Порой «зла не хватает» на то, сколько времени приходится убить на поездку в другой конец города, чтобы примерить вещь, которая по итогу тебе объективно не подходит.
Еще хуже – когда экип, который вполне «ничего так» сидел на тебе в магазине, после пары поездок превращается в душный складчатый «мешок», натирающий или жмущий в неожиданных местах. Избежать этого помогает более тщательный подход к выбору мотоэкипа, однако делать это «по удаленке» умеют не все. Давайте пробежимся по основным хитростям, позволяющим выбрать онлайн именно то, что нужно.
Хитрость первая – семь раз отмерь, один разкупи
Извините, что сначала буду говорить очевидные вещи, но мне нужна уверенность, что вы меня правильно поняли. По моему опыту – многие мотоциклисты (и парни, и девушки), выбирая мотоэкип, упускают несколько особенностей:
- Мотоэкипировка (мотоодежда) должна удобно сидеть на теле райдера именно тогда, когда он находится на мотоцикле, ни когда прогуливается по стоянке, ни (тем более) когда носит ее в быту. То, что комбез или куртка «поджимает» в верхней части груди, заставляя сутулиться – это нормально.
- Кроме размера у каждой модели существуют особенности кроя (формы ее элементов), а «манекены» на которые шьют разные фабрики в разных странах – серьезно отличаются по основным «объемам».
- Если вещь невозможно примерить сразу (вы заказываете ее через интернет), очень важно правильно сделать замеры своих основных параметров: рост, ширина плеч, обхват талии, обхват бедер, длина штанины, рукавов, а также – пропорций верхней и нижней части тела, чтобы соотнести их с размерами, указанными производителем.
- С утра, или после отдыха, человеческое тело всегда на несколько сантиметров длиннее, за счет разгрузки позвоночника. С течением дня – рост постепенно уменьшается, а «объем» – увеличивается. Разница может составить 3–4 см, поэтому проводить измерения нужно после обеда, или вечером.
- Замеры объема груди и бедер нужно делать в самом широком месте, а не там, где вы их визуально определяете. «Талия» – это место, куда вы рефлекторно кладете ладонь, делая наклон в сторону, но это не всегда самая узкая часть туловища.
Итак, вы измерили свои параметры, нашли, какому размеру они соответствуют, теперь обратите внимание на пропорции, а именно – на соотношение расстояния по высоте между линиями измерений:
- А – ширина плеч.
- В – объем талии.
- С – объем бедер.
Да, как вы уже догадались, речь идет о типах фигуры именуемых: «яблоко», «груша», «песочные часы» и т. д. Вот эти критерии – тоже важны для точного подбора. Например, для фигуры с коротким торсом и низкой линией талии – будет неудобна куртка длинного покроя (ниже карманов джинсов), пошитая на фигуру с симметричным сложением. Из-за другого соотношения, она будет выглядеть «по колено».
При разработке моделей (если не брать в расчет «китайскую» тенденцию к слепому копированию чужих вещей), каждая фабрика мотоэкипировки пользуется своей, местной размерной таблицей. А она, в свою очередь, строится на статистике антропометрических данных (грубо говоря – какой тип женской фигуры преобладает на этой территории).
Отечественный стандарт, стандарты в американской и международной классификации (S, M, L, X, или 2, 4, 6, 8..) делятся на подгруппы по разному относительно друг друга росту, и телосложению, поэтому маркированные одинаковым индексом вещи – будут серьезно различаться по сантиметрам объема. Еще один откровенный «минус» большинства производителей мотоэкипировки в том, что конструируя женские модели – они ориентируются на фигуру «прямоугольник» или «банан». Это вариант со слабо выраженной талией, с пропорционально равным расстоянием между линиями «А» и «В», «В» и «С». Такой крой – не подходит половине покупательниц.
Выбор мотоэкипа усложняет частое несоответствие продукции своей же таблице размеров. Как ни печально, это встречается не только у «китайцев», но даже у «европейцев». Исключая, конечно, именитые английские или баварские бренды, их «минусы» уже – «кусачий» прайс и узкий модельный ряд.
