Хочешь выжить на дороге – считай, что все окружающие хотят тебя убить, и максимально «обрезай» им шансы на это. Идея не новая, но очень популярная. Те, кто прислушался к этому совету, уверенно катают до сих пор. Суть ее – не надейся ни на кого, кроме себя, не жди что абсолютно все вокруг будут соблюдать правила дорожного движения. Не будут. Люди всегда делают как «проще» им в данный момент, редко учитывая потребности окружающих.
Потенциально, все вокруг тебя – нарушители. Пешеходы – глухие камикадзе, водители – слепые, новички только получившие права, таксисты, или гонщики, которым больше всех надо. Считай, что вокруг – одни маньяки, которым «не похрустел мотоциклистом – день пропал» … Конечно, серьезно параноить так сможешь недолго, все-таки большинство встреченных тобой водителей будут придерживаться правил. Но ради того небольшого процента опасных «встреч» – нужно всегда напоминать себе об этом: «все хотят тебя убить!». И могут, потому, что мотоциклиста не защищает ни кузов, ни (в 99, 9% случаев) подушка или ремень безопасности. Есть только мотоцикл, и то, что на тебе!
Важно: то, что вокруг потенциальные «убийцы» – не значит, что им нужно «мстить», пугать, нарушать правила «в ответ»!
Так можно только озлобить окружающих, и тогда, вместо нечаянного создания неприятной ситуации, они будут намеренно пытаться «достать» тебя, и каждого мотоциклиста, которого встретят. Каждый мото-нарушитель «гадит» всем двухколесным, накидывая в «копилку народного гнева» свои 5 копеек. На кого сия чаша выльется, когда переполнится – предсказать тяжело, может и не на тебя. Но карма – штука надежная, «бумеранг» вернется обязательно.
Для собственной безопасности на дороге нужно: 1. быть видимым, 2. предсказуемым, и 3. соблюдать правила дорожного движения. Их составляли на основе статистики ДТП, учитывая ошибки водителей на конкретных типах дорог и ситуаций. Суть ПДД часто ошибочно понимают под: «Делай так, иначе – штраф!», но на самом деле ПДД это: «Делай так – дольше проживешь!». А если авария все-таки произошла – то, что ты ехал по правилам будет гарантией снятия с тебя ответственности, и единственным поводом для получения хоть какой-то компенсации с виновника. А доказать это – поможет видеорегистратор, или хорошая «Go-Pro-ха».
Что такое: безопасность мотоциклиста?
Безопасность на дороге – это эффективная стратегия вождения мотоцикла. Это не «подготовленность к быстрому выкручиванию из сложной ситуации», а умение не попадать в эти сложные ситуации! Избегать их, сознательно, или просто «на автомате». Обезопасить себя – значит, не подставляться.
Кроме правил дорожного движения, есть несколько негласных правил безопасного поведения на дороге, которые водители «вывели» опытным путем:
- Правило «3 Д» – «Дай Дорогу Дураку», пусть спешит, если ему больше всех надо! Пропусти агрессивного или нарушающего правила водителя, держись от него подальше. Пусть спешит, у тебя все-равно транспорт быстрее и маневреннее. Он – по итогу обязательно куда-то «влетит», а ты – доберешься быстрее и спокойнее.
- Правило перекрестка. Всегда немного притормаживай перед перекрестками, это – самый проблемный элемент дороги, на котором «выскакивает» больше всего случайностей и происходит до 40% всех аварий. Притормозив заранее, ты уменьшишь свой тормозной путь в экстренном случае. Сбросив скорость – получишь дополнительное время на оценку обстановки и принятие решения.
- Правило дистанции. Тормозной путь у мотоцикла – практически всегда длиннее, чем у машины. Если на одинаковой скорости ты и впередиидущий затормозите одновременно – разница будет несущественна, но обычно реакция на «стопы» отнимает до полсекунды, за которые дистанция сокращается на несколько метров, поэтому всегда оставляй больше пространства впереди себя.
