставляя «душнил», твердящих «купи себе машину», нюхать выхлоп – бесценно! Но таких радикально брутальных архетипов – мало, и с каждым днем становится все меньше.
Ну а что дает мотоцикл кроме имиджа? Он повышает уверенность в себе. Причем дает не напыщенную «пацанячью» самоуверенность, а именно «лечит» некоторые психологические моменты. Уверенный в себе человек становится спокойнее, рассудительнее, привлекательнее для других. Он полноценнее работает и отдыхает, может наслаждаться моментом. Мот – лечит от депрессии, проверено.
3. Адреналин и риск

Мотоцикл это потенциальная «катапульта на тот свет» (ну или в больничку), и многих это «заводит». Быстрая езда – сама по себе будоражит кровь, а постоянное сознание того, что каждый километр может оказаться последним в твой жизни – открывает «адреналиновый клапан» на полную! Многие плотно подсаживаются на острые ощущения, но знают им меру. Для них важнее мастерство в управлении мотоциклом. Постоянно «поднимая планку», они соревнуются в узком кругу причастных и понимающих, а на дороге общего пользования предпочитают катать безопасно. Фанаты скорости – покупают все более мощные мотоциклы, оттачивают мастерство не вылезая с трека, стремясь пройти круг еще быстрее, чище, идеальнее. Стантмены или триалисты – отрабатывают все более и более сложные трюки, а любители оффроуда – «живут» на эндуро-гонках, мотокроссе, или в классе супермото.
Те же, кто попал в «адреналиновую зависимость» бездумно – вместо трека используют улицы города. Междурядье им «полоса препятствий», а другие водители – сплошь «тормоза», которым надо «показать, кто тут папочка». Им уже недостаточно просто гонять в свое удовольствие, им нужен экшен, нужна реальная опасность и реакция зрителей. Некоторые «адреналинозависимые» вовремя останавливаются понимая, что это «путь в никуда», сбавляют обороты. Другие – напрочь теряют инстинкт самосохранения и даже падения, в которых они выжили – не учат их ничему. Хотя в их случае мотоцикл-то и не виноват: дело в ущемленном самолюбии, отсутствии воспитания и адекватности у персонажей. А мотоцикл – всего лишь инструмент. Идеальный инструмент для «добычи» адреналина. Как им пользоваться – осторожно «кушать ложечкой» или «жрать» в промышленных масштабах – решает тот, кто за рулем.
4. Возможность легко клеить девчонок

Почему мужчины любят мотоциклы? Потому что это большая мощная зверюга между ног. Почти как рыцарский конь, только в сто раз сильнее и быстрее. Желание мчаться на чем-то верхом у нас сидит в генах. У кого-то слишком глубоко, а у кого-то почти «на поверхности», и постоянно рвется наружу, требуя крутить движок до отсечки. Шоу всегда требует зрителей. И желательно – симпатичных!
Чтобы получить дозу внимания и восхищения, на мотоцикле не приходится прикладывать значительных усилий. Главное – привлечь первичное внимание, а остальное – имидж сделает за тебя. У девчонок, видящих «свободного» мотоциклиста в шаговой доступности срабатывает триггер: «принц на белом коне» (- Ну, не на коне, ну не на белом… - Пренебречь! Вальсируем!). Они общаются и флиртуют намного охотнее, и сами стремятся укрепить знакомство покатушками. Потому что… потому что это круто! Из-за ощущений, которые дарит езда на мотоцикле, из любопытства, из желания побыть «своими» в романтично-андеграундной мото-тусовке, полной крутых парней, и получить некий «статус» среди своих менее смелых знакомых.
Если тебе трудно даются знакомства – садись на два колеса и подъезжай к девчонкам! В прямом смысле. Подъезжай поближе и говори что-то типа: «Девчонки, привет, нужна ваша помощь! Я тут стоковую выхлопную поменял на тюнинговую, для повышения мощности. Проверить бы теперь на максималку, да вот беда – делать это надо при штатной нагрузке. Другана просил – дык он кабан здоровый, тяжелый, а мне только чуть-чуть подгрузить надо… Ну? Кто тут самая худенькая? Залезай, тут всего кружок прокатиться!» … Ну а по ходу поездки – не теряйся, говори, что она – самый лучший пассажир в твоей жизни и проси телефончик.
А что девчонки? Ха! Девушек-мотоциклисток – значительно меньше, чем парней, поэтому и внимания противоположного пола они получают гораздо больше. Для них мотоцикл – это просто «конвейер по подвозу женихов», даже если они им не требуются. В «своей» среде – в тусовке, клубе или на работе – одинокая леди-байкер чаще всего окружена трогательной заботой. И одинокой перестает быть весьма быстро!
5. Легальное одиночество