Хитрость вторая – не ищите там, где нет
Отсеивайте заведомо не подходящие по фигуре бренды. Например, если ваш рост и комплекция выше среднего – не нужно портить себе карму рассматривая спортивные куртки «итальянцев» или «китайцев». Дайнез, Спиди и ноунеймы из Поднебесной – известные маломерки. Alpinestars и Dainese, правда, практикуют индивидуальный пошив, но адекватны ли цена и сроки? Если вы стройны, невысокого роста – напротив, рассмотрите поближе эту продукцию. Итальянское «клеймо» на кожаной вещи – гарантия того, что она будет «в облипку». То же самое – если вам повезет найти экип Komine (оригинальный) – здесь честные японцы прямо указывают, что их размерная сетка – меньше европейской и американской примерно на 1.5 размера. Вот у «японцев» – вы точно не найдете моделей на фигуру с широкими бедрами.
Есть, конечно, бренды, учитывающие многообразие женских фигур, в чем ориентирующиеся не только на местный стандарт. Например у женских курток Aves Grey от Hyperlook размерная сетка доходит до 56-го (международного – 3XL), нормальная длина, и нет радикального сужения в талии.
Хитрость третья – по максимуму используем опции экипа
Итак, зная особенности своей фигуры и самые важные размеры, переходим к конкретным предложениям на рынке мотоодежды. Давайте сегодня не будем рассматривать цельную чисто гоночную или снегоходную экипировку, поскольку ее, все же, рекомендуется примерять. Примерять вдумчиво, не доверяясь «размерной сетке», проверять, как она себя ведет при посадке на конкретный байк.
Кстати, еще одно из соображений, почему сейчас мы обходим вопрос профессионального экипа – небольшая целевая аудитория. Девушек-пилотов, откровенно говоря, мало. А вот тех, кому хочется каждый день кататься по городу, не выглядя при этом «космонавтом», или часто приходится ездить пассажиром, но при этом – соблюдать «гражданский» дресс-код, или предпочитающих спокойную стильную классику – гораздо больше. Именно для них следующий совет: комбинируйте. Кто сказал, что нельзя совмещать кожаную куртку с текстильными мотоштанами? Именно так приходится поступать дамам с фигурой «треугольник», обладательницам широких плеч и узких бедер. Стильный кожаный «бомбер» или винтажная куртка Shawn (от тех же IXS), плюс туринговые мотобрюки с накладными карманами – визуально скрадывают различие пропорций.
Комбинировать можно текстиль из разных коллекций, главное – обязательно учитывайте указанный рост (но помните о стандартах – если вы рассматриваете западно-европейскую или отечественную продукцию – она будет соответствовать маркировке, если речь об американском или японском сегменте – ее «рост» будет меньше).
Еще лайфхак: например, вам понравился туриногвый костюм, но ваши мерки расходятся с фабричным размером только в отношении обхвата бедер, или ширины плеч с обхватом груди. Тогда не пытайтесь решить вопрос за счет затяжки регулировок – заказывайте «распаровку». Куртку одного размера, штаны – на размер больше или меньше. Используйте опции всесезонного мотоэкипа: если удалить теплую подстежку – вы получаете отличную мотоодежду на весну-осень, с дополнительным объемом в груди и талии.
Современные потуги производителей удешевить изделия, сделав их более «приятными» по цене (то есть – не комплектовать их интегрированными протекторами высокого класса) дают нам возможность слегка кастомизировать мотоодежду. Вы сможете поднять комфорт классической дорожной куртки, заменив ее жесткую полиуретановую защиту на гибкую, более компактную (D3O или ее аналоги).
Кстати, облегающие мотоджинсы с кевларом – отличная находка! Грамотно сменив в них гибкие защитные вставки, вы сможете значительно изменить визуальный объем и форму ягодиц, или бедер. Учитывая то, что облегающие края штанин у таких моделей, как Shelby (Hyperlook) сочетаются с мотоботами любой высоты, вы сможете «катать» в них как по городу, так по кроссовой трассе. Их штатные «колени» – вынимаются снаружи, а поверх можно надеть шарнирные Тор или Дайнез.