Конечно, никто не назовет точно, до метра, какую держать безопасную дистанцию на мотоцикле или с какой скоростью ехать – безопаснее всего. Каждая дорожная ситуация «диктует» выход из нее по-своему, а твоя реакция и в целом активная безопасность – почти полностью зависят от того, на чем и сколько уже ты ездишь.
Активная и пассивная – виды «безопасностей»
Многие райдеры путают эти два схожих понятия, поскольку о пассивной – известно давно, а «активную» – ввели относительно недавно.
«Активная безопасность» или «первичная» – это то, что помогает предотвратить аварию и помогает уцелеть ДО ЕЕ НАЧАЛА, а «пассивная безопасность» или «вторичная» – это то, что минимизирует ущерб для твоей «тушки» и мотоцикла, когда ДТП УЖЕ ПРОИСХОДИТ.
Активная безопасность – это и хорошая видимость/опознаваемость мотоцикла другими участниками движения, и технические характеристики, дающие преимущество в скорости/маневренности, и твои твердые навыки контраварийного вождения. А пассивная безопасность – это, в основном, 1. конструктивные особенности мота, 2. качественный прочный экип, и 3. несколько вспомогательных систем. Системы, такие как ABS, подушка безопасности, трекшн контроль и радар, а также экстренный вызов медпомощи и неотложка на двух колесах – доступны далеко не каждому мотоциклисту, особенно – в России. Поэтому полагаться приходится по старинке – на первые два пункта.
Подушками безопасности оснащали все серийные HONDA GoldWing GL1800 с 2006 по 2008 год. Айрбэг был эффективен исключительно при переднем фронтальном ударе, а цену байка поднимал существенно, поэтому с 2009 года их стали включать только в дополнительную комплектацию.
Из чего состоит активная мотобезопасность
Причиной более 70 % ДТП с мотоциклом, произошедших не по вине мотоциклиста, является то, что едущий байк заметили слишком поздно для маневра, либо не заметили вообще. Естественно, чтобы выжить в городском трафике нужно стать заметным, но это – еще не все! Кроме «видимости», важна «опознаваемость». Другие водители должны однозначно и сразу понять, что в зеркале, сбоку, или перед ними – именно движущийся мотоцикл. Должны понять скорость объекта и дистанцию до него.
Делаем свой мотоцикл «видимым» для других участников движения
Для этого есть несколько приемов: доп. подсветка, моддинг и подкраска мотоцикла, яркая мотоэкипировка, использование блинкеров (стробоскопа), и главное – правильная стратегия движения в потоке. Приемы срабатывают и по отдельности, но лучшего результата добиваются те, кто применяет их в комплексе.
Важно: В сети есть много советов и способов как стать заметным на дороге, но не все они эффективны. Часть из советов даже опасны! То, что они рекомендуют – раздражает и дезориентирует других участников движения и может, наоборот, спровоцировать ДТП с вашим участием.
Разбираем плюсы и минусы основных приемов «повышающих резкость», и узнаем, почему одни советы – работают, а другие – откровенно вредны для райдера.
1 Подсветка мотоцикла в дневное и ночное время
Самая важная проблема в идентификации мотоциклиста другими водителями – то, что байк – узкий, более быстрый и маневренный, чем автомобиль. Психологический факт: водители и пешеходы – в первую очередь ориентируются на габариты, динамику и скорость автомобиля, «ищут» на дороге именно его. Все, что не похоже на него, и не выделяется визуально – получает меньше внимания, и вполне закономерно «возникает внезапно» для наблюдателя.
В зеркале – автомобилисты зачастую воспринимают свет мотоцикла как «половинку машины», высунувшуюся из-за впередиидущей в том же ряду, не замечая, что «половинка» подозрительно быстро приближается.
Основной «форумный» совет райдерам – круглосуточно кататься со включенным светом – в целом правильный и рабочий. Это действительно лучше всего повышает заметность по данным исследований, проведенных в разное время MADIS (ассоциация исследования несчастных случаев с мотоциклистами), AMA и FIM.
Со светом ты – виднее!
