Так, к чему это я: желание купить мотоцикл приходит обычно тогда, когда денег на него в кармане – меньше всего. Просматривая свежие предложения, укрепляешься в мысли, что «мотоцикл – это всегда дорого, а хороший мотоцикл – еще дороже», веришь утверждениям, что «нормальный байк меньше ляма не стоит», откладываешь покупку «на потом». И вот, наступает начало мотосезона, когда все вокруг сели на два колеса, а ты стоишь на тротуаре и отчаянно держишь «покерфейс», ибо в очередной раз «не можешь себе позволить» нормальный мотик. Обидно? Да! Но еще обиднее – узнать, что где-то в этот самый момент ждут своего покупателя хорошие мотоциклы, стоимостью меньше 150 000 рублей!
Что вы можете себе позволить за 150 тысяч
Сразу уточню: получить нормальный байк по такой заманчивой стоимости вы сможете только руководствуясь дополнительными рекомендациями. До того, как мы подробнее рассмотрим «что-где-когда», скажу пару слов о пробеге. Развернуто эта тема была уже рассмотрена в статье «Так ли страшен большой пробег для мотоцикла» – ознакомьтесь, если сомневаетесь, потом – обсудим в комментах. Кратко – могу обосновать так: мотоциклы с пробегом за 40 т. км очень сложно продаются потому, что большинство людей по-разному воспринимает пройденные километры – для авто и для двух колес. При этом, те же люди спокойно покупают машину с пробегом за 100К, не считая это безнадежной тратой средств. Открою секрет: у большинства хороших мотоциклов, так же как у автомобилей, ресурс превосходит и 200, и 300 «тысяч», а смешные 60–70 т. км – при хорошем сервисе, это даже не его треть!
Что вы получаете
Увы, чудес не бывает и новый мотик вам не предложат так дешево (ну, разве что детский китайский мопед, но сейчас мы говорим о более серьезных вещах). За такую цену это будет подержанный, но не требующий капитальных вложений, 15–20-летний байк. Слегка потертый, возможно, ранее ремонтированный (подвеска и внешка), возможно – с легким или средним тюнингом. Мотоциклы битые, или с признаками сильного износа – обычно продают намного дешевле, поэтому они не попадают в эту категорию. Хотя вообще – любые малые дефекты или изменения – сыграют вам на руку в ходе торга.
Где искать хороший байк
Опыт показывает, что за нормально обслуженным, не «убитым», не имеющим проблем с доками мотоциклом – приходится чаще всего ехать в регионы. В Москве, Питере и других крупных городах байк «психологически» не может стоить меньше определенного, даже если будет «в хлам», но стоит отъехать от центра – цены становятся вменяемыми.
Когда надо брать мотоцикл
В межсезонье. Особенно приятно цены падают в ноябре-декабре, когда у многих начинающих мотоциклистов встает вопрос хранения двухколесника. Кто-то пытается сэкономить, не арендуя бокс и не тратясь на консервацию, кто-то – наивно собирается поднакопить за зиму, а весной взять себе что-нибудь покубатурнее, или из другого класса. В любом случае – брать байк по самой «вкусной» цене нужно именно в конце сезона. Да, минус в том, что гнать его своим ходом (по погоде) вряд ли удастся, но выгода будет все-равно выше, чем затраты на транспортировку.
Хорошие ресурсные мотоциклы, стоящие меньше 150 000 р
Это мой личный «рейтинг», не связанный ни с какими «топ-10» (или верхушками рекомендаций торговых площадок), в котором среди претендентов лидируют популярные «японцы». Серьезно, если вам нужен хороший мотоцикл из разряда «максимум покатушек – минимум денег на ремонт» – выбирайте одного из представителей «Большой четверки»: Yamaha, Honda, Suzuki, Kawasaki. Они дают возможность реализовать тот самый принцип: «быть, а не казаться» – достаточно легендарные, достаточно мощные, способные подарить еще несколько лет (даже десятков лет) приятной эксплуатации.
Yamaha YBR 125
И открывает рейтинг, конечно же, всеми любимый «Ёбрик» (Йобрик или Юбрик – кому как нравится). Очень выносливая, легко управляемая, пронырливая «лошадка» для города, которую, впрочем, не смутит и мокрая грунтовка. Да, это – 125-ка, да, всего 10 «лошадей» и карбюратор, но ресурс у нее – как у «четырехсотки», запчасти «копеечные», посадка комфортная, ветрозащита – на удивление работает, а управление «изи» даже для школьника. Многие мотоциклисты начинали именно с YBR, впоследствии пересаживаясь на дорожники посерьезнее, но предложи им сейчас «мотнуть» на ней – уверен – вряд ли кто откажется снова побыть за рулем жужика!
За 166 тысяч вы сможете взять его в состоянии «муха не сидела», а с пробегом – сэкономить чуть ли не половину из этой суммы. Вот, например, хорошо обслуженный, ухоженный вариант, с пробегом меньше 15 тыс. км.