Мотоцикл – это выбор эгоиста. Это способ удовлетворения потребности побыть одному без необходимости ее объяснять. Это свобода и возможность ехать куда хочется именно тебе, безо всяких «… а давай заедем…». Это железная отмазка от садящихся на шею «Подвези-и-и!» коллег или знакомых. На мотоцикле тебя никто не заставит забирать ребенка из садика или эвакуировать на дачу любимый тещин диван. На мотоцикле ты можешь действительно расслабиться, побыть наедине со своими мыслями. Только ты, мотоцикл и дорога. Почувствовать, что этот кайф от езды – только твой! Здесь и сейчас – только ты управляешь байком и своей жизнью. В постоянной городской суете, плотном графике, большом коллективе, где надо постоянно с кем-то общаться, минуты одиночества нам нужны как воздух.
Да, практически каждый мот оборудован пассажирским сиденьем и подножками. Но! Во-первых, в отличие от машины – не каждый обеспечит такой уровень комфорта для «второго номера», чтобы на твое заднее сиденье выстраивалась «очередь». А во-вторых – сиденье и подножки легко демонтируются, а запасной шлем – удачно «забывается в гараже» или не покупается вовсе. За езду пассажира без шлема – штраф: от «минус тысяча рублей» у ГИБДД, до «минус жизнь» – у судьбы, поэтому мало кто тебя упрекнет в том, что откажешь в поездке. Отсутствие пассажироместа – вообще снимет необходимость оправдываться.
6. Возможность реализоваться как механик и дизайнер

Если у тебя в душе заложена хоть какая-то тяга к работе руками, к созиданию и техническому уходу за механизмами – мотоцикл дает тебе еще один, неочевидный аспект «общения» с ним. Мотоцикл – это конструктор для взрослых. Очень «дружелюбный» конструктор, который дает возможность «поковыряться» в себе, в меру твоих способностей. От простой замены грипсов на руле – до полной переборки движка и глубокой кастомизации шасси.
Мотоцикл проще автомобиля, компактнее, легче. За некоторым исключением – агрегаты доступны, все на виду, компоновка позволяет разобрать-собрать все «в одно лицо». И, в отличие от автомобиля, байк не выглядит сходу таким уж сложным. Он вполне «юзер-френдли» для новичка и позволяет быстрее учиться крутить гайки, чем машина. Иногда – не «позволяет», а «вынуждает», конечно. Особенно – если он в возрасте 20+, и был куплен с «незначительными дефектами», но по вкусной цене, ради экономии. В этом случае – байк либо раскрывает твой глубоко затаившийся потенциал механика (и возможно это тебе понравится!), либо – сосет из тебя деньги на ремонты. И тогда он продается по еще более «вкусной» цене, а ты – покупаешь себе новый конструктор… Или – не покупаешь. Негативный опыт может оттолкнуть не только от «ковыряния в железе», но и от мотоциклов вообще, поэтому не спеши сразу лезть в мотор, как бы не хотелось. Гугли, читай, смотри видосы, учись, и начинай с простого.
Естественно, мотоциклисты люди разные и для кого-то понятие «руки в масле» – неприемлемо. Их кредо: «обслуживание и ремонт – только через сервис»! А для других такой подход – все равно, что «общаться с женой через любовника», поэтому они стараются все делать самостоятельно и в сервисы идут лишь в крайнем случае, громко «поскрипывая сердцем».
Кроме любителей следить за состоянием мотоцикла своими руками, есть наглухо отбитая категория мотоциклистов по определению, а по факту – тупо механиков: кастомбилдеры и кастомайзеры. Причем первые – гораздо «страшнее» вторых. Их сумрачный гений диктует, что настоящий мотоцикл должен быть уникален до каждого винтика, построен самостоятельно, абсолютно «с нуля», а лучше – еще со стадии выплавки металла для картеров. При этом быть похожим на мотоцикл, ехать и даже заводиться – ему не обязательно…
Понятие «сток» для них самое страшное ругательство. Эти маньяки даже организовали свой мировой чемпионат, и периодически собираются определиться, кто же из них самый чокнутый.
Вторые же – вполне вменяемые люди (в большинстве своем), желающие изменить заводские характеристики и внешний вид байка под свои предпочтения (одаренные товарищи часто называют это «сделать под себя», но «под себя» делают немного не то…). Внешний тюнинг и аэрография – более легкие проявления заражения «бациллой кастомайзинга» тоже дают мотовладельцу возможность «приложить руки». Кто-то даже, покрасив свой первый мотоцикл, неожиданно для себя – с головой уходит в «малярку», получая второе хобби на всю жизнь.
Есть особое ощущение – его практически нельзя передать, можно только почувствовать. Когда ты что-то собрал своими руками. Миг, когда из груды неодушевленных запчастей, с которыми возился (казалось) вечность, наконец-то возникает нечто цельное! И заводится! И едет! И едет так как надо, лучше, чем до твоего вмешательства. Этот миг меняет тебя. Кроме огромного удовольствия от свершения, ты начинаешь «чувствовать мотоцикл». Понимаешь, как он работает, как себя ведет, когда все в норме, и нет. Приобретаешь уверенность, зная, что любую мелкую неисправность сможешь ликвидировать прямо в дороге, «на коленке». На том, что ты сам собрал ездить всегда легче и проще: ты чувствуешь мот, а он – тебя слушается. Главное при этом незаметно для себя не скатиться в кастомбилдинг…
7. Возможность «вернуться в детство»