Но вот дополнительное уточнение – рекомендацию катать именно с включенным дальним светом – стоит подвергнуть сомнению! Во-первых, в солнечную погоду разница между дальним и ближним светом вообще не существенна, а аккумулятор садится интенсивнее, и если ты недостаточно долго катаешься на оборотах выше средних – его зарядка не идет, разрядка не компенсируется. Постоянный недозаряд – уменьшает срок службы батареи, а если не подзаряжать аккум регулярно – можешь внезапно «не завестись».
Во-вторых, в условиях плохой видимости, ночью и в сумерках, дальний часто – слепит попутных (в большей степени) и встречных (в меньшей) водителей. Особенно – если это плохо настроенный «колхозный ксенон». Ослепленный в зеркало впередиидущий может резко и опасно оттормозиться, а ты – не успеешь. И те, кто за тобой. Ближний свет, хоть и заметен с меньшего расстояния, этой проблемы не создает.
Дополнительные световые приборы – фары и противотуманки
Днем в условиях плохой видимости, и ночью, в зонах без уличного освещения, фара мотоцикла (даже сдвоенная), воспринимается на расстоянии как один световой источник. И так же выглядит как «половинка автомобиля», торчащая из-за другого. Поэтому очень важно подчеркнуть, что это именно мотоцикл, обозначив по возможности его габариты, и «разбив» одинарный источник освещения на несколько. Для этого успешно применяются дополнительные ходовые огни – по две маленькие фары, установленные параллельно, ниже основного света, или противотуманки.
Важно: по ГОСТу, дневные ходовые огни (ДХО) должны быть либо заводские, либо – если байк уже снят с производства – тюнинговые, не самодельные. Только в этом случае к моту не докопаются на техосмотре и не найдут претензий сотрудники ГИБДД. Законно то, что предусмотрено заводом.
Противотуманная фара, по ГОСТу, на мотоцикле должна быть одна! Ниже головного света и на одной с ним оси. Но, по факту, она не создает необходимый для распознания световой «треугольник» вместе со штатной фарой, идентифицирующий тебя, как «мотоцикл».
На техосмотр – весь доп свет рекомендуется снимать, но пользоваться им – полезно! Дополнительные ходовые огни повышают безопасность. Главное – уверенно донести это до остановившего тебя сотрудника.
Нюанс: любой доп свет работает корректно только если он правильно настроен, а не светит в небо или прямо под колесо!
Электронные системы управления подсветкой (блинкер, стробоскоп)
Если свет не горит монотонно, а мигает или изменяет интенсивность свечения – он сразу привлекает внимание (поэтому рекламные вывески часто «моргают»). Реализуется на мотоцикле это по нескольким схемам:
- Просто периодическое ручное «моргание» дальним-ближним в потоке.
- Доп лампа в фару и отдельный включатель для нее на руле (блинкер).
- Встраиваемый модуль изменения интенсивности свечения лампы дальнего света (стробоскоп).
- Доп реле поворотников – в разрыв цепи лампы ближнего света (блинкер).
Стробоскоп в «колхозном» исполнении, где мощность света штатной лампы будет ограничиваться резистором, а частота – простым прерывателем имеет один большой минус: такая схема уменьшает ресурс самих ламп. Свет может «отлететь» в самый неподходящий момент и лампу придется менять в дороге (если, конечно, возить с собой запасную + инструмент). В LED оптике «моргание» организовать проще – ей не страшны частые включения/отключения, главное не перегревать диоды и не превышать рабочий ток.
А еще стробоскоп – реально бесит других водителей, поэтому может спровоцировать их на агрессивное вождение.
Он тоже слепит, особенно – с близкого расстояния в сумерках. Есть «лайт-версия», не «моргающая» светом, а дающая эффект «отходящего контакта», мягко изменяющая интенсивность потока. Она – более безопасна, но дороже.
С точки зрения правомерности – к периодическому «морганию» дальним светом – у ГИБДД вопросов быть не должно, этот прием разрешен. А вот постоянное использование строба или блинкера «…проблескового маячка молочно-белого цвета…» – могут спутать со спец сигналом инкассаторской машины, или машины спецсвязи, а соответственно – выписать штраф за применение. Лампы другого цвета (пункт 2) в фару встраивать – незаконно. Особенно – красного и синего цветов (считается спец сигналом – будет штраф, или даже изъятие ТС).