Honda CB400
Сейчас меня назовут снобом и спросят: почему «СиБиха» не на первом месте?! Отвечу так: этот байк из прошлого века много «жрет». Идеально приспособленный для города классик снабжен очень ресурсным двигателем-водянкой, который способен «ходить и ходить». Благодаря системе Гипер Vtec он может брать «сотню» за 4,5 секунды, провоцируя на приятный безбашенный «отжиг» по прямой, но – на скоростях за 120 км/ч его 4 карбюратора съедают почти в два раза больше топлива! Вместо скромных 4.5 л он начинает расходовать 7–8! В остальном – это прекрасный стрит с удобной посадкой, цепкими (спереди – двухдисковыми) тормозами, способными адекватно замедлить его с расчетных скоростей под 200 км/ч. Рама – жесткая, дуплексная, посадка – прямая, по седлу – всего 78 см, удобная для большинства водителей среднего роста, особенно девушек. По надежности – почти эталон (это же Хонда!), требующий минимум недорогих расходников.
Вот, например, вариант с пробегом менее 50 тыс. за почти 20 лет. Видно, что эксплуатировался аккуратно, скорее всего – одним хозяином. Мотоцикл ухоженный, без следов падений, никакого откровенно лишнего тюнинга, есть бонус в виде крепления навигатора.
Yamaha FZ6 2008 г
Еще не «спорт», уже не «классик». Дефорсированный движок от кольцевой R6, снабженный инжектором, до 10 т. оборотов разгоняет 187 кг сухой массы очень плавно и предсказуемо, поэтому «Фазер» можно брать даже в качестве первого серьезного мотоцикла. Эта «шестисотка» – очень хороший вариант для мегаполиса, вроде Москвы. Во-первых – дает возможность усадить «вторым номером» подругу (или друга) почти любых габаритов, при этом не теряя в динамике и устойчивости. В сравнении с ней «четырехсотки» – «дохнут» ощутимо, а некоторые – норовят «закозлить», если пассажиру приспичило размяться или помахать кому-то ручкой. Во-вторых, нейкед – есть нейкед: ни грамма лишнего пластика, который норовит надколоться, провоцируя лишние расходы на ремонт, плотная уравновешенная компоновка, прямая удобная посадка, комфортная даже для водителей выше среднего роста.
Примечательный вариант, слегка перешедший «психологическую отметку» в 50 тыс. пробега, но вполне бодрый и боевой.
Kawasaki Ninja 500 2007 г
Несмотря на то, что выпуск модели прекращен в далеком 2009-м, этот спорт турист значительно унифицирован с более популярными моделями: KLE500, ER 5 и EN500 (Вулкан), поэтому найти запчасти на него не сложно. Примечательность этой «Кавы» в том, что мотоцикл очень узкий, маневренный, легкий, как ЮБР, выносливый, как 750-ка и поглощающий меньше топлива, чем 400-кубовые экземпляры. Небольшой «минус» в довольно архаичном внешнем виде обтекателя, но огромный «плюс» – в том, что он отлично справляется с обязанностями. Часть обвеса, как и кофр, кстати, можно поставить с более «кубатурных» моделей. На этом «Ниндзе» можно спокойно путешествовать вдвоем, плюс навьючить 50-килограмовый багаж – 60 «лошадей» разгоняют его до крейсерских 120–130 км/ч. Хотите «отжечь» в одиночку – под горку, при попутном ветре, сможете ехать 200 км/ч.
При наличии маломальских навыков обслуживания – этот, не прошедший еще 50 «тысяч», экземпляр сможете эксплуатировать без проблем еще несколько лет.
Suzuki Bandit GSF 1200 1998 г
А здесь – уже фанаты Суз меня встретят непониманием – почему столь популярного «Бандита» отправили почти в «хвост» списка? Стараюсь оценивать по многим критериям и «дружелюбность» техники по отношению к новичку – не последний из них. Именно потому, что user-friendly «литр двести» назвать никак нельзя – он и занимает почетное, четвертое с краю местечко. Байк – очень харизматичный, «злой», приемистый, несмотря на изрядную дефорсировку двигателя (изначально принадлежавшего спортивному «Джиксеру»), выдающий почти 100 «лошадей» и разгоняющий 211 кг массы до 240 км/ч. Пассажира на «зверюге», достигающей 100 км/ч почти за 3 секунды, катать нужно с осторожностью. Этот «Бандит» – однозначно не гуманный выбор в качестве первого мотоцикла, но опытному райдеру он способен дарить «крылья» в потоке. Если найдете версию с индексом S (спорт-турист) – в ближайший десяток лет сможете «намотать» еще «тысяч» 30.
Один из очень редких экземпляров, попавший в ценовой диапазон из-за необходимости ремонта.