Взрослые пузатые дядьки, пускающие слезу умиления на отреставрированный мопед «Карпаты», со вздохом: «У меня ж такой же был!» – не редкость. Любовь к определенной марке или модели мотоцикла, да и к мотоциклам вообще, желание ими обладать, в нас закладывается в юном возрасте. У кого-то эту любовь привил «батин Урал», у кого-то «Ява 634-ка от старшего брата», или Восход, который ремонтировал вечно кто-то один, а гоняли всей улицей по очереди… кроме тебя, потому, что мелкий был. У кого-то это первый мотоцикл, на котором друг дал прокатиться, у кого-то – целый «табун» байков, в гуще которых оказался на мотослете.
Даже увиденный однажды, в кино, один из культовых мотоциклов типа «Капитана Америки» – может заронить в душу тягу к двухколесным, которая реализуется гораздо позже, в зрелом возрасте. Когда солидный «правильный» мужик за сорок, в один прекрасный день шокирует семью тем, что просто идет в ближайший мотосалон, и берет на все деньги самый дорогой мот и экип, который может оплатить – это кажется нелепым только для других. Он-то сам прекрасно знает, что всегда этого хотел, с детства. Просто надоело себе в этом отказывать.
Многие люди, даже чуждые мото-тусовке, восстанавливают старые «совкоциклы» и иномарки до состояния «лучше, чем с завода» и бережно хранят их в гараже, выкатывая на прогулки пару раз в году. Для них мотоцикл – это живая история, особенно – если он «семейный», доставшийся от родственника. Кому-то не так везет, и вместо «родного» давно проданного, или канувшего на металлолом оппозита (Ижа, Явы, Чезы, Минска или даже Харли WLA), приходится покупать хоть какой-нибудь менее «убитый» аппарат той же модели, чтобы вновь оживить его. Тратя на ремонт месяцы ручного труда, километры нервов, суммы, в 10, 20 и даже 100 раз превышающие стоимость самой покупки, энтузиасты сохраняют для себя и для нас живую частицу прошлого.
Не все они занимаются реставрацией в ее классическом понимании, подразумевающей установку аутентичных деталей. Для большинства мотовладельцев главное не в точности воссозданный вид, а то, что байк будет на ходу. По этому поводу постоянно идут «терки» между тру-реставраторами и любителями: «что есть правильнее» – 20 лет держать на полке груду запчастей, в надежде, что подберешь-таки оставшиеся части «паззла», или в первый же год собрать на базе нее «Франкенштейна» из новодела, который не будет похож на прародителя, но заведется и поедет? Правда у каждого своя. Главное – что именно благодаря таким фанатам «живут» мотоциклы из нашего детства.
8. Повод и возможность поддерживать себя в форме

Сложно ли ездить на мотоцикле? А это – смотря как ездить, и на чем. Глядя на американских «милашек», весом за 150, утюжащих калифорнийское побережье на таких же пузатых круизерах, может показаться, что ва-аще не сложно. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ездят они преимущественно по прямой, от бара – до бара. Держать «ровный газ» на хайвее – нельзя назвать полноценной ездой. Использовать весь потенциал такого маневренного транспорта как мотоцикл можно только при активной рулежке, а лишние кило и дряблые мышцы этому мешают.
Мотоцикл – это достаточно трудоемкий в управлении транспорт, поэтому, чтобы адекватно его водить нужно обладать хоть минимально соответствующей физической «кондицией». До какой-то степени физподготовки тебя «доводит» непосредственно байк, а дальше – приходится «работать над собой». И регулярное взаимодействие с ним дает тот самый «волшебный пендель»: любишь кататься – люби и качаться. И чем ближе твои покатушки к спортивным (кольцевые гонки, кросс, эндуро, джимхана), тем актуальнее вопрос хорошей формы.
9. Экономия на топливе и расходниках