Проект изменений в ПДД, разрешающих мотоциклистам использовать мерцающие ходовые огни (как уже практикуется в отдельных странах) – с 2019 г уже внесен на рассмотрение в Госавтоинспекцию. Пользоваться «моргалками» предполагается только на трассах с разрешенной скоростью более 80 км/ч. Однако формально – изменения еще не одобрены, и каждый инспектор может придраться к стробоскопам. Или нет, на свое усмотрение.
Светодиодная подсветка и переход на диоды в фаре и поворотниках
На многих малокубатурниках и старых иномарках до сих пор применяются лампы накаливания в фарах, стоп-сигналах и поворотниках. Они достаточно тусклые, особенно если пластик поворотника или стопа мутный и поцарапанный, и днем плохо заметны. На «Али» продаются светодиодные сборки, адаптированные для большинства видов цоколей авто- и мото- ламп.
Применение диодов повышает дальность видимости сигналов днем и эффективность головного света – ночью. Единственный «минус» такого перехода – «незаконность» с точки зрения ГИБДД: «несоответствие цвета или режима работы световых приборов (ходовых огней)» (статья 12.5 КоАП РФ часть 1, штраф 500 р). Реальная опасность получить этот штраф – на 99% - в случае прохождения техосмотра, 0,1% - на дороге. Для прохождения ТО достаточно временно вернуть старые лампы на место.
Подсветка деталей облицовки мотоцикла LED-трубками с программируемым или постоянным режимом работы делает байк не только заметным, а еще уникальным. Плюсы: грамотно установленная подсветка – это красиво и эффективно в сумерки, и ночью. Минусы: у специалистов – дорого, самостоятельно – сложно; требует аккуратности при мойке «Кёрхером»; потенциально может стать причиной претензий со стороны ГИБДД.
В части законности подсветки неоновой или диодной трубкой есть одно главное правило: если источник света не виден (спрятан в облицовку, под крылья, или под днище) и НЕ МОРГАЕТ – оборудование не относится к «световым приборам или устройствам подачи световых сигналов», а значит – не нарушает пункты статьи 12.4 КОАП. Мигающая белая, красная и синяя подсветка – запрещены (это расценивается как спец сигналы).
Велосипедный или автомобильный «лазер»
Некоторые самодельщики рекомендуют в сумерках и ночью применять так называемый «лазерный противотуманный фонарь» (ЛПФ), который наши китайские друзья поставляют и для авто, и для мотоциклов.
Плюс: позади идущему водителю становится виднее и мотоцикл, и дистанцию до него. Минус: ЛПФ рассчитан на то, чтобы включаться только одновременно со стоп-сигналом, в момент притормаживания, или торможения. Попытки «вкорячить» девайс на постоянную – приводят к его перегреву и ускоренной «кончине».
Велосипедные боковые лазерные «габариты», которые кустарно устанавливаются на скутеры мопеды и малокубатурники, на самом деле – не так эффективны и заметны, как показано в рекламе. Штатный диодный стоп-сигнал мотоцикла поярче будет. К тому же, чтобы габарит работал эффективно на большей, чем у велосипеда, скорости и «светил» на большую дистанцию – его устанавливают под углом, в районе заднего крыла.
Если тот, кто колхозит доп подсветку «дружит с руками» и сделает крепеж, не рассыпающийся так же быстро, как штатный – идея вполне имеет право на жизнь. Основной проблемой лазерных «противотуманок» и «габаритов» становится летящая из-под заднего колеса грязь (залепит диод – и он бесполезен).
2 «Хитрая» и правильная мотоэкипировка
Самая заметная часть мотоцикла в движении – не руль, не бак, и не крылья, на которых можно разместить яркие элементы. Заметнее мотоцикла выглядит зачастую сам мотоциклист. От яркости и контрастности цвета его одежды – зависит, с какого расстояния глаза другого водителя выделят райдера из «серой массы».
Шлем, верхняя половина куртки, колени и мотоботы – самые рациональные места для размещения ярких, контрастных или блестящих элементов. Поэтому современная мотоэкипировка чаще всего двухцветна, и снабжена световозвращающими полосами на плечах, спине, верхней части груди, внешней стороне бедра и голени.