Suzuki Bandit GSF 400
Младший «браток», незаслуженно оставшийся в тени литрового «Бандита», напротив – очень удачный выбор для новичка. Классик, изначально выпускавшийся только для внутреннего рынка, оказался столь популярным, что не только пробил дорогу на Запад и Восток, а выпускался еще целых 20 лет почти без изменений, параллельно с усовершенствованными моделями. Динамичный рядный 4-цилиндровый карбюраторный мотор с водяным охлаждением выдает стабильные 59 л. с. Как и в случае с «СиБихой», предсказуемый (даже вяловатый) на первых передачах байк – демонстрирует внушительный «подхват» на оборотах выше 10 тыс. В снаряженном состоянии вес мотоцикла переваливает за 180 кг, но это не сказывается на управляемости и байк прекрасно рулится в потоке. Допускает перевозку пассажира, даже без особой потери динамики. Потребляет чуть больше 5 л на сотню, разгоняется до 170–180 км/ч. Небольшой «минус» – отсутствие регулировок передней подвески и очень мягкие задние амортизаторы. Благодаря простоте обслуживания и обилию запчастей на рынке (как новых – так и контрактных), модель способна прожить еще лет 20 без особых трудностей.
Вот – прекрасно сохранившийся, несмотря на тридцатилетний возраст, экземпляр, с небольшим грамотным тюнингом, своевременно обслуженный.
Honda PC800 1994г
Очень комфортный, мягкий, 800-кубовый турер с мощным долговечным 2-цилиндровым V-образником. Мотор (родственник силового агрегата для Africa Twin) выдает всего 57 л. с., но при 6,5 тысячах оборотов. Тяга с «низов» у него просто «паровозная»! При этом, передаточные отношения в 5-ступенчатой коробке подобраны так, что и на третьей, и на четвертой – байк одинаково легко ускоряется выше «сотни». Основное «оружие» мотоцикла – комфорт. Отличная ветрозащита, полноценное укрытие от дождя и брызг, мягкие «диваны», информативная, насыщенная приборная панель, опции подогрева руля и сидений. Присутствуют большие интегрированные багажные кофры, а также – возможность установить центральный, со спинкой для пассажира. Все это «добро» никоим образом не мешает рулить – благодаря низкому центру тяжести, мотоцикл очень устойчив на малых скоростях. Даже несмотря на значительный вес аппарата, эксплуатируя его в городе, водитель не будет уставать, а, благодаря пассивной безопасности конструкции и обилию обвеса – будет лучше защищен от возможных ДТП. В качестве мотоцикла для начинающего водителя – по тем же причинам – РС800 (Pacific Coast) оправдает себя вполне, тем более, что «кушает» обычный 92-й бензин, (5-6 л на сотню) и снабжен практически «вечным» карданным приводом, не требующим особого сервиса. Один «минус» – «Пацификов» было выпущено всего 14 тыс. и найти подобный очень трудно.
Если добавите к расчетным 150 еще буквально 15 тысяч – получите обалденный винтажный турер, не менее популярный, в свои годы, чем легендарная «Голда».
Buell Blast 2003 г
Несмотря на назидание: «ничего, кроме японцев!», осмелюсь порекомендовать одного «парня» из Милуоки. Из стройного ряда американская «пятисотка» выделяется неспроста: это, пусть и маленький «половинчатый», но, все-же, Харлей! Кроме харизмы и фирменной вибрации, о легендарных «родственниках» в облике Бьюлла не напоминает ничего, но сам по себе – мотоцикл очень неплох. Если пренебречь необходимостью периодически прикручивать на место отвинчивающиеся от тряски одноцилиндрового пол-литрового двигателя подножки и глушитель – обслуживания байк требует – не больше, чем любая японская «чесотка». Колеса – литые, ресурс ремня – около 35 т. км пробега. Приспособленный «городской житель», с мягкой задней подвеской, комфортным сиденьем, компактными габаритами. Несмотря на 163 кг веса, рулится вменяемо. Карбюраторный верхнеклапанный мотор – тяговитый, выдает 34 л. с. при 6,5 об. мин. Американцы позиционируют его в качестве средства для начального обучения (все-таки – половинка Спортстера), что вполне подтверждают хорошая управляемость и «естественный» ограничитель максимальной скорости (в виде жуткой вибрации) на 180 км/ч.
Запчасти для такого бодрого варианта, как этот – вполне можно найти у «официалов», или на E-bay.
Несколько слов напоследок
Независимо от вашего выбора, каждый мотоцикл, продающийся на вторичном рынке, потребует дальнейших вложений. Какой-то – всего лишь замены масла, какой-то – всех расходников «по кругу». Большинство продавцов прекрасно это понимают и готовы при аргументированном торге «скинуть» немного на обслуживание. Этому явлению есть определенный «лимит», злоупотреблять которым – не стоит. У владельцев подержанных мотоциклов часто есть отложенные «на будущее» расходники (резина, запчасти), которыми они могут поделиться «в нагрузку», если сойдетесь в цене. Ведя торг культурно, есть больше шансов сэкономить, чем настаивая на скидке за срочность или состояние. Однако – не впадайте в крайность – не берите сильно «уставший» байк из-за привлекательной стоимости – больше потратите на цепочку ремонтов.
Обезопасить себя от покупки «металлолома» можно просто: первое – ориентируйтесь на среднюю цену по региону, второе – обязательно смотрите, что будете покупать. Привлекайте к просмотру эксперта, ремонтирующего мотоциклы, или, как минимум, разбирающегося в мототехнике.