Существуют модели, внутренние «карманы» которых предусматривают регулировочные ремешки для более точного позиционирования протектора. Такая опция есть не у всех мотоджинсов (наколенники) и курток (плечи, локти), но это очень удобно.
И еще один секрет
Как бы вам не нравились любимые леггинсы, боди, или водолазка – носить мотоэкип нужно с соответствующим сезону термобельем. Примерять – тоже в нем. Современная «термуха» – далеко не «трико с начесом», а удобная, почти бесшовная, одежда летнего и зимнего типа – охлаждающая, либо согревающая тело, заодно отводящая от его поверхности влагу. Нюанс: комплекты термобелья (независимо – боди это, или термоштаны с терморубашкой) создают некоторый компрессионный эффект, слегка утягивая мягкие ткани. Их поверхность гладкая, поэтому надевать и снимать даже узкие мотоштаны будет легко.
Второй аспект – эффективность. Тандем внутреннего, отводящего от кожи тепло и пот, слоя одежды с верхним – непромокаемым слоем, снабженным промежуточной мембранной частью и регулируемой вентиляцией – создает максимальный тактильный комфорт. Помещенная между ними одежда из ткани другой структуры – нарушит маршрут газообмена, способствуя «накоплению» того, от чего ваше тело пытается избавиться.
Подробнее о примерке
Итак, вы получили свой заказ с условием гарантированного обмена, если размер не подойдет – остается только надеть экип, постоять перед зеркалом, вынеся «вердикт». Однако не спешите браться за примерку. Здесь тоже есть нюансы. Вы же помните о разнице в «объемах» человека с утра и вечером? Конечно, поэтому отложите примерку на послеобеденное или вечернее время.
До этого – приготовьте остальной экип, вместе с которым предполагаете эксплуатировать свежекупленный. С курткой – примеряйте мотоштаны, шлем и перчатки, с комбинезоном – шлем, перчатки и мотоботы, с мотоштанами – куртку и обувь. Смысл в том, что большинство линеек мотоэкипировки от одного производителя – будут комбинироваться, «стыкуясь» в мелочах вроде длины неопреновой манжеты и размера молнии для состегивания штанов с курткой, а вот между разными марками (и даже внутри одной, но по разным моделям) унификация – редкое явление.
- Примерку проводите честно, полностью застегивая все замки, застежки на обуви, выбирая регулировочные ремешки.
- Застегните шлем, и оцените, садится ли он полностью, не мешает ли воротник поворачивать голову.
- Проверьте, застегиваются ли высокие боты на этих штанинах, или не задираются ли они выше края обуви, если катаете в мотокедах.
- Перчатки – тоже важный элемент: их манжет либо уходит под рукав, либо должен обхватывать его край, надеваясь сверху. Из-за нестыкующихся краев рукава и перчатки, последние могут стремиться «слезть» с руки.
- Лучший вариант примерки, это, конечно, посидеть на мотоцикле, несколько раз садиться на него, активно порулить. Если это невозможно – сымитируйте посадку на подходящем стуле.
Конечно, при покупке мотоодежды из одной линейки одного производителя мы зачастую застрахованы от таких сюрпризов. Но бывает, что экипировку приходится приобретать с большим промежутком, когда моделей просто не остается в продаже (как получилось с российскими хитами термухи с высоким процентом эластана, моментально раскупленными фитнесс-леди, снегоходчиками, и фанатами сноуборда: Crystal Air и Flame Skin). Поэтому обязательно уделяйте внимание сочетаемости элементов.
Это, конечно, только «азы» выбора мотоэкипировки, которые удалось вместить в статью, не углубляясь в вопросы подбора более специфического экипа: шлемов, перчаток, ботов, или рассмотрения вариантов моточерепах. Надеюсь, этот материал облегчит ваши поиски. Если вам интересны аспекты, не рассмотренные в статье – задавайте вопрос в комментариях, мы обязательно ответим.