Самый заметный в любое время суток шлем – флуоресцентный ярко-желтый. Далее идут по нисходящей – белый, лимонно-желтый, оранжевый, салатовый, красный.
Наименее заметны: серый, черный, коричневый цвета.
Простейший эксперимент, иллюстрирующий, насколько заметен с одного ракурса большой светлый мотоцикл и средне размерный черный. Водитель – в обоих случаях в простой черной куртке.
Вторая часть эксперимента: водитель в черной куртке и черном шлеме, в более яркой мотокуртке с ярким шлемом, и в «кислотном» светоотражающем жилете.
Независимо от величины и цвета мотоцикла, жилет привлекает внимание сильнее всего. Это – «хитрая» экипировка, имитирующая издалека вид сотрудника ДПС, различать которого «заточен» глаз каждого водителя.
Мотоциклисты в кислотно-желтом, зеленом, розовом или оранжевом жилете максимально заметны в условиях ограниченной видимости – дождь, туман, снег, а также – ночью. Чуть менее эффективен моторюкзак с панелями из светоотражающей ткани (его видно только сзади).
Кроме раскраски, шлем, куртку или рюкзак можно оснастить недорогими дубликаторами стоп-сигнала, как на фото, или «бегущей» LED-панелью.
3 Цвет мотоцикла и светоотражающие элементы
Самые заметные в светлое время суток простые цвета: белый, красный, желтый, оранжевый, салатовый. В темное время суток – явно заметен только белый, как самый «отражающий». Поэтому в маркировке дорожной разметки, знаков и частей транспортных средств применяют световозвращающие элементы и флуоресцентные краски. Казалось бы – проблема решена, крась мотоцикл в один из этих цветов и будь заметен.
Но не всем улыбается перспектива выглядеть раскрашенным как попугай. Большинство мотоциклистов либо «смиряется» с теми элементами пассивной безопасности, которые предусмотрел производитель (катафоты, хром, белые молдинги), либо – максимум – наклеивает несколько флуоресцентных наклеек на пластик.
И в чем-то они правы! Если, например, шлем – белый, куртка – зеленая, а мотоцикл – хромировано-черно-красный, да еще с наклейками – на ходу эта «куча пятен» сыграет как камуфляж и не сольется в единую фигуру. Другой водитель увидит только то, что «что-то движется», но может потерять доли секунды в попытках понять, что это конкретно такое, и насколько оно далеко?
Безусловно, мот, выкрашенный в яркие цвета, с контрастной цветовой схемой, с обилием хромированных деталей, и чистый – будет заметнее, чем залепленный грязью, окрашенный матовой краской, не имеющий контрастных и светоотражающих элементов… но будет заметнее только днем, водителям, едущим сбоку, или в статике – на стоянке. В динамике, особенно в сумерках, большинство деталей «перекрывает» рассеивающийся во все стороны свет основной фары.
Здесь – снова «привет» плохим советчикам, рекомендующим ездить с включенным дальним… Чем больше и ярче будет световое пятно – тем меньше за ним видно мотоцикл, тем больше этот свет похож на «половинку машины, едущей позади другой». Спереди, за этим «щитом» – абсолютно пофиг, в какой цвет выкрашен мот – яркий источник света все перекроет. В ситуации, когда за таким байком едет второй, с ближним светом, ведомого тупо не заметят. Это очень опасно при переезде перекрестка: пропустив первого, машина, поворачивающая налево, «приедет» во второго мотоциклиста.
Ок, с «дальним» разобрались, но дальше что делать? Как правильно выделить байк на фоне сумеречной дороги и обозначить, что это именно мотоциклист на мотоцикле едет в темное время суток? Нужно «дать увидеть» еще что-то кроме фары. Силуэт, габариты. Здесь, кроме доп света, который видно либо спереди, либо сзади, на помощь приходят современные материалы, интенсивно отражающие свет. Световозвращающие пигменты используются в дорожных знаках, разметке, мотоэкипировке (отдельные элементы). Компания Вольво, в сотрудничестве с Albedo, разработала светоотражающий спрей Life Paint, «фишка» которого – невидимость в светлое время суток.