Мотоцикл объективно «хавает» меньше, чем автомобиль (с ДВС, не будем об электричках). Объем того же моторного масла для регулярного техобслуживания – ему требуется раза в три-четыре меньший, расход топлива у байка ниже. Даже с учетом более частого ТО и смены резины, обслуживать его дешевле. Не каждый из мотов «водянка», что убирает потребность в покупке антифриза… да и комплектующие для многих мотоциклов стоят меньше, чем даже для ВАЗ-овской «Классики». Экономия? В большинстве случаев – да. Но всегда есть «но», и оно касается того, что нам всего «дороже»: понты. На аксессуары, тюнинговые запчасти, допы и прочий афтермаркет тратится значительно больше, чем экономится на обслуживании. Особенно – на все что касается «внешки», подвески, и органов управления (например, те же рычаги и педали). И чем улетнее байк будет с этим тюнингом выглядеть – тем больнее будет кошельку. В этом плане любимый мотоцикл – как девушка: «разденет» тебя, но ты будешь не против.
Стоит ли покупать мотоцикл ради того, чтобы реже заправляться и «иметь собственный транспорт задешево»? Каждый решает сам. Однако! Если у тебя в душе нет тяги к двухколесным, если не получаешь удовольствия от покатушек и не ощущаешь эмоциональный подъем, когда «ветер в харю…», если предпочитаешь такси и комфорт, отказываясь от поездок по прохладной или сырой погоде – не рекомендую. Не покупай. Экономия не стоит того, что тебе придется вложить в мотоцикл и претерпеть. Ты просто быстро устанешь и разочаруешься. Есть, конечно, маленький шанс, что «аппетит придет во время еды», но он слишком мал. А именно из тех, кто «я как-то пробовал, мне не понравилось» – происходят обычно лютые хейтеры, которых и так дофига. Для тех же, кто действительно тащится от езды на двух колесах с мотором – сниженные расходы на содержание байка – вполне ощутимый бонус. Особенно актуальный для тех, кто подрабатывает доставкой.
10. Решение проблем с парковкой

Мотоцикл в городе – это спасение. Серьезно. Кроме способности «проужиться» в самой плотной пробке, сэкономив тебе время и нервы на ежедневное преодоление трафика в час пик, мот имеет свойство помещаться везде. В спальном районе для стоянки ему хватает малейшего закутка под окнами, лестничной площадки, бытовки, коридора в квартире (на крайняк). В городе он не требует полноценного парковочного места и ему гораздо проще найти свободный «пятачок». Кроме того, на платной парковке (опять-таки благодаря габаритам) мот можно ставить практически впритык к посту охраны, в прямой видимости, что повышает его шансы избежать угона или вандализма.
Конечно, мотоцикл – сезонный транспорт (в большинстве случаев, хотя зависит от климата и предпочтений владельца – некоторые сезон не закрывают даже в мороз), но и для длительного зимнего «сна» ему так же не обязательно арендовать целый гараж. Можно арендовать только место в общем боксе у сервиса, предоставляющего услугу зимнего хранения, «скинуться» на аренду «ракушки» вчетвером-ввосьмером. Или покупку старой Газельки не на ходу (в нее влезает от 2 до 4 мотоциклов), припарковав такую во дворе ты не нарушишь ни единого правила и жилищному управлению не к чему будет придраться, в отличие от попытки поставить «ракушку». Можно «вписаться» к знакомым в гараж с машиной, или даже затащить к себе домой. На са-а-амый крайний случай – просто хранить на улице под чехлом. Вариантов масса и каждый – дешевле, чем в случае с автомобилем.
Этот список версий «почему люди выбирают мотоцикл» можно продолжать и дальше:
- Подержанные мотоциклы дешевле машин того же года выпуска. Не каждый, конечно, но большинство популярных среднекубатурников – вдвое-втрое.
- На мотоцикле приятнее и интереснее путешествовать – видишь и воспринимаешь гораздо больше, чем из закрытого салона авто.
- Водить мотоцикл легче и быстрее научиться, чем машину.
- Мотоциклы более динамичны, имеют большую «максималку» и быстрее разгоняются.
- Мотоциклы реже угоняют (особенно те, над которыми поработал кастомайзер).
- Мотоцикл располагает к общению. Стоит остановиться на пять минут – обязательно кто-то подойдет и спросит: «сколько жрет – сколько прет?».
- Мотоциклы реже останавливают ДПС-ники.
- В мото-тусовке «своим не отказывают» и легче получить помощь в случае поломки или ДТП в чужом городе.
Поводов для покупки мотоцикла можно придумать еще столько же или больше. Но стоит ли? Ведь на самом деле мы катаемся просто потому, что это, блин, круто!