Спрей – на водной основе. Им можно красить мотоцикл, куртку, или другую одежду. Он не токсичен даже для животных (им красят рога диких оленей, чтобы были видны при переходе трассы). Держится от недели до 10 дней, если не попадешь под дождь. Минусы: дорогой – стоит порядка 1000 р за 115 г баллончик, его эффективность зависит от 1. толщины слоя, 2. интенсивности освещения чужими фарами, 3. базового цвета, на который нанесен состав. Нанесенный на белое – лучше отражает, на черное – хуже.
4 Громкий выхлоп мотоцикла
… спасает только пешехода из-под твоих колес. И то не всегда. «Эксперты», рекомендующие для повышения заметности на дороге установить «громкий» глушитель, или попросту вытащить флейту из штатного – вредители. По нескольким причинам:
- Прямотоки – однозначно запрещены ГИБДД на дорогах общего пользования. Мотоциклиста, «пердящего выхлопом» – радостно оштрафуют.
- Громкий глушитель бесполезен на большой дистанции. Издалека, в салоне авто с поднятыми стеклами, при работающем кондиционере или стереосистеме – его просто не слышно.
- Длительное прослушивание серенады прямотока ухудшает самочувствие мотоциклиста. Разболится голова, появится раздражительность, снизится концентрация внимания – увеличится шанс попасть в ДТП.
Теоретически, бас глушителя сделает мотоцикл заметнее для невнимательного пешехода, особенно, если мот подъезжает к перекрестку по левой полосе и не виден за автомобилем, стоящим в правом ряду… На практике – большинство невнимательных пешеходов ходят в наушниках и все-равно не обратят на рев внимания.
5 Правильное движение в потоке – быть видимым и предсказуемым
Выбирать положение на проезжей части нужно так, чтобы:
- Иметь максимальный обзор и быть максимально видимым другими водителями.
- Максимально избегать «слепых зон» для ближайших авто.
- Иметь возможность и пространство, куда быстро сманеврировать (назад-вперед или в стороны).
- Четко давать понять другим, что сейчас будешь делать: меняешь ли направление движения, обгоняешь, или пропускаешь.
Не забирайся надолго влево, особенно – на левую обочину на трассах, мостах и эстакадах. Не обгоняй машины справа. Перед поворотом – четко обозначай намерение и направление. Пользуйся поворотниками всегда, и вовремя отключай их после маневра. Если пропускаешь пешехода – поставь ногу на землю, чтобы он видел, что ты стоишь на месте. Обгоняй – только если уверен, что у мотора хватит запаса мощности. Даже если ты на мопеде – не «тошни» у правой обочины – пользуйся всей шириной своей полосы.
Условно, причины аварий с мотоциклами можно разделить на три типа:
- Мотоциклиста подвела неопытность (недостаток практики) и он, не справившись с управлением, упал, либо вылетел с дороги.
- Мотоциклиста не заметили другие водители (мотоциклист – не нарушал правила) и совершили столкновение.
- Мотоциклист нарушил правила (не соблюдал скоростной режим, выполнял опасный обгон или перестроение, либо выделывался на дороге общего пользования).
Старайся не нарушать (как ни банально), не преувеличивай свой опыт и уровень управления мотоциклом, а постоянно совершенствуй его. И помни, о чем было сказано в начале: «все хотят тебя убить!».
В междурядье тебя поджидают две опасности: внезапно открытая дверь – в стоячей пробке, и резко вывернувший перед тобой автомобиль – в «тянучке». Не расслабляйся в междурядье и не ускоряйся, тогда успеешь вовремя среагировать, а тебя – успеют увидеть другие. Пользуйся звуковым сигналом, если предполагаешь, что впередиидущий или пешеход – «заснул».
Держи под контролем все «переменные» дорожной ситуации!
Конечно, тема безопасной езды в городе – это отдельный объемный разговор. Пока же мы только разобрались с элементами активной безопасности мотоциклиста. Материал получился достаточно объемным, поэтому составляющие пассивной безопасности – рассмотрим во второй его части.